ЕС защищает «единственную проукраинскую и проевропейскую силу» в Крыму
Виктор АФАНАСЬЕВ, "Одна Родина" – odnarodyna.org 09.10.2013
Резкое усиление «проевропейскости» во внешней политике Украины не замедлило сказаться на активности нелегального меджлиса в Крыму, ищущего любые возможности для своей легитимации «явочным порядком». Ранее для этого использовалась даже трибуна ООН: вспомним майский прецедент этого года, когда заместитель руководителя отдела внешних связей меджлиса Абдураман Эгиз, выступая в Нью-Йорке на сессии постоянного форума по вопросам коренных народов, назвал меджлис «представительным органом крымских татар».
Сегодня задача международной легитимации этой нелегальной организации значительно облегчилась, так как фактически с её представителями проводят встречи влиятельные европейские чиновники. Так, 19 сентября в Симферополе состоялось заседание, в котором приняли участие председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, руководство Совета министров Крыма, Верховный комиссар Европейского Союза по вопросам расширения и европейской политики добрососедства Штефан Фюле и председатель меджлиса Мустафа Джемилев.
Ш. Фюле призвал [1] «к признанию законности и ключевой роли таких организаций, как меджлис крымских татар» с целью «обеспечения открытого и всеобъемлющего политического процесса». По логике европейского комиссара меджлис – это нечто вроде общественной организации, которая не может зарегистрироваться в правовом поле Украины исключительно из-за препон, создаваемых местной властью.
Тот момент, что меджлисовцы сами бойкотировали работу Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины, в расчет европейцами не принимается. Ведь главная задача украинских властей, как озвучил её Ш. Фюле, состоит в том, чтобы создать «правовую базу для ранее депортированных лиц – возможно, через издание закона Украины “О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку”», уже принятого украинским парламентом в первом чтении в июне 2012 года.
В устах еврокомиссара это звучит как «рекомендация», однако, как показывает практика, такого рода советы довольно часто увязываются на деле с евроинтеграционными устремлениями украинского правительства. Другими словами, если официальный Киев так стремится в Европу, то ему никак не обойтись без того, чтобы прислушаться к настойчивым «поучениям» брюссельского «наставника».
* * *
Парадокс состоит в том, что по всем направлениям меджлис и его руководство неоднократно показывали свою оппозиционность и нелояльность как к Партии регионов, так и к главе государства, не только игнорируя его инициативы по налаживанию диалога с общественностью из среды татар Крыма, но и откровенно пренебрегая ими.
В ЕС прекрасно осведомлены о том, что республиканская власть в Крыму настроена крайне негативно по поводу самой возможности общения и взаимодействия с меджлисом. Глава крымского Совмина Анатолий Могилев категорично заявил [2] Ш. Фюле, что не собирается сотрудничать с нелегальной структурой «меджлис», претендующей, как известно, на роль некоего этнического правительства всех татар Крыма. Крымский премьер отметил, что готов сотрудничать с теми татарскими организациями, которые прошли регистрацию в соответствии с законодательством.
В сущности, европейскому гостю дали понять, что крымское руководство недовольно существованием на полуострове некоего монопольного посредника между официальной властью и татарами Крыма, коим долгое время позиционировал себя меджлис. Массовое возвращение в Крым выселенных в 1944 году народов сопровождалось трудностями в их экономическом и социальном обустройстве, чем и пользовались функционеры меджлиса, претендуя на роль «лоббистов» интересов татар Крыма перед властью.
Однако сегодня ситуация изменилась. По словам [2] А. Могилева, "не вызывает сомнений факт, что в жизни Украины и Автономной Республики Крым завершается целый исторический этап, связанный с возвращением и обустройством на территории полуострова крымских татар, армян, болгар, греков и немцев. В основной массе эти народы и этнические группы живут на уровне тех же жизненных стандартов и пользуются теми же правами, что и остальное население Украины и автономии".
В целом такой точки зрения придерживаются и в Кабмине Украины. МИД подготовил для международного сообщества доклад на английском языке «О ситуации с интеграцией ранее депортированных лиц в украинское общество», где речь идет о том, что в действительности никакой дискриминации татар Крыма, о которой меджлис так любит вещать перед зарубежными представителями, нет.
В частности, в докладе фигурируют [3] следующие сведения. Согласно результатам выборов в органы местного самоуправления в 2010 году, 16 % мандатов получили крымские татары, составляющие 13,7% от всех этнических групп в Крыму. К концу 2012 года количество земель, выделенных крымским татарам под строительство индивидуального жилья, составило 17,1% площади земель, выделенных на эти цели (данные Рескомзема Крыма). В Крыму количество религиозных центров, относящихся к Православной церкви, увеличилось за последние 12 лет на 63% (с 208 в 2000 году до 338 в 2012 году), тогда как количество исламских организаций увеличилось на 122 % (с 146 в 2000 году до 324 в 2012 году).
Однако в самом «нелегальном этническом парламенте» подобные заявления МИД Украины восприняли в штыки. Глава отдела внешних связей меджлиса А. Хамзин на встрече в Симферополе обратился [4] с вопросом к Л. Кожаре по поводу англоязычного доклада МИД: «Это неправда или же эта истина объявляет о том, что и ежегодные доклады госдепа США, а также многих международных организаций, в том числе ОБСЕ и Комитета по правам человека ООН, констатирующие напряженную ситуацию в вопросах межнациональных отношений в Украине, также являются лживыми?»
Меджлисовцы упрекают министра иностранных дел Украины в том, что при подготовке доклада сотрудники подчиненного ему ведомства не приняли во внимание ранее опубликованный доклад о положении татар в Крыму, подготовленный при поддержке МИД Норвегии. Л. Кожара подчеркнул, что знаком с текстом этого документа, однако как представитель власти он не может использовать доклад ОБСЕ, так как, по его мнению, в рамках европейского законодательства отчет ОБСЕ полностью корректен, но абсолютно некорректен [5] по отношению к внутреннему анализу и законодательству Украины.
Другими словами, ЕС опять пытается вмешиваться в непростую этнополитическую ситуацию на полуострове, причем публично поддерживая непризнанную структуру, с которой категорически отказываются работать крымские власти. Налицо прослеживается тенденция к поддержанию «управляемого извне» конфликта, который, с точки зрения европейских стратегов, позволит еще более ослабить Украину и дестабилизировать ситуацию в сложном крымском регионе.
Уточним, что сегодня меджлис категорически отказывается регистрироваться как общественная организация, претендуя на статус параллельного органа власти, построенного по этническому признаку.
Цели той тактики [6] , которой придерживается руководство меджлиса, раскрывает издание «Зеркало недели». "Если бы в список критериев [список «домашних заданий» от Ш. Фюле для евроинтеграции Украины] вошел еще и вопрос восстановления прав ранее депортированных по национальному признаку, это значительно усложнило бы подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС».
Смысл действий «нелегального этнического парламента» в настоящее время (учтем тот факт, что в меджлисе уже вовсю идет борьба накануне процедуры избрания/переизбрания его лидера) – максимальное использование европейских структур в их давлении на Украину накануне подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе. Еврокомиссары, со своей стороны, с удовольствием используют любую возможность, пусть даже в виде надуманной «дискриминации татар в Крыму» для ужесточения своих позиций на переговорах и лишения официальной украинской стороны всякой свободы для маневра в сторону сближения с Таможенным союзом.
* * *
Отметим, что не только руководство ЕС, но и представители отдельных стран контактируют с меджлисом, придавая этим встречам характер официального мероприятия. Так, по заверению самих меджлисовцев, англоязычный текст [7] доклада МИД был ими получен во время встречи в посольстве Чехии.
Представители «нелегального этнического парламента» уже неоднократно встречались с чешской стороной. Характерны высказывания М. Джемилева в отношении роли меджлиса [8] в Крыму, сделанные им в ходе беседы с министром иностранных дел Чехии Карелом Шварценбергом в апреле этого года: «Все действия нынешних властей Украины в Крыму, направленные на уничтожение национального органа самоуправления крымских татар системы Курултай-Меджлис, рассматривает как грязное политическое преследование. Оно связано, в первую очередь, с уничтожением на полуострове единственной проукраинской и проевропейской силы, которая в течение многих лет противостоит сепаратистским амбициям пророссийских сил и обеспечивает территориальную целостность и независимость Украины».
Поддержка ЕС и отдельными европейскими странами вопроса о «явочной» легализации меджлиса означает реализацию долгосрочной стратегии поддержания нестабильности и управляемого конфликта в Крыму.
Сегодня остается открытым вопрос о том, как поведет себя руководство Украины в том случае, если требование признания меджлиса будет официально включено в «список Фюле».
АФАНАСЬЕВ Виктор, кандидат политических наук, доцент
Ссылки
|