Лукашенко на саммите ЕАЭС: "реальная цель Запада состоит в методичном уничтожении конкурентов"
По сообщению 10 декабря, Минск БЕЛТА.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета высказался по ключевым вопросам в повестке дня интеграционного объединения, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил: несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию на мировом рынке, в текущем году страны союза достигли достаточно хороших результатов во внешней и взаимной торговле. „Почти все страны нашего союза имеют двузначный рост экспорта на внешние рынки – это хороший сигнал. И дело не только в эффекте отложенного спроса или низкой базе прошлого года“, – подчеркнул белорусский лидер.
Лукашенко: Рассчитываю, что этот год будет последним, когда мы общаемся по "телевизору"| Cаммит ЕАЭС - YouTube – 10.12.2021, 00:00
О формировании общих рынков
Президент отметил, что реализация стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года идет в плановом порядке. "Несмотря на некоторые сложности, продолжается поступательная работа по формированию общих рынков союза. Вместе с тем сохраняется ряд вопросов принципиального характера в части создания общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов", – констатировал Александр Лукашенко.
"Думаю, мы в ближайшее время сможем очно обсудить и эти вопросы", – добавил он.
„Очевидно одно: реальная цель Запада состоит в методичном уничтожении конкурентов. Эта ситуация наглядно продемонстрировала, что друзей у нас там нет“, - подчеркнул глава государства.
Президент обратил внимание: страны ЕАЭС должны рассчитывать только на свои силы и у них есть все возможности для налаживания импортозамещения. „Мы можем себя обеспечить всем необходимым“, - заявил глава государства.
О цифровизации перевозок
Для подписания на нынешнем заседании было вынесено Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Оно является одним из основных элементов формируемой единой системы таможенного транзита союза.
"Цифровизация перевозок сегодня полностью соответствует духу времени. Применение таких пломб позволит повысить уровень доверия в торговле между нашими странами, оптимизировать контрольные мероприятия на внутренних границах, увеличить транзитную привлекательность союза", – сказал Александр Лукашенко.
О продиктованных жизнью изменениях
Еще один вынесенный на подписание документ – второй Большой протокол о внесении изменений в Договор о Союзе, который касается широкого круга вопросов: применение антидемпинговых мер по отношению к третьим странам, конкуренция и государственное ценовое регулирование, взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой, техническое регулирование и многое другое. „Все, что продиктовано жизнью“, – отметил глава государства.
О сотрудничестве на международном треке
В соответствии с утверждаемыми Основными направлениями международной деятельности ЕАЭС на 2022 год Александр Лукашенко предложил сосредоточиться на нескольких ключевых вопросах.
По его словам, совместная работа на внешнем контуре и деятельность Евразийской экономической комиссии должны быть ориентированы прежде всего на решение практических задач развития экспорта товаров и услуг.
„Китай здесь занимает особое место. Считаю необходимым акцентировать внимание на взаимодействии с этой страной в рамках сопряжения планов развития ЕАЭС, инициативы «Один пояс, один путь» и Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве 2018 года“.
Он также считает необходимым продолжить диалог с Египтом и Ираном для завершения переговоров по соглашениям о свободной торговле, а также активизировать его с Израилем.
Ожидается также скорое завершение предварительной работы с Индонезией и Монголией и принятие решения по вопросу целесообразности начала переговоров с данными странами о зоне свободной торговли.
Александр Лукашенко уверен, что неотъемлемым элементом международной деятельности как в 2022 году, так и в долгосрочной перспективе должна стать эффективная защита экономических интересов ЕАЭС.
Глава государства отметил, что его коллегам по ЕАЭС хороша известна ситуация в Беларуси и ее взаимоотношения с Западом. „Это входит, к сожалению, в первый вопрос международной новостной повестки дня. Нас это не радует, но мы должны понимать, что Соединенные Штаты и коллективный Запад от своей политики не уйдут, им нужны поводы для давления на нашу братскую Россию и на нас в том числе“, - обратил внимание Александр Лукашенко.
Таким очередным поводом, по его словам, стала ситуация на белорусско-польской границе и миграционный кризис. „Не мы породили эту проблему, в том числе и не вы, бывшие постсоветские республики, но это используется как предлог для давления, прежде всего на Беларусь“, - подчеркнул Президент.
О сохранении положительной динамики экономического роста
Глава государства отметил, что текущая удачная конъюнктура во внешней торговле имеет цикличный характер, и чтобы сохранить положительную динамику экономического роста, в 2022 году партнерам по ЕАЭС следует сфокусироваться на реализации ряда мероприятий.
По словам Александра Лукашенко, прежде всего нужно активизировать промышленную кооперацию по совместному производству новой, востребованной на мировом рынке продукции.
„Важным практическим шагом в данном направлении будет согласование перечня совместных масштабных высокотехнологичных проектов, а также определение условий их финансирования и реализации. Над такими проектами мы с Российской Федерацией работаем. Для решения этой задачи в ближайшие годы нам необходимо особое внимание уделить внедрению инновационных технологий, чтобы не потерять внешние рынки. Аккумулирование совместных усилий и научного потенциала наших стран позволит сделать это с максимальной отдачей“.
Президент России Владимир Путин считает важным усилить промышленную кооперацию среди государств - участников Евразийского экономического союза.
„Российская сторона последовательно выступает за дальнейшее расширение в рамках ЕАЭС взаимовыгодной промышленной кооперации, о чем говорил Президент Беларуси сегодня. В текущем году утверждены комплексная стратегия промышленного сотрудничества стран - членов ЕАЭС и дорожная карта по ее реализации. Эти взаимодополняющие документы закладывают фундамент для углубления кооперационных связей между производственными предприятиями наших государств и ускорения в рамках союза процесса импортозамещения“.
Еще одним необходимым элементом для гармоничного развития промышленности и успешной кооперации в данной сфере Президент назвал сближение инструментов и условий господдержки промышленности в странах ЕАЭС. Он призвал партнеров ответственно подойти к этой теме.
„В рамках формирования общего рынка государственных закупок в следующем году необходимо обеспечить взаимное признание электронной цифровой подписи и определить на уровне Союза комплекс мер по дальнейшей цифровизации государственных закупок в наших странах. Для этих целей мы также должны решить уже не новый вопрос – взаимное признание гарантий, выдаваемых банками наших стран“
– продолжил белорусский лидер.
Автор «Фонд Стратегической Культуры» высказывается о серьёзных санкциях Запада против Беларуси с вопросом о том, может ли Беларусь под их нажимом вернуть политический курс обратно на многовекторность...
Противостояние Белоруссии и Запада – Минск готов вернуться к многовекторности?
Игорь НОВИЦКИЙ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 11.12.2021
Запад усиливает санкционное давление – Макей подаёт сигналы о возможной «потере государственности»
Санкционное давление на Белоруссию со стороны Запада продолжает набирать обороты. Не признав легитимность Александра Лукашенко, Евросоюз, США и ряд иных западных стран снова выступили единым фронтом и перешли от политического к экономическому наступлению на официальный Минск. При этом вопросы прав и свобод человека, о которых ранее заявляли в Брюсселе и Вашингтоне, с каждым разом все больше уходят на задний план, демонстрируя истинные цели ограничений.
За прошедший год санкции вводились против белорусских чиновников, представителей государственных СМИ, руководителей госорганизаций, судей, работников правоохранительных органов, а также государственных предприятий. Летом ЕС и вовсе пошёл на невиданный до того шаг, введя секторальные ограничения, под которые попали нефтеперерабатывающая и табачная отрасли республики, банковская сфера и производство калийных удобрений. Несмотря на то, что большинство из санкций начнут действовать только с конца текущего – начала следующего года, это не могло не сказаться на ситуации в экономике Белоруссии, которая в первой половине года показывала невиданный рост на фоне восстановления мировых рынков. Белорусские чиновники, бодро рапортующие об успехах промышленности и сельского хозяйства, а также о росте экспорта товаров, периодически проговариваются о нынешних и будущих потерях страны, связанных с западными ограничениями. Как отмечал ранее замглавы администрации президента Белоруссии Дмитрий Крутой, санкции серьезно затронут белорусский экспорт энергетической и нефтехимической продукции, а страна может не досчитаться $250-300 млн. в год.
Новый удар по Белоруссии Запад нанес 2 декабря, когда ЕС ввел пятый пакет рестрикций, а США, Великобритания и Канада объявили о расширении своих санкционных списков. Под ограничения попали 19 белорусских компаний, а с ними и практически все основные отрасли белорусской экономики. При этом западные партнеры Белоруссии и в этот раз продемонстрировали нежелание вредить собственным интересам, стремясь лишь избавиться от конкурентов на мировых ранках. В частности, Евросоюз, который в общей сложности ввел санкции против 183 человек и 26 белорусских организаций, в этот раз решил ударить по государственному предприятию «Белоруснефть», производителю азотных удобрений «Гродно Азот», «Белшине», многострадальной авиакомпании «Белавиа», которую даже отключили от международных систем взаиморасчетов для пассажирских и грузовых авиаперевозок, турагентству «Центркурорт», столичным гостиницам «Минск» и «Планета», а также Отдельной службе активных мероприятий и сирийскому авиаперевозчику Cham Wings. Однако, как и в случае с введёнными летом секторальными санкциями, ограничения касаются лишь новых контрактов, а работа по заключенным ранее договорам не запрещается.
По аналогичному пути пошли и США, которые, расширив свои списки, дали время американским компаниям до 1 апреля 2022 года завершить все сделки с белорусскими контрагентами. Примечательно в данном случае то, что Вашингтон в этот раз не стал просто копировать список ЕС, направив свой удар по калийной промышленности и военно-промышленному комплексу (ВПК) Белоруссии. Ограничения были введены против компаний, торгующих белорусскими калийными удобрениями «Белорусской калийной компании» (БКК) и её дочерней структуры на Украине «Агророзквит», «Славкалию» Михаила Гуцериева, а также предприятиям оборонки: «Белтехэкспорт», «140 ремонтный завод» и «Пеленг». В списки символически попали некоторые туристические агентства и «Президентский спортивный клуб», который возглавляет сын Александра Лукашенко Дмитрий. Самым странным стало введение США санкций против транспортных самолетов Ил-76ТД и вертолета Agusta-Westland AW-139, принадлежащего «Славкалию». Рестрикции Канады и Великобритании оказались практически идентичными по своей сути с американскими и европейскими, хотя и с некоторыми особенностями, которые существенно на ситуацию не влияют. При этом в каждом случае западные страны позаботились о собственных интересах, оставив лазейки для своих компаний. Как говорится, «бизнес и ничего личного».
Реакция на новую волну давления в Минске была довольно неоднозначной. С одной стороны, президент Белоруссии Александр Лукашенко еще до введения пятого пакета ЕС отмечал, что все потери страны от ограничений «мизерные» и он их не считает. Глава правительства республики после 2 декабря и вовсе назвал новые санкции непрофессиональными и вызывающими недоумение, отметив, что ничего страшного в них нет. Различные провластные аналитики, политологи и журналисты в один голос заявили, что санкции только укрепят экономику страны, которая найдет, чем заменить западные рынки.
С другой стороны, высшие государственные лица Белоруссии в своих заявлениях фактически признали, что ситуация развивается по крайне негативному сценарию. По разным подсчётам, потери Белоруссии могут составить от 3 до 10% ВВП и заменить такой объем российским или китайским направлениями в обозримом будущем будет крайне сложно. Особенно если США решат ввести вторичные санкции в отношении контрагентов белорусских предприятий, а также начнут давление на европейские финансовые структуры, которые, так или иначе, связаны с американскими банками. Примером подобного развития событий можно назвать сообщение о прекращении немецким Deutsche Bank расчетов в долларах и евро с белорусскими госбанками и предприятиями. Это вполне может затронуть не только сферу инвестиций, но и банковскую систему Белоруссии, нанеся ей серьезный урон.
Негативное развитие событий, а также нежелание Запада идти на компромисс уже вызвало в Минске разочарование, особенно на фоне последних попыток белорусских властей погасить напряжённость в своих отношениях с Брюсселем. Из уст главы МИД Белоруссии Владимира Макея даже прозвучало довольно неожиданное заявление, которое многими аналитиками было расценено как ультиматум. По итогам состоявшегося в Стокгольме заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ руководитель белорусского внешнеполитического ведомства заявил, что республика „рискует потерять государственность, если санкционное давление будет продолжаться“. При этом он недвусмысленно намекнул, что это может привести к тому, что „Европейский союз навсегда потеряет Белоруссию“, а это „абсолютно не в интересах Европы“.
По сути, заявление белорусского министра можно рассматривать не как признание проигрыша Минска в противостоянии Западу, а как предупреждение, что Белоруссия готова пойти на более серьезную перестройку своей внешнеполитической доктрины и забыть про многовекторность, полностью переориентировавшись на интеграцию с Россией. Позже это было подтверждено официальным заявлением внешнеполитического ведомства республики, которое касалось ответных мер на „незаконное внешнее санкционное давление, направленное на подрыв суверенитета Белоруссии и ухудшение благосостояния белорусских граждан“. В частности, было отмечено, что „в качестве одной из самых существенных мер противодействия внешнему давлению коллективного Запада и укрепления своей экономической безопасности Белоруссия продолжит реализацию союзных программ и укрепление экономической интеграции с Россией, а также выстраивание прочных торгово-экономических связей с партнерами по ЕАЭС и со странами дальней дуги“.
Вместе с тем стоит заметить, что официальный Минск не решился пойти на кардинальные ответные меры, о которых ранее заявлял президент Белоруссии, намекая на возможность остановить европейский транзит по территории республики, а также перекрыть поставку российских энергоресурсов в ЕС. В этот раз белорусский МИД сообщил, что принято решение о введении „запрета ввоза на территорию страны ряда товаров, происходящих из государств, применяющих незаконные антибелорусские санкции“, а также „ответных санкций в отношении авиаперевозчиков из стран ЕС и Великобритании“ и расширении списка лиц, „чей въезд на территорию Белоруссии и Союзного государства нежелателен“. 7 декабря стало известно, что Минск ввёл санкции на ввоз в страну некоторых видов продовольственных товаров, импорт которых за прошлый год составил более 540 млн. долл. Правда, насколько такой удар будет существенен для западных компаний, пока не ясно, так они не носят критический характер, а белорусский рынок не является для данных товарных позиций критическим.
К сожалению, последние события свидетельствуют, что сегодня у Белоруссии нет реальных инструментов давления на ЕС и тем более на США. Исключение составляет транзит по территории республики, который затрагивает не только интересы Евросоюза, но и России, а также Китая, строящего свой «Новый шелковый путь». Последствия перекрытия Минском транспортного потока и поставок российских углеводородов могут быть самыми непредсказуемыми как в экономическом, так и политическом плане, чего в Минске не могут не понимать. Запрет же на ввоз мяса, соли, молочных продуктов и прочего вряд ли окажет отрезвляющее воздействие на Запад. Потому в сложившейся ситуации практически последним аргументом, озвученным Владимиром Макеем, и стало заявление о возможной «потере государственности» Белоруссии с намёком на то, что белорусско-российская интеграция будет продолжаться, пока западные санкции будут действовать. [Также подобные намёки на намёки могут быть туманом для успокоения Запада в том, что их планы свержения-экспансии действенны – Пр.] По сути, это означает, что Минск готов вернуться к своей многовекторной политике в любой момент, но ждёт для этого сигнала со стороны Запада. Сделают ли подобный шаг в Брюсселе или Вашингтоне, сегодня сказать сложно, так как западные страны окончательно сформировали для себя единый образ врага, в котором Белоруссия стала неотделимой от России частью.
Игорь НОВИЦКИЙ
|