Оригинал Виктор Медведчук , Общественное движение «Украинский выбор» – vybor.ua
Проект нового Основного Закона, который на протяжении длительного времени являлся предметом горячих споров украинских политиков, обещает стать сюрпризом и для рядовых украинцев, и для народных депутатов. Вместо проекта Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» народным избранникам раздали Сравнительную таблицу. Но главная интрига последних месяцев так и осталась нераскрытой: до сих пор достоверно неизвестно, кто именно является автором наработанных изменений.
За все годы независимости в демократической и правовой Украине граждане не имели возможности непосредственно участвовать в принятии Конституции, зато активно обсуждали предлагаемые изменения и наработки. Новая власть, несмотря на все заверения в демократичности, не допустила украинцев даже до обсуждения Основного Закона. Украинскому народу предлагают жить по Конституции неизвестного автора, принятой без широкого обсуждения, зато… согласованной в Венецианской комиссии.
Даже поверхностное изучение предложенных материалов позволяет сделать вывод, что власть предержащие опять обманули своих граждан.
Во-первых, в новой редакции Конституции народным избранникам гарантирована депутатская неприкосновенность. Хотя за ее ограничение в 2000 году на всеукраинском референдуме проголосовали 89% граждан Украины. Более того, эта тема является источником для постоянного пиара всех без исключения политсил, стремящихся пройти в парламент.
Во-вторых, авторы изменений отказались от идеи введения императивного манданта. А это значит, что политическая коррупция в стенах ВР будет процветать, как и раньше. Парламентские «тушки», мигрирующие из фракции во фракцию, останутся обыденным явлением и в новом составе Верховной Рады.
В-третьих, децентрализация власти, о которой столько говорили в Киеве, — не более чем очередная декларация. В ст. 118 предусмотрено, что «систему органов исполнительной власти в областях… представляют государственные представительства», главы которых назначаются на должность и увольняются Президентом Украины по представлению Кабинета Министров. По сути, госпредставительства — это возвращенные к жизни госадминистрации. Только под другим названием и с другими функциями. Впрочем, сфера деятельности госпредставительств четко не выписана в законопроекте, а неопределенная и многозначная формулировка «осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Украины» позволяет расширять перечень полномочий вновь созданных органов едва ли не до бесконечности.
Основные изменения в новом проекте Конституции коснулись преимущественно распределения полномочий ВР и президента. Тему всеукраинского и местных референдумов практически оставили без внимания. Народовластие оказалось вне зоны интересов авторов законопроекта, а это значит, что представители новой власти не готовы делегировать гражданам право управлять страной посредством народного волеизъявления.
Проанализировав предложенные документы по изменению Основного Закона страны, можно с уверенностью сказать, что конституционный процесс, на который изначально украинцы возлагали большие надежды, провалился. Объяснить это можно в первую очередь тем, что высокие государственные деятели снова пытаются узурпировать власть, а красивые лозунги и предвыборные обещания политики не собираются претворять в жизнь.
|