Антон Вашкевич наwww.odnako.org 15 марта 2013
Вчера посмотрел вторую часть трилогии «Атлант расправил плечи» (первая часть вышла ещё в 2011 году). Фильм снят по известной в определенных кругах трилогии американской писательницы Алисы Розенбаум, родившейся в России и эмигрировавшей в 1925 году (если быть точнее – получила визу для учебы в США, где и осталась жить). Позже взяла себе псевдоним «Айн Ренд» и написала четыре книги.
«Атлант расправил плечи» – её последняя книга, опубликованная в 1957 году. По рассказам многих, большую популярность роман получил именно на Западе, причем его читали в основном две категории – «офисный планктон» и руководители организаций. У нас в России книга особой популярности не получила даже в 90-е, хотя и нельзя сказать, что ее вовсе никто не знает (лично я о книге узнал в 2010 году).
Сюжет следующий: в США к власти пришли социалисты, которые начали сворачивать рынок, а вместе с тем и деятельность бизнесменов. Не как в 1917 году большевики, а постепенно – то есть путем ввода различных ограничений, нормативов и так далее, с целью перейти к плановой экономике. Главные герои романа выступают как «талантливые люди», которые пытаются жить в этой системе и тем самым противодействуют ей. Например, Хэнк Риарден – изобретатель, создавший новый риарден-металл, самый прочный металл на планете. Или Дагни Таггерт – строит новую железнодорожную линию, которую потом «проклятые социалисты» уничтожают. По замыслу Айн Ренд, главные герои и есть атланты, которые расправляют плечи в тяжелых условиях давления со стороны государства. «Расправлением плеч» считается именно то противодействие и якобы использование высших творческих способностей «атлантов», которые помогают сохранить государство от разрушения и выводят его на новый уровень развития. Самая главная мысль книги (а книга в трех томах и достаточно объемная и сложная по тексту и языку): «Я никогда не буду жить ради другого человека, и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня» – звучит как лозунг победившей идеологии индивидуализма.
В чем же цель экранизации этой столь «фундаментальной» книги сегодня, спустя почти 70 лет? Вряд ли в том, чтобы «срубить бабла» с потребителей. Как показывают сборы, при бюджете в 20 миллионов долларов первый фильм собрал чуть меньше 5 миллионов, при этом в России фильм на большом экране даже не показывали. Так что цель тут очевидна – идеологическая. Как известно, многие экономисты прогнозируют вторую волну кризиса, которая коснется в первую очередь США. Предпосылки этого вполне имеются – растущая безработица, большой государственный долг, ничем не обеспеченные деньги, количество которых увеличивается. Поэтому авторы и заказчики трилогии сделали попытку внедрить в сознание граждан США мысль о том, что на самом деле капитализм и рыночная экономика – это все равно благо, что во всем виноваты социалисты (во второй части фильма правительство применяет «жестокие меры» – устанавливает норму производства на предприятиях – чтобы не больше и не меньше, приостанавливает деятельность патентного ведомства, запрещает увеличивать зарплаты работникам и так далее), что будущее – в руках талантливых предпринимателей, которые будут управлять экономикой благодаря своему «дару» и нести её свет по всей земле (привет «Исповеди экономического убийцы» Джона Перкинса). А регулировать её будет, соответственно, «невидимая рука рынка». Для того, чтобы это все осуществилось, нужно, как говорится, начать с себя. В соответствии с тем самым упомянутым принципом – «Я никогда не буду жить ради другого человека...», дабы избавиться от малейшего чувства коллективизма.
Правда, не учли заказчики фильма одно «но» – потребителей не всегда можно убедить в том, что говорят «эксперты». Например, с 1987 года в нашей стране регулярно демонстрируются фильмы, разоблачающие И.В. Сталина, в которых он то убивает Кирова, то переселяет народы Кавказа, то миллионами сажает в ГУЛАГ. Однако подобные фильмы сознание и мнение большинства населения не изменили – большинство так до сих пор и относится к Сталину положительно и выступает против политики десталинизации. Как показывает практика, у заказчиков фильма «Атлант расправил плечи» тоже не получается убедить граждан в том, что рыночная экономика – это хорошо, но ей мешают социалисты и враги. Второй фильм показали в США в более чем 1000 кинотеатров (первый показывали всего в 300), но сборы оказались на том же уровне, что и у первой части. Ну не верит народ в будущее капитализма, не верит!
История с экранизацией «Атланта» напоминает печальный опыт «Утомленных солнцем – 2». Вроде и преподносят как «жизненный фильм», и населению объясняют, «как оно на самом деле и как нужно», даже школьников водят толпами на сеанс (как это делали в некоторых регионах). Да все бесполезно – кино провалилось. Так же как и американская агитка, которая даже внутри США оказалась неинтересна никому, кроме твердолобых поклонников Айн Ренд.
Ссылки
Атлант расправил плечи: Часть 1 / Atlas Shrugged: Part I
Киноадаптация известного одноимённого романа Айн Рэнд.
Страна: США
Студия: Strike Productions
Жанр: драма, детектив, фантастика
Год выпуска: 2011
Продолжительность: 01:36:53
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3806318
www.kinopoisk.ru/film/221368/
Атлант расправил плечи. Книга 1. Без противоречий
Айн Рэнд перевод: Д. В. Костыгин
lib.rus.ec/b/78195
|