russkiy-malchik.livejournal.com 24.06.2015 11:29
Не так давно министр культуры Владимир Мединский в статье «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» [1] сформулировал главные принципы новой культурной политики и методы управления ею со стороны государства. Культура провозглашена одним из приоритетов национальной безопасности страны. Подведена черта под диктатом творческой богемы 90-х. Эта богема оказалась способна воспитать только манкуртов. По-прежнему отказываясь от цензуры и бремени «последней инстанции», государство теперь оставляет за собой право оценивать, что из создаваемого в культуре соответствует государственным и национальным интересам, а что им противоречит.
В статье сформулированы основополагающие ценности, на которые должны ориентироваться художники: ценность созидательного труда; развитие личности как залог общего процветания; служение Отечеству; единство и преемственность тысячелетней истории России; историческое единство судеб народов России и дружественных народов; ценности семьи и человеческого общежития. Формулировки довольно общи, поскольку в отсутствие государственной идеологии являются только попыткой нащупать нечто объединяющее миллионы граждан. Их предстоит еще наполнить содержанием и творчески осмыслить. Что как раз, по идее, и должно стать задачей современных художников и творцов.
Как отреагировали мастера культуры? Разумеется, негативно. Поднятая министром тема была подхвачена кинорежиссером Иваном Вырыпаевым [2], известным работой над сценарием фильма «Бумер» и созданием фильмов «Эйфория» и «Кислород». С типичным постмодернистским апломбом, навязшим в зубах за последние десятилетия, кинорежиссер разбивает в пух и прах предложенные Мединским ценности и показывает, что они бессмысленны, что за ними нет ничего правильного.
«Что такое «созидание»? – спрашивает режиссер. – И кто будет решать, что является созиданием, а что нет?» Отвечу на близком для оппонента примере. Фильм «Бумер» – это история про людей, которые привыкли разрушать и сеять вокруг смерть. Им не важно даже, кого и за что убивать, им важно – выглядеть «крутыми». Романтизация таких людей и попытка придать их разрушительному поведению какой-то смысл является актом такого же разрушения, но в еще больших масштабах, чем простой криминал. Это убийство сотен тысяч душ зрителей, которые после таких фильмов привыкают к мысли о том, что «быть сильным» – значит убить человека, сколотить мафию, красть вагонами и пр. Вот это есть разрушение, деградация, дебилизация реальности.
Созидание – прямая противоположность ему. В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», снятом в 1962 году, показан один из примеров созидания – феномен тихого гражданского подвига человека. Когда вокруг не разрываются пули, когда глубочайшая трагедия происходит в тиши научных кабинетов. Герой фильма готов отдать жизнь за идеалы, в которые верит.
Почему? Потому что это судьба созидателя, творца, того, кто живет ради других. Разве мало таких людей сегодня? Да полным-полно – врачей, учителей, ученых, которые вопреки всему продолжают держать этот на своих плечах земной шар. Герой Олега Ефремова из фильма «Гори, гори, моя звезда», немой сельский художник, раскрашивает цветными красками сгоревшую молодую яблоню – вот что такое созидание. Когда жизнь преодолевает смерть. В том числе и благодаря искусству.
Что такое «развитие личности»? – снова недоумевает режиссер. И тут же уходит в красивую софистику про рыбу и аквариум. Но не надо софистики, достаточно чистого сердца и светлого ума, не замутненного постмодернизмом. Развитие личности происходит через преодоление низменности, через стремление к созиданию. Культура должна тянуть человека не вниз, а вверх, к высоким идеалам. Дарить ему крылья, на которых он попытается улететь в небо. Помните героя молодого Табакова, театрального режиссера – как он среди жестокости и разрухи верил в силу искусства и пытался подарить его исстрадавшемуся народу. Прошло сто лет, и такой же молодой режиссер недоумевает – а что такое развитие личности? Что тут скажешь.
Развитие личности и созидание невозможны без любви. Именно любовь является силой, которая позволяет преодолеть низменность и греховность земной жизни. Банальные вещи, их можно было бы не произносить, а вместо этого вспомнить фильм «Три тополя на Плющихе» и блистательную игру Олега Ефремова и Татьяны Дорониной. Там все сказано. Деревенская женщина и таксист пережили такой полет души и трагедию нереализованной любви, что выразить ее могла только песня «Нежность». К слову, кинорежиссер Вырыпаев не обошел тему стороной и попытался снять фильм о сложной любви: у него замужняя влюбляется в другого. Получилась чернуха, прикрашенная красивыми пейзажами и музыкой. А у Татьяны Лиозновой – высокое искусство. И дело не только в мастерстве, дело как раз в ценностях.
Вырыпаев недоумевает о том, зачем нам нужны ценности единства и преемственности истории России. Что ж, тема действительно непростая, и тем она важнее сегодня для людей, изможденных всевозможными распрями между белыми, красными, правыми и левыми. Кто мог бы взяться за эту тему? Например, Василий Шукшин. Он почему-то смог убедить зрителя в том, что важен не цвет политического лагеря, а родная земля и общие ценности. Получилось ведь у Шукшина.
В финале Вырыпаев с тем же постмодернистским пафосом отказывает государству в принципиальном праве что-то определять в искусстве, навязывать людям ценности, учить их и воспитывать. Мол, каждый сам себе хозяин и сам решит, каким надо быть. Но это совсем не так. Модные режиссеры и писатели не могут придумать и предложить обществу ничего, кроме клонирования голливудщины или западного артхауса. И даже когда они пытаются поговорить о важном и серьезном, у них не получается ровным счетом ничего.
Оказалось, что, кроме государства, никого проблема человека, ищущего свой идеал, не волнует. Вот и приходится министру Мединскому говорить о том, что кажется важным миллионам наших сограждан. Богема тусуется, снимает откровенную чернуху или коммерческую пошлость, рассказывает о том, какая она вся из себя особенная, а оплачивать этот банкет почему-то должны налогоплательщики. Странно, что Вырыпаеву даже в голову не приходит простая мысль: вы надоели нам, обычным людям, обрыдли, снимайте вы что хотите, дайте только государству спокойно сделать так, чтобы наши дети в кино увидели не ваши кривляния, а новых «Девчат».
А вы уж сами себе денег найдите на свои удовольствия, показывайте ваши шедевры друг другу, и всем будет хорошо. Правда же?
Эдуард Биров
"Взгляд"
Ссылки
|