АЛГОРИТМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Как-то смотрел по телеящику шоу «Агора», которую ведет небезызвестный Швыдкой М. Е. Один из участников шоу, ученый, заявил, что главный враг человека – природа.
Я задумался. Отчасти ученый прав: все эти вирусы, пандемии, землетрясения и цунами, радиация и пр. действительно, представляют угрозу для человека и человечества. Но, с другой стороны, природа в самом широком смысле, природа, как космос, является неисчерпаемым источником материальных благ, знаний и творчества. И выходит, что природа – друг человека.
Природа делится на живую и неживую. В чем их сходство и различие? Ведь по науке и логике первая развивается из второй, если не противопоставлять их друг другу как исключающие друг друга сущности. А это верный путь к хаотизации сознания, к мистике, фантазиям и принятию желаемого за действительное.
Размышления на эту тему позволили мне определить то главное, что отличает живую природу от неживой. Это – самопроизводство индивида и вида. Камни не могут произвести самих себя, живые существа могут посредством разных способов размножения.
По диалектическому закону двойного отрицания живая природа отрицает неживую в ее негативных свойствах, сохраняя ее положительные свойства. Ну, положительные свойства неживой природы можно определить одним словом – материальностью. Материю, как песню, «не задушишь, не убьешь». Она не исчезает и не возникает из ничего, но переходит из одного состояния в другое. А отрицательные? Это – стихийность, отсутствие алгоритма движения и развития, чистая объективность. Она предполагает отсутствие минимума субъектности, свойство быть игрушкой стихийных сил природы, что ведет к саморазрушению или превращению в материал для стихийного произвола.
В живой природе материя, сохраняя свою неистребимость, приобретает субъектность, динамику субъективного движения и развития, позволяющую приспосабливаться или противостоять стихии неживой природы. Живая природа представлена простейшей организацией материи в форме клетки. Это структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов - неклеточных инфекционных агентов), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Все живые организмы либо состоят из множества клеток (многоклеточные животные, растения и грибы), либо являются одноклеточными организмами (многие простейшие и все бактерии).
Важным свойством клетки является клеточная сигнализация. Это процесс, посредством которого клетка взаимодействует сама с собой, другими клетками и окружающей средой. Клеточная сигнализация является фундаментальным свойством всей клеточной жизни. Это – начало движения к сознанию и сознательности, то есть, к обретению живой природой естественного интеллекта. Такое движение происходит по определенному алгоритму.
Что такое алгоритм? Это последовательность действий для решения определенной задачи. Алгоритм развития живой природы осуществляется под воздействием на субъект природной стихии и внутренней логики развития самого субъекта, состоящей в обретении им максимально надежной выживаемости. Выживаемость же обеспечивается различными способами размножения как вида (множественности субъектов, объединенных родством биологических свойств и зависимостью от социального образа жизни) или как индивида (отдельной особью).
Очевидно, что на начальном этапе эволюции живой природы гарантию выживания давала именно множественность. При этом сама множественность способствовала естественному отбору ее субъектов, как внутри вида, так и среди множества видов. Первичным, примитивным способом размножения является деление одноклеточного организма (прокариота) таким образом, что обе части делимого сохраняют одинаковые свойства. Однако, попадая в природную стихию в качестве субъектов части делимого вступают на самостоятельный путь эволюции, приобретая новые свойства, в том числе, свойство размножаться посредством спаривания с другими особями.
Деление клетки прекрасно иллюстрирует основной диалектический закон борьбы и единства противоположностей, двигающий природу и общество. Оно дает ключ к пониманию способа и причин появления женского и мужского начал. Следует учитывать, вместе с тем, что диалектика – триада, основной закон действует одновременно с законами двойного отрицания и перехода количества в качество.
Под действием триады в ходе длительной эволюции сформировался мозг. Противоречивые теории его происхождения и развития побуждают рассмотреть мозговую деятельность под углом зрения закона перехода количества в качество. Согласно научным исследованиям, размер мозга на протяжении всего эволюционного пути от ранних приматов к гоминидам и, наконец, к Homo sapiens постепенно увеличивался по сравнению с размерами тела. В результате всех данных и наблюдений был сделан вывод о том, что главным достижением эволюции было увеличение размеров мозга.
За счет чего увеличивался мозг? За счет количества нейронов – узкоспециализированных, электрически возбудимых клеток, которые предназначены для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя нервные сети. Они не размножаются в нервных сетях, но рождаются в определенных отсеках мозга из стволовых клеток.
Стволовые клетки - недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся у многих видов многоклеточных организмов. Они способны самообновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться посредством митоза и дифференцироваться в специализированные клетки, то есть превращаться в клетки различных органов и тканей.
Увеличение мозга (количества нейронов) происходило независимо у разных линий приматов, но только линия человека в конечном итоге получила исключительные способности мозга. По-видимому, были задействованы множественные селективные воздействия в сочетании. Синтетические теории, - пишет «Викпедия», - четко не объяснили причин уникальности человеческого мозга. Забавным, но отнюдь не нелепым мне показалось предположение «Викпедии», что положение плода головой вниз может быть объяснением этой головоломки, потому что Homo sapiens - единственный из приматов, обязательно двуногий с вертикальным положением.
Согласно такому предположению, выпрямление примата послужило качественному преобразованию мозга животного в мозг человека. Кстати, Г.В.Ф. Гегель, рассматривавший эволюцию чисто умозрительно, тоже отмечает отличительные признаки человека от животного в прямой походке и крике при рождении. Чудеса, да и только! Однако в этом предположении имеется глубокий смысл, предостерегающий от желания рассматривать эволюцию мозга отдельно от эволюции всего человеческого организма, чисто технологически, одним лишь подсчетом количества в нем нейронов.
Связано ли это превращение с объемом серого вещества? Нет, не связано. Мозг человека весит всего 1-2 кг. К примеру, у кашалота его вес составляет 9 кг, мозг слона весит 5 кг. Тем не менее, их когнитивные способности далеки от способностей человека. Может, все дело в количестве нейронов? Тоже не верно, так как у черного дельфина больше нейронов в мозге, чем у человека. Однако различие все же имеется.
Как предполагают ученые Массачусетского технологического института, заключаются они в особенностях строения нейронов головного мозга. Благодаря этому, по мнению ученых, мозг человека является более энергоэффективным.
«Если мозг может экономить энергию за счет уменьшения плотности ионных каналов, он может тратить эту энергию на другие нейронные или цепные процессы», - говорит Марк Харнетт, доцент кафедры мозга и когнитивных наук, член Института исследований мозга Макговерна Массачусетского технологического института, старший автор исследования. Он добавляет: “Мы думаем, что люди эволюционировали, то есть нашли способ стать более энергетически эффективными, чтобы тратить меньше энергии в сравнении с другими животными”. Стало быть, мозг человека более эффективен потому, что более экономичен в энергетике?
Когда мы говорим о содержании в человеческом мозге большего количества нейронов, чем в мозге животного, то имеем в виду, прежде всего, объем мозга в пропорции к размерам и массе тела наиболее близких к нам по эволюции животных. Например, у орангутанга и гориллы (32 млрд нейронов). У человека (86 млрд нейронов и примерно 150 трлн синапсов).
Количественная и энергетическая теории, объясняющие исключительность человеческого мозга, не раскрывают механизма перехода от мозга животного к мозгу человека или, точнее говоря, от животного к человеку, (ведь человеческий мозг эволюционировал вместе со всем телом под воздействием необходимости целесообразной трудовой деятельности и внешних природных факторов). Этот механизм объясним лишь с позиции марксистской философии, которая вслед за Гегелем вводит в процесс эволюционных количественных изменений понятие революционного качественного скачка или рывка.
В природе такой скачок объясним легко, скажем, на примере превращения воды в пар или лед. Почему вода испаряется или замерзает? Здесь причины ясны. При нагревании воды распадается сцепление молекул воды. Они отрываются от общей массы и растворяются в окружающем газе. При охлаждении происходит обратный процесс.
Однако даже такое объяснение предполагает, что скачок в качестве происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Мозг с ростом количества нейронов остается мозгом. Он не испаряется и не затвердевает, тем не менее, приобретает в человеке функции, качественно отличные от функций мозга животных.
Живые клетки это вам не H2О. Клетки мозга это нейроны, предназначенные для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов. Вместо того чтобы испаряться и коченеть, нейроны образуют мобильную информационную нервную систему, сформированную всей эволюцией живой и неживой природы и обращенную внутрь человеческого тела и во внешний мир. Информация нематериальна, но ее источник материален, а не сверхъестественная внешняя сила по Гегелю.
Те, кто отрицают происхождение человека от приматов, требуют предъявить некий переходный тип, который удостоверил бы связь между мозгом обезьяны и человеческим мозгом. Интересно, чем мог быть нейрон в мозге этого типа? Каким образом он выразил бы информацию о качественном скачке, который нематериален? Окаменелости вряд ли сообщат нечто большее. Они засвидетельствуют обезъяноподобное существо на стадии, когда труд в процессе социального общения еще не сделал его полноценным человеком.
Материя – это еще не движение, но движущаяся материя – это уже симбиоз материального и не материального. Если же движение происходит по определенному алгоритму, то этот алгоритм становится уже относительно самостоятельной сущностью, подобно сознанию.
Единственное отличие искусственного (ИИ) от естественного (ЕИ) - это то, что искусственный интеллект - неодушевлённый. И сколько не усложняй поведенческие алгоритмы, наращивая мощность процессоров и объём памяти, это отличие останется. ИИ создаётся с помощью и стараниями ЕИ, а не наоборот. Тем не менее, мы имеем дело с двумя относительно самостоятельными сущностями, наподобие неживой и живой природы.
Впрочем, это сравнение не совсем корректно. Естественный интеллект, хотя и ведет свое происхождение из глубин неодушевленного космоса, непосредственно является все-таки самостоятельной сущностью по отношению к живой природе. Значит, более уместно сравнивать связку ЕИ-ИИ не со связкой неживая-живая природа, а со связкой живая природа-ЕИ. Последнее сравнение выводит нас на еще одну диалектическую закономерность – соотношение случайности и необходимости.
Диалектический материализм (диамат) трактует случайность как частное проявление необходимости. Необходимость — это внутренние устойчивые и существенные связи между явлениями, определяемые их закономерным изменением и развитием. Необходимость следует из сущности явлений и процессов, неизбежно происходя в данных условиях.
Случайность — это категория, которой определяется проблематичность или необязательность в возникновении и существовании объектов. Случайностью отражены некоторые моменты действительности, вытекающие в основном из внешних условий, направляющих эти реформы.
На основании этого можно утверждать, что связка неживая-живая природа порождена случайностью, также как связка живая природа-ЕИ. Однако связка ЕИ-ИИ закономерна и неизбежна. ИИ – продолжение ЕИ в процессе наращивании мощи интеллекта для постижения и преобразования космоса. Однако и этот процесс может быть подвержен случайности, в том числе, роковой.
Думаю, роковая случайность проистекает не из обретения ИИ абсолютной независимости и самостоятельности по отношению к ЕИ. Такого быть не может. Порок, ведущий к гибели связки и краху всего человечества, коренится в ЕИ. Здесь действуют объективные факторы, которые отец кибернетики Н. Винер определил как машинопоклонничество. «… Помимо того, - пишет он, - что машинопоклонник преклоняется перед машиной за то, что она свободна от человеческих ограничений в отношении скорости и точности, существует еще один мотив в его поведении, который труднее выявить в каждом конкретном случае, но который, тем не менее, должен играть весьма важную роль.
Мотив этот выражается в стремлении уйти от личной ответственности за опасные и гибельные решения. Побуждения такого рода проявляются в попытках переложить ответственность за подобные решения на что и кого угодно: на случай, на начальство, на его политику, которую де не положено обсуждать, или на механическое устройство, которое, якобы, невозможно полностью постичь, но которое обладает бесспорной объективностью…».
Субъективным же пороком является эгоистичная человеческая корысть, ведущая к обману, грабежам и войнам между странами, когда эта корысть возведена в систему свободного частного предпринимательства. Понятно, что использование этой корыстью ИИ увеличивает масштаб опасности и подталкивает случайно возникшую жизнь на Земле к исчезновению.
Опасность для человеческой цивилизации может исходить также из космоса, но тогда, тем более, следует изменить алгоритм связки ЕИ-ИИ с обслуживания конкуренции ее субъектов на их сотрудничество и солидарность под эгидой коммунистической ООН. Спасение человечества не в освоении космоса с целью комфорта на Земле, но, прежде всего, в этой смене алгоритма. После этого можно будет подумать о создании средств и условий сохранения жизни землян, независимо от влияния космоса. Даже если бы потухло Солнце.
Нынешний хаос на планете со всем этим гегемонизмом, войнами, миграцией, ЛГБТ и злоупотреблениями религией - показатель тупика в развитии капиталистической системы. К такому тупику неизбежно ведет противоречие между общественной природой труда и принципом частного присвоения его результатов. Особенно, когда материальная база коммунизма, фактически, уже существует, если понимать ее не в виде овощной базы или склада, где хранятся средства материального обеспечения, предназначенные для всех, но как эластичность мировой экономики, способной удовлетворить материальные и духовные потребности человечества.
Связка ЕИ-ИИ способна повысить шансы на разрешение противоречия между трудом и капиталом, если идея социалистического обновления мира будет понята в марксистско-ленинской трактовке, а не в понимании британских лейбористов или европейских социал-демократов - агентуры буржуазии в революционном движении представителей наемного труда. Под буржуазией я подразумеваю отнюдь не необходимых и толковых управленцев, но тех, которые вознеслись к управлению жаждой наживы и комфорта, которую стимулирует капитализм.
|