Александр ДУДЧАК , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 19.08.2020
Статья первая[1]
Никого не удивляет, что работники государственного предприятия выходят с протестами против главы государства, выступая, по сути, за приватизацию своего предприятия? Или не понимают, что последствиями переворота, в котором они пытаются участвовать, станут рост безработицы и падение уровня жизни для 95% населения? По имеющимся данным, на встречу с Лукашенко на Минском заводе колёсных тягачей (МЗКТ), которую показали все телеканалы, вышло около 800 человек из 4500 сотрудников предприятия…
Ладно, кому-то захотелось перемен. Так вариант смены власти, каковой домогаются протестующие, просматривается всего один – на утомлённую свалившейся на неё нагрузкой г-жу Тихановскую, жену профессионального оппозиционного блогера, представителя семейства живущих на гранты международных фондов.
Белоруссия может казаться опасна своим примером – она доказала эффективность модели с высокой ролью государства в экономике. Белоруссия показала, что критерий эффективности должен быть один – повышение уровня жизни граждан, а не увеличение частной прибыли на предприятии, возведённом общими усилиями, но приватизированном «эффективными менеджерами». С разворотом курса Белоруссии на Запад приватизация станет неизбежной, экономические границы государства будут сломаны. Да и приватизация будет ущербной – к ней допустят очень ограниченное число соискателей.
Снова пример Украины: из списков инвесторов новые власти исключили Россию – именно российский капитал мог дать лучшую цену за многие распродающиеся украинские предприятия и сохранить рабочие места, т.к. украинские предприятия были встроены в совместные производственные циклы. Приватизация в интересах Запада будет означать кончину многих предприятий как ненужных конкурентов. Или в лучшем случае – перепрофилирование высокотехнологичных и наукоёмких производств в линии фасовки продукции из импортного сырья, крупно-узловую сборку, выпуск более примитивной продукции. А чтобы покупка была выгодна «инвестору», не планирующему продолжение основной деятельности предприятия, будет проведена «предпродажная подготовка» – последовательное погружение эффективных сегодня предприятий в коматозное состояние. Это опыт Украины, который, кажется, никого ничему не учит…
Примут ли в Белоруссии напоминание об украинских предприятиях, созданных при СССР, переживших почти четверть века незалежности, но убитых умышленно теми, кто пришёл к власти после государственного переворота 2014 года?
«Антонов» – уникальное предприятие, основанное в 1946 году, создававшее самые мощные транспортные самолёты – Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия». Когда был поставлен крест на кооперации с РФ, перспективные Ан-70, Ан-148, Ан-158, Ан-178 остались в истории. Правда, сейчас на Украине единственный экземпляр «Мрии», созданный при СССР в кооперации с сотнями предприятий Союза, записывают в достижения Украины, но знающих людей это смешит.
«Мотор Сич» – ещё одно уникальное предприятие, которое уничтожить сложно, но можно. 95% продукции уходило на экспорт в Россию – двигатели и силовые установки для вертолётов, кораблей и пр. Киев после майдана 2014 года сам закрыл российский рынок, поставив предприятие на грань банкротства. Уникальные технологии давно интересовали Китай, который инвестировал значительные средства в «Мотор Сич»; это позволило предприятию заработать около 600 млн грн. прибыли за первое полугодие 2020 г. (по сравнению с 430 млн убытков за тот же период прошлого года), но стоило американским друзьям Украины нахмурить брови, от продажи «Мотор Сич» Китаю отказались[2]. Ещё один пример циничного убийства высокотехнологичного производства после разворота страны на Запад, если протестующим в Белоруссии он что-то говорит…
Другой пример для белорусов, желающих попробовать на вкус цветную революцию собственного приготовления, – Львовский автобусный завод. ЛАЗ занесён в Книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее самое большое количество автобусов в мире (в советское время). Незалежность ударила и по нему, но ещё к лету 2014 года в цехах ЛАЗ стояли в разной степени готовности автобусы для Киева и Донецка. Однако осенью в год переворота производство полностью остановилось. Весной 2019 года начался снос корпусов завода-рекордсмена…
Список украинских предприятий, не переживших евромайдан, можно продолжать долго (Одесский припортовый завод, КрАСЗ, Азовмаш, Кременчугский сталелитейный завод, «Электронмаш» и т. д. и т. п.). Разъединение с Россией приведёт Белоруссию к краху, тогда как углубление интеграции дало бы синергетический эффект, при котором «1+1=3». Более глубокая интеграция должна была состояться давно, но она упорно буксовала. Почему буксовала – тема отдельного разговора, но такой разговор будет иметь смысл лишь в том случае, если переворот в Белоруссии не состоится.
Уже должны были быть реализованы пять интеграционных проектов, среди которых объединение МАЗа и КамАЗа; белорусских «Интеграла» и МЗКТ со структурами госкорпорации «Ростех». Реализация этих проектов открывала новые перспективы. Вместо этого сейчас между предприятиями РФ и Белоруссии усиливается конкуренция – МАЗ и КамАЗ проводят модернизацию каждый по-своему (эффект занижается), борются за место на внутреннем рынке вместо того, чтобы совместно завоёвывать позиции на рынке внешнем. То же самое происходит между производителями сельхозтехники – «Ростсельмашем» и МТЗ. Европе продукция этих предприятий не нужна. Даже Польша, которой Запад отвёл ведущую роль в организации переворота в РБ, лишилась собственных торговых марок в автопроме: на её территории собирают теперь авто других производителей – MAN, Scania, Fiat, Volvo, Volkswagen… Зачем им белорусские МАЗы и БелАЗы?
Было бы поучительно для белорусских производителей холодильников «Атлант» изучить также судьбу украинского предприятия «Норд», крупнейшего в Восточной Европе производителя крупной бытовой техники и торгового оборудования, обладавшего до переворота собственной научно-конструкторской базой. В 2013 году «Норд» выпускал около 1 млн. приборов. В 2014 году из-за войны, которую Киев развязал со своим народом, производство было законсервировано. А в 2016 году «Норд» перенёс производство холодильников и торгового оборудования в Китай, и с 2017 года появилось китайское изделие Midea – на него просто ставят торговую марку некогда популярной украинской фирмы.
И ещё… Только что завершено строительство новой АЭС – первой АЭС в Республике Беларусь. Основным партнёром в строительстве выступала российская компания «Атомстройэкспорт». Это гарантировало Белоруссии энергетическую независимость и возможности экспорта электроэнергии. Нужна ли Европе Белорусская АЭС? Нет, им нужны покупатели электроэнергии, а не продавцы. Судьба этой АЭС будет та же, что у литовской Игналинской АЭС…
Каковы аргументы тех, кто желает смены власти в Белоруссии? Недовольство может быть только одним – черепашьими темпами интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации. Может быть недовольство тем, что белорусский президент позволял себе плевать в российский колодец[3]. Могут быть взаимные претензии, это естественно, но все претензии могут быть разрешены путём переговоров, ибо у Минска и Москвы есть желание искать компромиссы. Нет такого желания лишь у тех, кто отрабатывает заказ на отрыв Белоруссии от России, на повторение украинского пути…
Александр ДУДЧАК
Ссылки
|