Оригинал karpenko-sasha.livejournal.com 29.09.2013 19:15
Майя Л. Маликова:
Александр, расскажите, пожалуйста, о том, как рождалась песня «Адриенна Лекуврер».
Александр Карпенко:
Про душевный подвиг Адриенны Лекуврер я впервые прочёл в какой-то детской книге о литературных героях и героях «из жизни». Там было написано совсем немного, и только об этой необыкновенной истории с Вольтером. То, что не было упомянуто в книге, я додумал сам. Между чтением и сочинением песни прошло несколько лет. Почему я начал писать об Адриенне? Думаю, здесь сыграла свою роль моя любовь к культуре Франции. Ведь к тому времени я уже написал стихи и песни о Сирано де Бержераке, Жераре де Нервале, Вилье де Лиль-Адане. В этом славном списке не хватало, пожалуй, только женщины!
Я написал довольно большое стихотворение об Адриенне Лекуврер, а стихи всё шли и шли… Я решил использовать приём Лермонтова из «Героя нашего времени». Когда сюжет развивается, но повествователи меняются. Меняется ракурс наблюдения. Согласно моему замыслу, вслед за повествованием «от рассказчика» должен был идти рассказ Адриенны. Потом – рассказ Вольтера, и в финале – дуэт, диалог Вольтера с Адриенной. Вначале я планировал большую поэму из четырёх частей. О музыке даже не думал. Но потом, неожиданно, возникла мелодия, а стихи стали оформляться в песню с тремя куплетами и припевом. Для меня очевидно, что песня явилась прямым продолжением написанного ранее стихотворения.
М.Л.М. – А как Вам удаётся, Александр, проникать в события столь отдалённых от нас эпох?
А.К. – Конечно, когда мы пишем о людях, живших до нас, мы вкладываем в их образы свои личные переживания. Потому что чувство любви не изменяется сильно с течением времени. До нас люди любили с такой же нежностью и самоотверженностью. Поэтому, наверное, мы способны догадаться о многом и оживить образы героев прошлых столетий.
Чувство любви всегда востребовано, оно всегда – современно.
М.Л.М. – Что Вы можете сказать об особенностях исполнения «Адриенны Лекуврер» Ириной Шведовой?
А.К. – Певица Ирина Шведова внесла в исполнение «Адриенны Лекуврер», на мой взгляд, свой особый стиль, в котором повенчаны французский шансон и русская актёрская драматическая песня. «Адриенна» Шведовой исповедально-возвышенна, лирична и проникновенна. Ирина Шведова рассказывает о метаморфозе, происходящей во внутреннем мире Адриенны Лекуврер. Жизнь и сцена у неё словно бы меняются местами по степени важности: любовь к человеку на какое-то время вытесняет из сердца героини любовь к сцене. Точнее, жизнь – это тоже своего рода сцена, и эти «подмостки» становятся на какое-то время «главнее». Любящие, как и друзья, «познаются в беде». Любовь, усиленная бедою, близким соседством со смертью, вырастает до монуменнтальных размеров. Именно такой и показывает нам глубокое чувство своей героини замечательная русская певица и актриса Ирина Шведова.
Ирина Шведова. Фото Евгения Логинова |
|