Алексей (Даос) Маштаков , «Военное обозрение» – topwar.ru 10.12.2022, 04:11

Давненько, ребятки, я тут не писал ничего, времена как-то не располагают, да и вроде не до смеха. Но кто сказал, «что нужно бросить песни на войне»? Тем более что жизнь – она вообще сволочь такая, что если к ней относиться без определённой доли юмора, то можно «зараз с глузду зъихать»... Тем паче что, если вспоминать времена «великого и могучего», то иной раз за мир так боролись, что ой-ой... Правда, называлось это тогда не «войной» и даже не «спецоперацией», а «выполнением интернационального долга». Вот про оный и поговорим...
Для «защиты завоеваний революции»
Уж не знаю почему, но при всей широте «советской души» отмечалась какая-то особая любовь к букве «А» – Афганистан, Ангола, Азия, Африка... Ну и остальной алфавит далее по списку...
В общем, было это в одной из дальних жарких стран, которые «вступили на путь социалистического строительства», и под данную сурдинку трясли с «наставников» всего и побольше... В частности, поставил им СССР партию самых современных на тот момент истребителей-бомбардировщиков.

Так сказать, для «защиты завоеваний революции» ну и с соседями отношения повыяснять... Ибо тем наши заклятые «друзья и партнёры» уже тоже натаскали всякого разного... Ну а резали они там друг друга с незапамятных времён, разве что малость не так «технологично».
Одна засада, ИБ современный – это ни разу ни «ассегай» и даже не коза... Он как минимум подготовленного персонала требует и в воздухе, и тем паче на земле... Короче, пришлось к партии ИБ приложить ещё и наш персонал, что называется, «в ассортименте» с задачей «советовать и обучать». Ну а с учётом местных традиций и менталитета в процессе учёбы так иной раз они такие «корки мочили», что и не знаешь плакать или смеяться...

Вот вам такой случай.
Лётчик-снайпер
Из СССР на такую работу всегда посылали лучших, и вот командовал (вернее – советовал») лётной подготовкой местных кадров один наш «лётчик-снайпер» в звании майора. Миссия у него подобная была первой, так что об «особенностях национальной кухни» он был не очень ещё осведомлён.
Ну и с языками как-то не задалось. Нет, тремя основными он владел в совершенстве, но вот местные кадры лопотали на каком-то своём, и «великий и могучий» понимать отказывались. Хотя материться начинали уже к исходу второй недели. А посему приставлен был к майору местный выпускник университета «Дружбы народов» в качестве переводчика.
И вот тут начинались коллизии – ибо языком переводчик владел, но вот об «особенностях военной терминологии» осведомлён был слабо. И если с местным лётным составом наш майор худо-бедно находил общий язык (они-то в Союзе все учились), то с наземным персоналом периодически возникало недопонимание...
Одним словом, нужно было нашему майору принимать у местных пилотяг зачёты по «боевому применению». Как говорится, война войной, а учебный план курить нельзя...
Зачёты по «боевому применению»
Назначили день, майор (через переводчика) отдал распоряжение подготовить полигон. А чего его готовить? Пустыня она большая – бомби не хочу.
Две пары на завтра к вылету на практическое бомбометание. Да вообще не вопрос, с утра пораньше сразу после утренней молитвы и сготовят... (ну про местное отношение к подготовке самолёта – это отдельный рассказ нужен). Даже соответствующий приказ был выпущен, как положено, с полным указанием задействованных сил и средств, в частности – точным указанием боевой нагрузки в виде 4-х практических П50Ш...

Но кто ж те приказы то читает... Вполне, кстати, возможно, что он и читать-то не умеет...
В итоге наступило, как водится, «в колхозе утро».
Майор наш с утра чуть рассвело сел в выданный в качестве личного средства передвижения джип, рядышком переводчик устроился, ну и радист с рацией для того, чтобы местным орлам/бармалеям «ЦУ выписать в процессе»...
Выехали в тот квадрат пустыни, что числился за полигоном, и где местные регулярно распугивали змей и скорпионов, херача по безответным барханам и такырам «со всей пролетарской ненавистью». Естественно, из оборудования полигона там, за исключением тех же недобитых скорпионов и парочки сколопендр, тоже ничего не было. Так что в качестве «вышки» выступал всё тот же майорский джип, который загнали на бархан повыше, а в качестве мишени – отсыпанный сажей крест метров 20...
Ну поскольку бомбометание планировалось учебное, а майор точно помнил, что в приказе фигурировали исключительно «практические» бомбы, то далеко от «мишени» отъезжать не стали... Метров 500 – так, чтобы и видеть хорошо, и чтобы случайный промах в традиционные «поллаптя» не словить.
Приехали, расположились, белому сагибу тентик даже натянули, стульчик складной, ждём-с... Ещё бы пивка холодненького, и был бы почти курорт... Но где ж его взять... Хотя вон уже летят орёлики, сейчас нальют... от души.
Ну майор гарнитуру у радиста взял (благо пилоты по-русски понимают), бинокль, планшет, карандашик попадания отмечать и в ведомость вносить. Иными словами, «бал начинается».
Учебное бомбометание
Тут ещё надо отметить, что, невзирая на «общий культурный уровень», летали местные кадры лихо, даже чересчур лихо, ибо даже присущее обычно человеку чувство самосохранения у них отсутствовало как факт. Ибо воину неподобает.
В результате ведущие пар команду на «начало работы» приняли и, красиво проведя «роспуск», легли на боевой курс... Но что-то майора насторожило... как-то не так машины выглядят. Но толком не разглядишь, когда у тебя, считай, над головой на скорости под мах проносятся серебристые стрелы...

Только звуковой волной по ушам приложило. Первый пошёл...
Ну мне тут словами картинку нарисовать трудно – кто ни разу живьём рядом не стоял, вряд ли прочувствует, что ты эти без малого 10 тонн тяги физически, нутром ощущаешь: когда такие «стальные птицы» (конечно, дюралевые больше) под свист изделия Люльки качнут характерным горбом гаргрота и вау – от БДЗ отделяются тёмные капли, кивнув стабилизаторами, мчатся на встречу с целью...
В общем полный «мир вашему дому»... Бдах! Как вдруг взлетает в воздух султан огня, дыма, земля, вдруг став жёсткой, бьёт по пяткам – полетели тент, стульчик и даже джип подпрыгнул...

А главное – рядышком и поближе противненько так «вжиу, шмяк, дзынь...» Тут до майора доходит, что «явно что-то пошло не так»... Ну блин, не взрываются практические бомбы – там болванка с бетоном и «петарда с дымом» в задке для регистрации попадания...
Короче говоря, «инстинкты и рефлексы» сработали раньше мозгов... Майор, как та ящерица, закопался в песок под джипом с такой скоростью, что если бы кто-то с секундомером стоял, то новый безусловный мировой рекорд по окапыванию из положения сидя зарегистрировал бы однозначно... Ещё и успел радиста с переводчиком с собой затащить...
И размерчик не тот...
А наверху натуральная война. Свист, вой, удар, Свист, вой, удар... Причём встряхивает так, что мозги в кашу перемешивает. Тут до майора начинает доходить, что ему странным-то показалось в облике машин... В приказе было по 4 ПБ на машину... А тут все узлы подвески заняты, и размерчик не тот... Слава всем богам (местного пантеона) и лично дорогому Леониду Ильичу – откидались. Майор из-под машины выполз – картина маслом...
Пустыня уже не совсем пустыня – то есть пустыня, конечно, но скорее лунная... Воронка на воронке... 4 ИБ на каждом по 8 ФАБ 250 (как выяснилось), и все в «пятачок» – всё-таки научил майор-то их бомбить (к своему же счастью – ибо прикиньте, что бы там осталось, если бы они ещё и промазали пару раз). Ну и то, что грунт рыхлый, тоже выручило – ибо и без того джип в решето, рация в хлам, но основная масса металла – та всё-таки в воронках осталась... Так что отделались лёгкими контузиями...
В общем, когда майор проморгался и песок из всех отверстий удалил... Что он по этому поводу сказал – наше «облико морале» требует опустить, хотя тот же переводчик, хоть и контуженный, речь майора стенографировал и резко расширил свой словарный запас...
Тем более что по пустыне пришлось обратно пешкодралом километров восемь пилить, и время у майора было высказать мнение и о пустыне, и о местных орлах, и о местных вообще и о политике партии в частности... В сумме тем хватало.
Местный орден
Вернулся майор на базу и, вывернув персонал мехом внутрь, выяснил, что да, приказ получили, но не читали... (грамотный, видать, в увольнение ушёл), а поскольку на словах передали подготовить 4 машины к вылету на бомбометание, подвесили им стандартный БК из 8 ФАБ 250 – да и проще оно: 1-й БК – он рядом с самолётами лежит, а за практическими бомбами надо на склад ехать, требования оформлять, проще говоря, упростили себе жизнь.
Орлы местные тоже не стали особо заморачиваться – машины готовы? Готовы. Бомбы подвешены? Подвешены... Ну и «гойда!» Или как оно там по-ихнему будет?
В целом зачёт сдали.
Майор от такого даже материться перестал. А что? Все в итоге живы, джип списали (так он там в качестве «мишенной обстановки» и остался)... Майору по итогу даже какой-то местный орден выписали с небольшое блюдце размером...
Но вот пехоту с тех времён майор сильно уважать стал.
Алексей (Даос) Маштаков
Комментарии
литий17 (Евгений)
Повезло майору. Вообще восточные ребята это нечто... До сих вспоминаю своих солдатиков с тех краев, отличия у них есть (для нас они были на одно лицо, в наряд пойдешь..., весь инструктаж, вместо трехэтапной подготовки трехэтажным!), но выкидоны у них были знатные и юморные! Служили прекрасно, как и все! А забугорные, попал мне служить майор с военного училища, который командовал подобным контингентом, много чего веселого рассказывал! В любом случае данный майор сам виноват, не учел местное (как и у нас) раздолбайство!
Авиатор_ (Сергей)
Читал воспоминания военврача, учившегося в Ленинградской военно-медицинской Академии вместе с иностранными студентами. Там студентов (или курсантов?) из стран Варшавского договора называли "братьями по оружию", а тех, что из Африки (кроме Анголы) – "братьями по разуму." Ангольцы были вполне нормальными, но это исключение.
dauria (Алексей)
Нам повезло – я даже министра обороны Малагасийской республики (Мадагаскара) живьём видел. Он лично приезжал поглядеть, где его орлы учиться будут. А так негры всех оттенков от сине-зелёного до светло-жёлтого, арабы, вьетнамцы, кубинцы, немцы из ГДР... Пятый факультет Киевского ВВАИУ. Преподы отмечали, что самые ответственные и трудолюбивые – вьетнамцы. Арабы и африканцы – детишки знати за офигенные деньги. Балбесы отменнейшие, этакая "золотая молодёжь".
Правда нам было настрого с ними – ни общаться, ни по морде врезать.
ваш вср 66-67 (Николай)
Очень интересно! А в авиации всë интересно!
Коротко расскажу тоже одну историю, свидетелем которой не был. Но весь полк потешался и при мне над тем незадачливым бортэлектриком. Так у нас называли борттехника по ДТО.
Полк еще летал на АН-8. Ночь. Самолет летит куда то в командировку. Экипаж 6 чел, стрелка не было. Район Читинской области, и вдруг отказ двигателя! Командир по указанию с земли "тянет" до ближайшего аэродрома. Но экипажу приказ: – Приготовиться покинуть самолет! Летят на одном движке... и отказ второго! – Покинуть самолет! Покинули. В воздухе перекличка, у всех все нормально. Командир и без самолета командир! Соореинтировался по огням на земле, и дает команду вооот там сбор! А была какая то деревня. Собираются, переполошили всех собак и жителей. Председатель прибежал, собрались в конторе колхоза... 5 членов экипажа! 6-го, а именно бортэлектрика нет! Хотели идти на поиск сразу, да председатель отговорил до утра. Утром народ собрали, а тут и бортэлектрик заявился! Командир: – Ты где пропадал? На дереве! А чего ты там сидел, не спускался? Боялся, вдруг волки! А к утру замерзать стал (дело было глубокой осенью), и решил слезть. Командир, говорят, ничего не стал ему говорить про личное оружие, только рукой махнул!
Во время моей службы этот бортэлектрик так и служил в нашем полку в звании ст. лейтенант. Нет-нет, да кто нибудь ему и скажет: А вдруг волки... Не обижался...
Fitter65 (Александр.)
Байка про "страшного лейтенанта Петровича". Было это в старые советские времена, когда была ГИМО, а её приезд в часть равнялся неделе расстрела. Ну приехала эта инспекция в один авиагарнизон, шёл 4 день инспекции. Практически "отстрелялись". Комполка сильно не поседел, практически что-то было даже хорошо, и вот в обеденный перерыв проходя мимо лётно-технической столовой он услышал голос. Да не просто голос, а выражающийся на великом и матерном. Причём в поучительном таком, можно сказать руководящем, тоне. Заглянув за угол Комполка просто онемел, а волосы стали приподнимать фуражку. За углом стоял старший техник Петрович, в звании старшего лейтенанта, и крыл матом двух полковников из комиссии. Полковники стояли по стойке смирно, и только сопели иногда согласно кивая головой. Командир полка понял, что в лучшем случае уйдёт на пенсию майором. После команды Петровича кругом, бегом, шагом марш – проверяющие чётким строевым шагом удалились в сторону штаба, куда и шёл "будущий капитан" Старший лейтенант Петрович повернувшись увидел стоящего за углом и седеющего на глазах бледного командира полка. – Вот, товарищ полковник, вырастил на свою голову двух охламонов, да сыновья это мои, Сашка и Пашка, академиев наокончали, а ума не набрались...
ваш вср 66-67 (Николай)
Отцовский ЛИ-2 – это Гаровка, под Хабаровском, 1947-1951 года. А при прыжке с парашютом ведро не поможет
Да при первом, да и последующих прыжках (а нам в обязаловку входило каждый год прыжок) никакое ведро не помогло бы! По крайней мере у меня. Пока купол не наполнится, ничего не соображаешь! Благо парашют сам открывается. А где кольцо искать, кто его знает. Бывал и на аэродроме Гаровка, и не однажды. С этим аэродромом связана такая история. Был в нашей эскадрилье штурман, ст. лейтенант Рыбин. Так вот командир корабля запросил посадку на Гаровку, а штурман завел самолет на гражданский аэропорт. Они поблизости находятся. Там ни сном, ни духом, и вдруг садится в аэропорту военный самолет! Шума было очень много, но благо обошлось без происшествия. Штурмана на комиссию (а у него и до этого были косяки), и признают негодным к летной работе. А в это время вводят должность начштаба эскадрильи. И его назначают начштаба нашей же эскадрильи. Тут же вскорости получает капитана. Когда я уже демобилизовывался, он уже стал майором. А мужик был хороший. И как то в доверительном разговоре он и говорит. Ну налетал бы я стаж штурманом, и ушел на пенсию ст. лейтенантом. А так уже майор, и светит мне должность зам. начштаба полка! Вот такая история была. И это не байка. Лично со мной был тот разговор. Предлагал командир корабля, потом он взялся за меня с замполитом эскадрильи, который в нашем экипаже был штурманом, уговаривали остаться на сверхсрочную. Но куда там! На гражданку! Молодой был, глупый... Не думал что заразился авиацией... А ведь была возможность и в Балашовское поступить! Но возможно повлияла не столько молодость и глупость, сколько то, что отец на время моего окончания службы был довольно стар уже, 69 ему уже было, а я был у родителей один сын.
Fitter65 (Александр.)
Как обычно, зажигательно! Вот почему "байки старого техника" всегда интересней читать, чем "байки старого штурмана"?
Так техник он на "бетоне", к земле ближе. А штурман он в небе больше, от земли выше... Хотя опять же мы авиаторы не всегда можем понять юмор артиллеристов, как и мотострелки юмор авиационных связистов. Из личного. В 1986 или 87, точно не помню, летом были какие-то учения ОВД (Организации Варшавского Договора). Я тогда был красивым и молодым прапорщиком. В общем мы в составе 3-х радиостанций прибыли на полигон, не вдалеке от Надажице, ПНР СГВ. Я обычно становился в 1-1,5 км от трибуны, вышки, или как там её звали, откуда руководство смотрело как сухопутные войска воюют. Р – 845 – я и Р-140-я ушли под вышку, с них шло управление бортами, я стою ретранслятором обеспечиваю сам КП дальней связью, часа через 3-4 должен был прийти основной ПКП. Место обжитое, капонирчик ещё под радиостанцию на базе ЗиЛ-157 отрывали, когда я наверное только ходить научился, а у меня Р-409-МА 1983 года выпуска, 4 серии на базе ЗиЛ-131. У меня даже шильдик сохранился зав №710710. Когда по замене уехал в КДВО, то в 90-м получил 409ю за номером 710715 Сам капонир был в метрах 8-10, от дороги на которой стояла мотопехота. С десяток БМП. Всё это в ожидании "репетиции". А тут как по закону подлости дождь заморосил, такой настоящий польский "гнусик". Ну, кто в курсе, Р-409 по нормативу 20 минут на отлично, при двух антеннах на полную, а тут – одну на крышу, вторую на 2 яруса. в общем минут 8 на всё про всё. НО! Это же на глазах "соратников". В общем слоган – кто ель пилит в дождь и грязь, наша доблестная связь... – было просто комплементом. Но! Мы связисты ВВС! Мы с небом связь держим! Развернули мы р/ст, АБэшка заработала, ОВэшку запустил, сушимся. Личный состав бытом начал заниматься, я как начальник, само собой начал устанавливать связь, проверять каналы. А самое прикольное было, в том что система связи по релейке тут, не менялась наверное как Р-409 появилась в войсках. Первые два канала телефон ЗАС, третий управление сигналом. Если коротко то по 3му каналу просто шёл вызов на который срабатывала ракета на КП и по сигналу этой ракеты мотострелки... правильно – ехали/шли/бежали в атаку. Но, нам связистам от ВВС, ведь обидно... В общем проверили каналы ТЛФ, сдали на оконечного, всё работа пошла. А тут я так говорю давай 3-тий погоняем, смотри вызов. А абонент к такому не был готов, он не раскоммутировал оконечника (ну мы такого ни когда и не делали, хотя и должны были, ну уровень канала проверили, на оконечника отдали и трава не расти), в общем ракета ушла, пехота пошла на БМП в поля... Через час вернулись. Лейтенант, ну может года на 2 старше меня, который рассказывал своим подчинённым как связисты сношаются в непогоду, вылазит из этой БМП, ну реально весь в глине, а дождь идёт, всё само собой раскисло, от них парит, а ведь ещё и настоящая репетиция должна быть... А мы уже просушились, перекусили... В общем в тепле, сытые, довольные с лицом тяпкой – лейтенант, а что это вы там, в таких не сложных, но не простых метеоусловиях творите?! Связисты так сношатся не умеют, ну и в том же духе. Как, душевно, приколоться друг над другом мы знали и умели. В ответ – Да что вы тепличные понимаете в романтике воинской службы?! Нет, конечно, потом то мы с пацанами у нас в девятке "посидели", приняли за "содружество войск"... Как в фильме у Быкова. – ну могЁшь, не могЁшь, а мОгешь. Сколько всегда помню Р-409МА всегда была "центром" полевых посиделок Ну, за связистов
Fitter65 (Александр.)
Авиация всё же, не гранаты кидать учили
В году, так, 1999м проходило бомбометание на полигоне Синегорье. Летал наш 277 Млавский БАП, который входил в состав 83 БАД, Хурба. Полк как раз начал перевооружаться на Су-24м, начали летать на применение. Ну и вместо полигона бомбу "уронили" в 500-х метров за околицей села. Ну на стёкла мы всей дивизией скидывались... Прочих разрушений не было. Первое сообщение пресс-службы КДВО гласило что – Неизвестный самолёт из состава ЗабВО (?) по плану учений должен был совершить бомбометание на полигоне Синегорье, но в связи с плохим знанием местности провёл бомбометание мимо полигона... Про то как на полигоне Литовка авианаводчик подтверждал что все мишени поражены, ещё до вылета самолётов с аэродрома я наверное промолчу.
|