Оригинал Михаил ПАВЛОВ , "Одна Родина" – odnarodyna.org 05.03.2014
В сложившейся обстановке наибольшей угрозой может стать попытка нелегитимной центральной власти в Киеве «задушить» Крым в тисках экономической блокады. Таким способом, скорее всего, станут действовать для того, чтобы посеять среди населения панику и породить недоверие к законно сформированному Совмину Крыма.
Первоочередная задача, о которой говорил избранный глава исполнительной власти Крыма С. Аксенов, – обеспечение бесперебойности выплаты заработной платы бюджетникам, пенсий, стипендий и осуществление социальных выплат. В отношении самостоятельного наполнения республиканского бюджета Крым не находится в числе аутсайдеров среди других регионов Украины. Согласно утвержденному бюджету [1] Крыма на 2014 год, доходная его часть составляет 5 млрд. 378 млн. грн., трансферты и дотации выравнивания - 3 млрд. 120 млн. грн.
По действующей сегодня схеме бюджетно-налоговых отношений с официальным Киевом АРК перечисляет в центр налог на прибыль предприятий (кроме тех, которые находятся в собственности Крыма), акцизный сбор, НДС. Источниками формирования бюджета Крыма являются 25% подоходного налога с граждан, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения, 50% сбора за специальное водопользование, 50% платежей за пользование недрами общегосударственного значения, плата за использование других природных ресурсов; акцизный сбор с произведенных в Украине товаров, кроме сбора, который засчитывается в специальный фонд государственного бюджета.
В бюджет АРК также зачисляются лицензионные сборы [2] . Однако эти поступления не носят регулярный ежемесячный характер.
Запланированный на 30 марта общекрымский референдум должен прекратить практику игнорирования центральной властью Украины налоговых полномочий, закрепленных Конституцией Крыма, в частности правом республики на одноканальный бюджет, когда крымская власть сама будет вправе распоряжаться большей частью налогов и сборов на территории республики. Бюджетный и налоговый кодексы, по сути, в части полномочий АРК вступают в противоречие с Конституцией Крыма. Коллизию можно было бы преодолеть, обратившись за разъяснением в Конституционный суд.
Позиция крымских депутатов, озвученная [3] еще в феврале, была такова: «...для устранения конституционно-правовой нечеткости природы автономии, предлагается закрепить, что система органов власти АРК не входит в систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления, а является самостоятельным субъектом. Верховный Совет Крыма должен получить право законодательной инициативы. Экономическая основа автономии должна базироваться на конституционном закреплении понятия "собственность Автономной Республики Крым"».
Как видим, в самом крымском референдуме заложена идея справедливых отношений между центром и АРК. Проблема игнорирования законных прав республики существовала на протяжении многих лет, однако сейчас, после прихода к власти в Киеве радикальных украинских националистов, вопрос стал ставиться ими в формулировке невозможности дальнейшего существования Крыма в статусе республики.
Проведение референдума – это стратегическая линия республиканской власти. Что касается решения тактических вопросов, то главным среди них является обеспечение финансовой стабильности Крыма.
Нужно признать, что «майданизация» снизила инвестиционный рейтинг как самой Украины, так и Крыма. В частности, международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной валюте на уровне CCC и долгосрочный РДЭ в национальной валюте на уровне B- c "негативным" прогнозом [4] .
Общеукраинская нестабильность и политический хаос не замедлили сказаться и на инвестиционной привлекательности Крыма. Так, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 25 февраля понизило долгосрочный кредитный рейтинг Крыма с уровня ССС+ до ССС, прогноз [5] изменения рейтингов "негативный".
Вина за падение привлекательности Украины и Крыма для иностранных капиталовложений целиком и полностью лежит на тех, кто в течение 3 месяцев дестабилизировал ситуацию в стране.
Надо отметить, что экономика Крыма может получить существенную финансовую помощь из России. В ближайшее время РФ выделит Крыму $6 миллиардов. Большая часть (до $5 млрд.) будет предоставлена в форме инвестиций, а $1 млрд. - в виде финансовой помощи местным властям. По результатам встречи 3 марта главы финансового ведомства России А. Силуанова и его крымского коллеги В. Левандовского было отмечено [6] : «Дефицит бюджета республики к настоящему моменту составляет около 10 млрд. гривен (примерно 35 млрд. рублей)».
Трехмесячные беспорядки, продолжавшиеся в центре и на западе Украины, фактически «заморозили» с украинской стороны начало работ по сооружению мостового перехода через Керченский пролив. Решение, принятое правительством России, позволит реализовать проект вне зависимости от политической конъюнктуры на Украине. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение [7] о создании дочерней структуры госкомпании "Российские автомобильные дороги" (Автодор), которая будет выступать заказчиком строительства моста через Керченский пролив. «Я подписал распоряжение правительства о передаче функций заказчика специальному акционерному обществу, которое будет заниматься этими вопросами», — сказал Медведев на совещании с вице-премьерами 3 марта.
Первый вице-премьер Совмина АРК Р.Темиргалиев на пресс-конференции 3 марта озвучил намерение [8] российской стороны построить современную автодорогу, соединяющую Керчь, Симферополь и Севастополь.
Реализация крупных инфраструктурных проектов позволит полуострову успешно развивать туристическую отрасль и привлекать отдыхающих.
Логическая связка с курортным сезоном здесь вовсе не случайна, поскольку именно рекреация и туризм в летний период создают в Крыму наибольшее количество рабочих мест. Если проанализировать заявление [9] А.Яценюка от 1 марта о том, что после Олимпиады в Сочи гостиницы будут там пустовать, а поэтому, мол, Россия намерена лишить крымчан работы, зарплат, курортников, как это было в Абхазии, когда эта территория 6 лет пустовала, и перевести потоки туристов в Сочи, то оно лишено здравого смысла и похоже, скорее, на попытку снять с себя ответственность за многомесячное нагнетание обстановки в стране.
Во-первых, курорты сочинского региона и Крыма некорректно сравнивать по их целевому предназначению. Следует учитывать и природные особенности регионов. Крымский климат более сухой, он лучше подходит для людей с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями.
Во-вторых, среди жителей стран ТС за многие годы уже сложились устойчивые предпочтения по выбору мест летнего отдыха.
В-третьих, как показала практика, россиян не отпугнула даже египетская революция, они продолжали ездить на Красное море из-за снизившихся туристических расценок. В Крыму же обстановка сегодня спокойная и контролируемая. Вероятное падение цен на отдых создаст дополнительный стимул для привлечения туристов, поскольку сегодня многие учитывают бюджет своего летнего отпуска.
В-четвертых, для России нелогично предоставлять финансовую помощь для региона, который она якобы рассматривает как конкурента Сочи.
Надо заметить, что природные богатства шельфа Черного моря позволяют крымчанам не страдать из-за отсутствия «голубого топлива». Кроме того, премьер С.Аксёнов заверил [10] , что «отопительный сезон идет удовлетворительно, он будет закончен в соответствии с общепринятыми нормами, у нас есть для этого все необходимые ресурсы. В газохранилище Крыма имеется около миллиарда кубов газа. По мнению специалистов, его хватит не только на завершение нынешнего, но и практически на весь предстоящий отопительный сезон 2014-15 годов».
Решительная и активная работа Совмина АРК при поддержке крымского парламента в условиях вероятной негласной экономической блокады Крыма со стороны киевской власти обеспечивает высокое доверие крымчан новому составу крымского правительства. Крым докажет свою возможность выстраивать отношения с центром путем договоров и соглашений как равноправный и активный участник политического процесса.
Ссылки
|