К большой своей радости и пользе узнал о существовании сайта митрополита Илариона. Занёс его в избранное и намерен приступить к прочтению по возможности всех выступлений и работ о. Илариона. Выдающийся православный ум и, как говорят, светлый человек. Сейчас хочу привести отрывок из его выступления «Эпоха нового мученичества. Дискриминация христиан в разных регионах мира».
"Христиане сегодня становятся заложниками большой политической игры, связанной с геостратегическим переделом Ближнего Востока и Африки. Богатейшие страны Аравийского полуострова, такие как Саудовская Аравия и Катар, вкладывают миллионы долларов в дестабилизацию ситуации в других странах этих регионов. Радикальный ислам ваххабитского толка экспортируется в страны, для которых он никогда не был характерен. Фактически, ваххабизм – это политическая доктрина, которая использует религиозную лексику. Это политический экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией.
Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами, как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Идеологи «радикальных организаций призывают к тотальному истреблению всех христиан. В лучшем случае им, согласно воззрениям экстремистов, позволят жить на положении людей третьего сорта, при условии выплаты специального налога за право жить на земле мусульман. Показательно, что жертвами этих людей становятся не только христиане, но и мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами».
Экспорт салафизма – одного из направлений радикального ислама, начался в 1970-е годы с Аравийского полуострова в соседние регионы, а впоследствии и в более отдаленные страны. К 2000 году его приверженцы распространились по всему миру, и сегодня салафизм играет важную роль в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре, Судане и Афганистане. Сторонники этого движения стремятся к достижению политической цели – построению всемирного исламского государства (халифата), к тому, чтобы жизнь общества строилась исключительно на постулатах шариата, причем самой крайней школы – ханбалитской. Отличительными особенностями политической доктрины салафизма стали непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремление к замене его исламским, устроенным по законам шариата, недопустимость раздельного существования религии и государства, противопоставление исламского мира остальным цивилизационным моделям, отрицание всех неисламских законов, стремление к уничтожению христианства, которое приравнивается к язычеству. В 1990-е годы в массовом порядке и практически во всех зонах распространения ислама появились салафитские группировки. К настоящему времени появилось не менее полутысячи таких объединений, самые известные среди которых — «Аль-Каида», египетский «Джихад», палестинский «Исламский джихад», действующая в Ираке «Ансар аль-ислам», развернувшая активную деятельность в Малайзии и Индонезии «Джемаа Исламийя» и проч.[8]
Сегодня эта религиозно-политическая идеология распространяется с помощью современных информационных технологий: социальных сетей и т.д. На мой взгляд, радикализм порождается невежеством. Когда люди плохо знают свою веру и еще хуже веру своих соседей, это дает почву для агрессии против христиан. Люди имеют греховную природу, они подвержены влиянию агрессивного начала, и чтобы дать ему выход используются религиозные мотивы. Наиболее уязвимыми перед ваххабизмом – другим радикальным исламским направлением, оказались исламские сообщества с низким уровнем религиозной образованности.
Традиционный ислам указывает своим последователям на необходимость борьбы с агрессивными эмоциями. Ваххабизм же не случайно назван авторитетным российским исламоведом А. А. Игнатенко идеологией ненависти, т.к. поострен на постулате культивирования ненависти, которая якобы предписана свыше.
К сожалению, исламское сообщество пока не нашло способ эффективной борьбы с распространением религиозного экстремизма. В некоторых странах представители этого направления приходят к власти, и тогда начинаются гонения и даже тотальное истребление религиозных меньшинств.
Однако неправильно было бы возлагать ответственность за происходящее только лишь на темных, невежественных фанатиков-экстремистов, действующих стихийно, неорганизованно, чуть ли не в одиночку. Часто за спинами погромщиков стоят силы, основной целью которых является получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи. Успех таких людей оплачен кровью.
Другим политическим фактором, ухудшающим положение христиан, является вмешательство в дела региона со стороны стран Запада. Системы, сдерживавшие радикализм в последние десятилетия, разрушаются с помощью военной силы США и НАТО, как это было в Ираке и Ливии, или с помощью инспирированных революций, как в Египте и других арабских странах.
Кроме перечисленных выше, есть и другие причины усиления дискриминации христиан в последние годы. Нельзя не сказать о том, что одной из причин обострения отношений между христианами и мусульманами в ряде стран, прежде всего африканских, стала практика агрессивного миссионерства, применяемая евангелическими церквами, проповедники которые активно работают с местным мусульманским населением с целью обращения его в христианство. Если же в проповеди допускается уничижение ислама, это еще больше подливает масла в огонь. Кроме того, иностранные миссионеры, как мы знаем по опыту нашей страны, могут преследовать и политические цели.
Очевидно, что мы также должны учитывать различные побудительные мотивы, которыми руководствуются гонители христиан в каждой из стран. Например, если в Египте на христиан нападают, убивают, поджигают их храмы и дома, то в Ираке их чаще всего похищают, требуют выкуп или берут в заложники, хотя нередко приходится слышать и о взрывах
христианских храмов в этой стране.
Одной из косвенных причин начала массовых гонений на христиан является отказ Европы от своей христианской идентичности. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев перестали соотносить свою жизнь с Евангелием, стали жить по светским стандартам «общества потребления». В глазах же традиционных обществ, как, например, народов исламских стран, такая «постхристианская» цивилизация теряет какую-либо значимость и ценность. Мусульмане стали переносить на всех христиан обвинения, которые к христианству не имеют отношения, а связаны с политикой США в странах Ближнего Востока или пагубным влиянием «общества потребления». Речь идет об усиленном навязывании носителям традиционных культур секулярных стандартов и норм жизни. Протест против этого понуждения иногда выливается в антихристианские выступления.
Ещё одной причиной антихристианских настроений является то, что на Западе у части протестантов, особенно харизматического направления, произошло глубокое искажение христианства. К сожалению, часто мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить «пиара». Это ведёт к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращённом виде".
|