Вахтанг Кипшидзе на www.odnako.org 07 марта 2013
...Дебаты о роли Поместных соборов в церковной жизни часто сводятся к вопросу о том, насколько широкими полномочиями обладают миряне, чтобы влиять на церковную жизнь. За этим стоит тонкий и глубокий вопрос понимания церковной соборности, важность которого, кстати, выходит за рамки православной традиции.
Например, западный протестантизм, в своё время претендовавший на возвращение к идеалу жизни по Священному Писанию, формально решил проблему участия мирян в управлении христианской общиной. Если взять опыт самых «продвинутых» конфессий – то можно лишь позавидовать тому, как много прав у мирян и как это как будто соответствует идеалам древней христианской общинности. Может быть, Русской Православной Церкви стоило бы ввести голосование по всем вопросам, начиная от выборности приходских священников и заканчивая референдумами по всем вопросам церковной жизни? У нас есть сторонники этой идеи, которые не знают или не хотят знать, что подобные механизмы приводят в некоторых либеральных западных конфессиях к тому, что большинством мирянских голосов – а ведь любая община в большинстве состоит не из священнослужителей – принимаются «общецерковные решения» в поддержку «голубых браков», а также иных нравственно сомнительных веяний последнего времени. Наверное, в советское время на какой-нибудь кафедре научного атеизма и то озадачились бы, как из Священного Писания можно вывести подобные идеи. Но «прогрессивные» протестантские общины голосуют «за».
В истории христианства были и противоположные случаи. Хрестоматиен пример Флорентийской унии 1439 года, которая являет собой сговор епископов, презревших догматы веры ради политической конъюнктуры середины XV века. Как известно, это решение было воспринято паствой как предательство веры, и уния скоро распалась.
Конечно, особая ответственность епископов за направление церковного корабля по волнам суетного мира укоренена в православной традиции. Если брать за образец Вселенские соборы, то их в целом можно назвать по составу Архиерейскими соборами. Но опять же – в истории Церкви были и разбойничьи соборы. То есть сборища, где по формальными признакам побеждали еретические взгляды, но которые были впоследствии отвергнуты церковной полнотой. Именно поэтому не стоит думать, что действия епископов не требуют размышления и оценки. Апостольский призыв «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3.15) – обращён не только к церковной иерархии, но к каждому верующему. 15 правило Двукратного собора устанавливает право верующих отказываться от общения с епископами-еретиками до соборного рассмотрения их лжеучений. Это правило может показаться потенциально угрожающим церковному единству, но оно утверждает право мирян и клириков давать вероучительную оценку словам и действиям архиерея. Это выражение богоданного достоинства и свободы человека.
Первичная задача церковного управления – не соблюдение принципов демократии, а верность Истине, и поэтому вопрос распределения власти, управленческих полномочий является вторичным.
Отношения внутри Церкви не вписываются в рамки традиционной демократической концепции сдержек и противовесов. Просветитель Алеутских островов епископ Иннокентий, впоследствии Митрополит Московский, как-то сказал: «Епископ в одно и то же время есть и учитель и ученик своей паствы». А такие отношения могут вырасти могут вырасти только на основе веры и верности Истине, их не построишь путем демократического распределения квот мирянского и священнического представительства.
Уставные изменения, сделанные Архиерейским Собором 2013 года, в том числе в области распределения полномочий между Архиерейским и Поместным Собором, по существу кодифицируют реально сложившуюся практику церковного управления, которая не вступает в противоречие с традицией. Здесь нашел отражение и новый механизм Межсоборного присутствия, в работе которого активное участие принимают миряне, подтверждено право мирянского представительства на Поместном Соборе.
Но все шаги священноначалия по оптимизации управления на высшем уровне принесут плоды, если базисом церковной жизни будет община, которую образуют братские связи, помощь и взаимная поддержка, участие в делах друг друга на уровне каждого прихода. В идеале такая община взращивает пастырей и архипастырей, которые способны ее возглавить. Общинность не может быть создана извне – это задача каждого верующего, который призван видеть в храме нечто большее, чем пункт по оказанию религиозных услуг. В ответственности за свою общину, участии в её жизни и заключается ничем не ограниченная власть верующих мирян, которую в Церкви нельзя ничем заменить.
|