«RT» на русском – russian.rt.com 31.10.2016, 21:48
«Угроза беспрецедентных масштабов»: как Google манипулирует избирателями по всему миру
Председатель совета директоров Google Эрик Шмидт лично составлял план предвыборной кампании Хиллари Клинтон, говорится в очередной публикации WikiLeaks. Как свидетельствуют обнародованные письма, корпорация подробно анализировала, как использовать поведение избирателей для получения выгодных результатов. RT поговорил с ведущим американским психологом Робертом Эпштейном о том, как Google манипулирует мнением избирателей и чем это грозит всему миру.
Ведущий американский психолог рассказал RT о влиянии Google на президентские выборы в США – YouTube – 31 окт. 2016 г.
youtu.be/TAeALXFJ4Fk
Ведущий психолог Американского института поведенческих исследований и технологий, автор 15 книг и бывший главный редактор журнала Psychology Today Роберт Эпштейн побывал в Москве в рамках шестого Фестиваля кино о науке и технологиях 360°. В интервью RT он рассказал, как Google уже сейчас влияет на выборы в 25% стран мира и чего человечество должно опасаться в будущем.
Эпштейн на протяжении нескольких лет проводил исследования, которые привели его к неутешительному выводу: Google вполне может симпатизировать тому или иному кандидату на выборах, а люди, в свою очередь, больше всего доверяют именно результатам выдачи. Таким образом, одна поисковая система сегодня способна влиять на дальнейшую судьбу каждого четвёртого государства на планете.
В своём исследовании нынешних выборов в президенты США Эпштейну и его команде удалось выяснить, что Google отдаёт предпочтение Хиллари Клинтон.
RT: Как вы выяснили, что штаб Хиллари Клинтон с большей долей вероятности связан с Google и манипулирует запросами?
Эпштейн: Я не сразу пришёл к выводу, что Google оказывает поддержку Хиллари Клинтон. После нескольких лет исследований я понял, что у них (Google. — RT) есть возможность влиять на результаты выборов, а именно — на то, как распределяются голоса. Это удалось выяснить после четырёх лет экспериментов и исследований при участии более 10 тыс. человек в 39 странах. В результате очень тщательных экспериментов мы поняли, что подтасовка информации в пользу одного кандидата в поисковой выдаче Google может оказать сильное влияние, помочь кандидату приобрести около 20% голосов от общего числа неопределившихся граждан, а среди представителей некоторых демографических групп — до 80% голосов.
Люди так сильно доверяют поисковой выдаче, что если в поиске один кандидат будет выглядеть выигрышнее других, это позволит ему заработать голоса. В последнее время многие люди признали существование очень тесных взаимоотношений Google с Хиллари Клинтон. Причём такие выводы были сделаны не из моих исследований — связь заметили многие люди, проводившие расследования.
RT: Намерены ли вы исследовать выдачи Facebook, Twitter? На этих выборах социальные сети, кажется, играли даже большую роль, чем дебаты по телевизору.
Эпштейн: Сейчас мы знаем, что Facebook вполне может оказать влияние на решение голосовать за Хиллари Клинтон около 600 тыс. человек в день голосования. Всё, что нужно сделать соцсети, — это разослать уведомления «Проголосуй!» исключительно сторонникам Хиллари Клинтон, но не напоминать о выборах сторонникам Дональда Трампа. И многие люди именно после напоминания пойдут на избирательные участки вместо того, чтобы остаться дома.
Так что да, мы наблюдали и за Facebook, и за Twitter. Но Facebook может повлиять на 600 тыс. избирателей, тогда как Google — где-то между 2,6 млн и 10,4 млн.
RT: В каких ещё странах вам удалось найти «аномальные» результаты выдачи Google, которые могли бы повлиять на итоги выборов или другие политические решения?
Эпштейн: Мы тщательно изучали не так много стран — наблюдали за выборами в Великобритании в 2015 году, за национальными выборами в Индии в Лок Сабха (нижняя палата парламента Индии. — RT) в 2014 году. Сейчас мы пытаемся понять, как работает алгоритм Google и в чём причина того, что он отдаёт предпочтение одному кандидату вместо другого. Это работает в автоматическом или, как говорит сам Google, в органическом, естественном режиме.
Это означает, что алгоритм Google, вероятно, имеет решающее значение в результатах выборов, где у соперников примерно равные шансы на победу, причём подобное влияние присутствует по всему миру на протяжении многих лет. Скорее всего, в конечном итоге Google определяет победителя в 25% выборов, которые проходят по всему миру.
RT: Что вы думаете по поводу столь широкого распространения «больших данных»? И верите ли в то, что Google и другие поисковики анализируют все запросы отдельных людей во благо?
Эпштейн: «Большие данные» в современном мире — это угроза. Это угроза демократии, по крайней мере той, которая существует в США, угроза свободе человека, угроза гражданским свободам. В основном это так, потому что технологии пока слишком новы. Все новые разработки прежде всего подвергается контролю, наблюдению и манипуляции, поскольку они не регулируются и не покрываются какими-либо законами. Проблема в том, что эти технологии были разработаны так быстро, но пока ещё не изобретены системы мониторинга и регулирования. И, очевидно, мы должны к этому прийти.
RT: В своих интервью вы говорите, что Россия и Китай смогли отойти от монополии Google в отличие от стран Европы. Но процент использования этой поисковой системы всё ещё высок. Как думаете, может ли американская компания манипулировать и мнением россиян?
Эпштейн: Для Google сложно управлять мнением в том случае, если она не доминирует на рынке. Google является лидером в большинстве стран по всему миру и только в двух государствах не имеет доминирующего положения — в России и Китае. Так что эти страны отчасти защищены от влияния Google, но у них есть свои проблемы — «Яндекс» в России и Baidu в Китае. Эти компании вполне могут использовать те же техники, что и Google, и, возможно, уже ими пользуются. Подобные техники могут быть востребованы в любой большой IT-компании, которая обладает поисковым движком и технологиями рекомендаций по поиску.
Мои свежие исследования показывают, что Google отдаёт предпочтение Хиллари Клинтон именно в поисковых рекомендациях. Это подсказки, которые появляются под строкой поиска, когда пользователь начинает набирать необходимый запрос.
В новом исследовании я выяснил, что если подавлять все негативные поисковые рекомендации об одном кандидате, то это позволит ему завоевать лишние голоса. Google — не единственная проблема, другие IT-компании также могут успешно использовать подобные техники для наблюдения, контроля и манипуляций. Я думаю, мы должны беспокоиться о мировой техноиндустрии, а не только о Google.
RT: Как можно бороться с таким мощным влиянием, которое оказывает одна корпорация?
Эпштейн: В случаях, когда в руках одной частной компании находятся столь мощные инструменты, существует серьёзная проблема — компания не считает нужным отчитываться перед общественностью. Это не те люди, за которых голосовал народ. Частная компания может походить на монархический строй, в котором глава обладает огромной властью, а общественность не имеет ни малейшего понятия, чем именно компания занимается. Никто не имеет доступа к их полным записям, поэтому на самом деле мы не представляем, что именно они делают, какие способы используют, каким образом принимают решения. Потенциально это может быть очень опасным.
Ситуация в настоящее время имеет беспрецедентные масштабы — впервые в истории человечества столько могущества сосредоточено в руках всего нескольких людей, которые оказались за пределами любых законов. И эти люди не обязаны действовать исключительно на благо общества.
RT: Что насчёт Дональда Трампа? Видимо, вы недолюбливаете Хиллари Клинтон, но какими методами пользуется Трамп и его команда в этой президентской гонке?
Эпштейн: Я много раз говорил о том, что являюсь убеждённым сторонником Хиллари Клинтон. Она определённо лучше Трампа. Он слабый кандидат и не сможет стать ни сильным лидером, ни хорошим президентом. Я знаю членов его семьи, и для меня сложно представить даже то, что он решился участвовать в президентской гонке. Не думаю, что он на самом деле хочет стать президентом, скорее, он старается повысить свою популярность, чтобы запустить собственную телевизионную сеть. Думаю, он создаст свой телеканал, на котором запустит, безусловно, очень популярное реалити-шоу о том, как он избирался в президенты. Хиллари Клинтон, очевидно, станет новым президентом США, а Трамп, и я в этом уверен, не хочет и никогда по-настоящему не хотел стать президентом.
RT: Вы верите, что Хиллари станет следующим президентом США с помощью манипулирования общественном мнением?
Эпштейн: Клинтон гарантированно получит президентский пост. Результаты последних опросов не учитывают факт того, что Google и другие компании имеют силу влиять на голоса избирателей, это большое упущение. Если представить себе всю ту мощь, которой обладают эти компании, то становится понятно, что победа достанется Клинтон. И она определённо выиграет с перевесом от 2,6 млн до 10,4 млн голосов. Если мы примем во внимание среднее значение, то станет ясно, что она выиграет с перевесом примерно в 6,5 млн голосов.
RT: В США очень могущественная медиаиндустрия. Как вы думаете, избиратели видят реальную картину предвыборной гонки?
Эпштейн: Думаю, избиратели в США довольно-таки хорошо представляют картину, поскольку у нас существует огромное количество самых разных медиа. На людей буквально потоком льётся информация из газет, журналов, интернета и более 400 телеканалов. Думаю, мы получаем вполне разностороннюю и глубокую картину.
Но нужно понимать, что все медиаресурсы соревнуются между собой: одну точку зрения можно увидеть в журнале, вторую — в другом издании. Но в случае с Google никакого соревнования нет, и это совершенно другая среда. Когда вы в конечном итоге захотите принять решение, откроете Google и начнёте искать информацию о кандидатах или ходе президентской кампании, поисковик покажет то, что захочет. Эта информация, в свою очередь, очень легко сможет изменить ваше мнение в одну или другую сторону, и у Google не будет ни одного соперника, чтобы скорректировать данные.
Это новая и очень опасная среда — в ней нет конкурентов, нет никого, кто сможет дополнить или исправить полученную информацию. Люди доверяют Google намного больше, чем газетам, журналам и телеканалам. Они верят информации, полученной из компьютера, потому что убеждены в предвзятости телевидения и газет, получающих информацию от людей. Но данные из компьютера ошибочно считаются беспристрастными и объективными, что, конечно, неправда.
|