31.12.24 Скобликов Евгений Андреевич: Основные направления по выводу России из экономического кризиса и подъёму национальной экономики. Часть 2-ая 28.12.24 Скобликов Евгений Андреевич: Основные направления по выводу России из экономического кризиса и подъёму национальной экономики (эскизный проект). Часть 1-ая
II. Частные вопросы реформирования экономики
1. Сельское хозяйство. Во всех развитых странах забота о сельском хозяйстве стоит на первом месте, есть и пить нужно каждый день и всем, независимо от имущественного положения. Мы же, в сущности, бросили своё сельское хозяйство на произвол судьбы, а неумной таможенной политикой, поощряющий воз продовольствие в Россию, добиваем его. Ножки Буша помогли Ельцину стать президентом, помогут и Клинтону за его «эффективную» политику, а что нам делать птицеводством и вообще, с животноводством? Ясно одно – расчёты на фермеров не оправдались, а колхозы и совхозы явно поторопились разрушить, АО и ТОО на их основе скорее мертвы, чем живы. Поэтому нужен ход которой бы затормозил развал фермерских хозяйств и поддержал их на плаву, пока не наберут силу новые организационно-хозяйственные фирмы, колхозы и совхозы, АО и ТОО на их основе. Без помощи государства здесь не обойтись, но и безвозмездный эта помощь не должна быть. Ныне предприятия сельского хозяйства поголовно должники государства. Но вряд ли эти долги когда-нибудь будут погашены. Опять простить, списать? Нет, необходимо передать снова в собственность государства то, что оно отдало в ходе приватизации и на основе этого имущества создать государственные машино-тракторные станции (ГМТС). ГМТС проводили бы обработку земель, принадлежащих не только колхозам и совхозом, но и фермером. От реформ очень сильно пострадал машинный парк сельхозтехники, хроническая неплатёжеспособность не позволяет обновлять его, приобретать удобрения и семена. Это привело к резкому падению производства тракторов, комбайнов, и другой техники. Поэтому создание ГМТС позволит не только сконцентрировать в одних руках пока ещё годную технику, но и формировать такой госзаказ, который позволит поднять производство сельхозтехники, крепким хозяйством передать её в собственность на основе лизинга. Точно так же может быть восстановлена структура строительных, обслуживающих и перерабатывающих предприятий на селе. При этом изначально создание ГМТС надо рассматривать как временную меру, действующую до момента восстановления сельхозпроизводства до прежнего уровня, а сами ГМТС – как объекты будущей приватизации.
2. Формирование местного бюджета любого уровня должно осуществляться за счёт 2-х источников поступлений: из Федерального бюджета (включая дотации) по единому для всех регионов нормативу, утверждаемому Госдумой, и от приватизации госсобственности, остающийся в ведении администрации областей, городов и районов, и прибыли предприятий, находящихся в их ведении. Это, вместе с ликвидацией местных налогов позволит устранить двойную работу (и, соответственно, сократить аппарат занятый зачислением) по перечислению налогов предприятиями в два бюджета.
3. В целях исключения использования бюджетных средств не по назначению, все виды налогов зачислять на счёт казначейства и все расходы бюджета производить только с этого счёта, исключив из числа уполномоченных все коммерческие банки. И не будет прокручиваться ими зарплата военных, средства на восстановление народного хозяйства в Чечне, и так далее.
4. Ликвидация неплатежеспособности. Неплатёжеспособность предприятий и организаций существенно снизит свою остроту после упорядочения цен и зарплат, введение жёсткой платёжной дисциплины и картотек очередности платежей, а главное – после погашения бюджетом своих долгов. Но для многих останется, и чтобы её ликвидировать полностью, необходимо ввести в практику вексельное обращение. Те же предприятия и организации, которые и в этом случае будут неплатежеспособны, ликвидировать. В то же время следует принять все меры для исключения бартера как средства расчета, который позволяет скрывать доходы и неплатёжеспособность. Для этого можно рекомендовать дублировать бартер денежными расчетами с использованием векселей с тем, чтобы любой такой расчёт проходил через банк.
5. Обеспечение полной конвертируемости национальной валюты. Жёсткий контроль за колебаниями курса рубля в форме валютного коридора согласуется с предлагаемыми мерами по формированию экономических отношений. Более того, это пример эффективного регулирования рыночных отношений государством. В дополнение к этому следует полностью, без каких-либо исключений прекратить продажу товаров и предоставления услуг за иностранную валюту, запретить рекламу и всякие расчёты и сравнения в печати цен на отечественные товары в долларах США, марках и так далее, в том числе и так называемых «УЕ» (условных единицах). Расчёты между гражданами в иностранной валюте рассматривать как уголовно преследуемое деяние (ст.88 УК РСФСР), без каких-либо послаблений. Граждане имеют право иметь при себе валюту, хранить её в банках и получать проценты по депозитам. Но они обязаны, в то же время, всегда предоставить документ о легальном получении (источники) данной валюты.
6. Провести денежную реформу в форме деноминации в соотношении 10000:1. Однако реформу можно провести только тогда, когда экономика выйдет из состояния депрессии. Если сделать это раньше, то это внесёт панику и помешает реформированию экономики. А если сделать это на подъёме, то реформа будет осуществляться и более быстрыми темпами. Надо учитывать и то обстоятельство, что мы не привыкли к дензнакам с большим количеством нулей и возврат к старому размеру цен будет психологически благоприятен и укрепит не только национальное самосознание, но и престиж государственной власти в глазах населения.
Разумеется, денежная реформа не должна носить конфискационный характер. Для этого в течения всего срока службы дензнаков следует разрешить хождение старых дензнаков, и вообще введение в оборот новых рублей можно осуществить не методом обмена, а методом замены. Когда весь обмен идёт путём сдачи организациями розницы и выдачи новых дензнаков только на зарплату. Для поднятия престижа национальной валюты целесообразно выпустить в оборот золотой червонец, согласовал объём эмиссии валютным запасом страны, что позволит одновременно дать гарантии иностранным партнерам по защите их капиталов в России.
7. Переложить затраты на миграцию в Россию на те страны СНГ, которые проводили дискриминационную политику в отношении русскоязычного населения. За каждую семью, вынужденную эмигрировать в Россию, необходимо предъявлять счёт этим странам на их переезд и обустройство. Такой счёт может быть предъявлен и политически, и экономически. Все страны СНГ в той или иной степени зависят от поставок из России энергоресурсов, сырья и оборудования. Поэтому им необходимо прямо объявить, что они будут платить за поставки ровно настолько больше, насколько больше семей выйдет в Россию вследствие дискриминационных мер. Это умерит пыл национализма в странах Прибалтики, Украины, Казахстана и других бывших республиках, а России экономить значительные средства, ныне отвлекаемые из бюджета. Наконец, русские за рубежом должны знать, что Россия помнит о них и готова защитить от националистической политики государств, где они оказались не по своей воле.
8. Восстановить статистику производственно-хозяйственной деятельности в прежним объеме. Возможно, в старые времена каждое предприятие вынуждено было отчитываться по многим формам и показателям, которые были излишни. Но вместе с ними были ликвидированы и те, которые абсолютно необходимы для эффективного управления государством. Более того, многие нынешние и тактический и стратегические ошибки значительной мере обусловлены отсутствием необходимых данных для принятия решений. Тем более нужна будет такая статистика при переходе на нормативный метод контроля уровня затрат, зарплаты, цен и исчисления налогов.
9. Обеспечить 100-процентную занятость молодежи путём её трудоустройства после окончания учебных заведений. Преступность, которая буквально захлестнула наше общество, это в основном молодёжная преступность. А куда идти, чем себя занять себе юноше или девушки, если они не поступили учиться, а если окончили ПТУ, техникум или ВУЗ, устроиться практически невозможно. А есть, пить, хорошо одеваться и развлекаться хочется всем, но родители часто сами безработные, при нынешней всеобщей бедности не в состоянии удержать их от воровства, грабежа и других форм добывания средств к существованию. И страшно то, что уже сформировался достаточно мощный слой людей, которые уже никогда не будут жить своим трудом. Их жизнь определяет жуткий сценарий: в ВУЗ не приняли, на работу не взяли, пошёл воровать и сел на 3 года, вышел, снова украл и снова сел. И так далее, главное, что из этого почти нет выхода и поэтому социальная опасность от этого в обществе будет нарастать год от года. Поэтому, вместо того, чтобы укреплять органы правопорядка и усиливать карательные меры, строить новые тюрьмы и ИТК (где опять же нет работы!), надо все силы употребить, чтобы устранить причину возникновения преступности, а не бороться со следствием условий жизни. Отсюда следует, что необходимо восстановить 10-летнее всеобщее образование, общее и специальное, восстановить бесплатное вечернее образование для тех, кто по тем или иным причинам не смог окончить среднюю школу. Возможно, для многих учащихся – это будет тяжким бременем, и они не получат знаний в полном объёме. Но они, по крайней мере, будут заняты световой день и находиться под контролем педагогов. Молодые люди, которые окончили ПТУ, технику или ВУЗ должны в обязательном порядке трудоустраиваться как молодые специалисты с обязательной отработкой на производстве минимум 3 года. Только после этого они должны получать право на свободное трудоустройство. Но где же взять такое количество рабочих мест, если и квалифицированные работники вынуждены увольняться? Здесь возможны два основных решения.1) молодым специалистам предоставляются места стажёров на действующих предприятиях путём обычной разнарядки органами трудоустройства с выделением дотаций на эти цели. 2) из молодых специалистов с вузовским образованием, выпускников колледжей и ПТУ формируются фирмы уже на стадии завершения образования, предоставляются не загруженные мощности, оборудование, даётся госзаказ, и ставится задача на выживание. Уверен, что многие из этих фирм со временем превратятся в компании, которым будет принадлежать первенство в науке, технике и технологии. Но главное – государство не будет бросать на произвол судьбы свою молодёжь, своё будущее. У неё появится смысл жизни и перспектива нормального существования, а соответственно, для общества уменьшится опасность роста преступности и затраты на её ликвидацию.
10. Совершенствование борьбы с преступностью. Мы постоянно слышим о том, что правоохранительным органам не хватает сил и средств для борьбы с нарастающим валом преступности, хотя и численно и материально эти органы укреплялись последние годы более чем какие-либо другие. Однако это ничего кардинально не изменило. Более того, создаётся впечатление, что органы правопорядка сознательно усугубляют своё положение, чтобы требовать ещё большего увеличения численности и средств. За примерами далеко ходить не надо. Следователи загружены массой мелких дел, заниматься оргпреступностью и коррупцией им просто некогда. Соответственно, в следственных изоляторах масса тех, кто совершил преступление по пьянке или по на бытовой почве, а рэкетиров и бандитов, киллеров-профессионалов очень мало. Причём, всё это происходит на фоне грубейшего нарушения нормативных сроков содержания под стражей, которые превышают, как правило, установленные законом в 2-3 раза. Обвиняемого закрывают в тюрьму и ... забывают о нём. Следователь знает, что он некуда не убежит и занимается теми правонарушителями, которые находятся на свободе. Забывают и о том, что обвиняемый ещё не преступник, но при такой постановке он, в сущности, отбывает наказание до суда. При этом около половины из тех, кого заключили под стражу, вполне можно оставить на свободе без всякого ущерба для следствия. Сидит наркоман, у которого нашли 0,6 г опия, сидит дезертир, сидит дачный вор, укравший поливочный шланг, сидит водитель, сбивший пешехода. Сидят по два, три и больше месяцев в переполненных камерах, кишащих паразитами. И никого не волнует, что это не только ущемление прав человека, но и очень накладно для государства. Во-первых, содержание каждого под стражу выливается в круглую копейку, и эта практика продолжается, хотя все тюрьмы живут в долг. Во-вторых, впервые попавшие за этот срок получают и знания, и делится опытом, и устанавливают необходимые связи для совершения новых преступлений.
Отсюда вытекают следующие предложения.
1) строго соблюдать требования УПК, ни по одному делу срок не может превышать установленого законом двухмесячного срока. И за превышение этого срока наказывать следователя и прокурора. Продление допускать только по ограниченному кругу преступлений, относящихся к тяжким и подпадающих под определение «организованная преступность». Но и по этим делам следствие должно быть ограничено 3-х месячным сроком должно вестись (передаваться) областной прокуратурой. Исходя из идеи повсеместного рассмотрения нормативного метода, можно пред предложить законодательно закрепить такую норму расследования преступлений: в течение одного месяца – 50%, двух месяцев – 30%, трёх – 15% процентов, 6 месяцев – 4% и девяти месяцев – 1%.
2) резко уменьшить число лиц, содержащихся под стражей во время следствия, перейдя на основную форму пресечения – залог. Это не только снизит затраты государства на содержание тех, кого действительно надо изолировать на время следствия, но и позволит получить, хотя бы во временное пользование средства, не отвлекая их из бюджета.
3) по основной массе преступлений ввести в практику рассмотрение их в суде без предварительного следствия (согласно обвинения) или применять ускоренное рассмотрение дел, когда судья единолично принимает постановление о применении мер наказания. Наркомана, вора, которых настигли на месте преступления, можно осудить в течение недели, а не держать по несколько месяцев в тюрьме.
11. Прекращение войны в Чечне. Чечня, несмотря на все усилия, отвлекает всё больше и больше средств из бюджета, причём не секрет, что значительная часть этих средств либо перекачивается в мафиозные структуры, либо идёт к тем же боевикам. Если бы действительно было желание прекратить эту войну и перекрыть каналы незаконного обогащения, то действовать надо куда более решительнее. Здесь можно предложить следующее: объявить по всей Чечне чрезвычайное положение и одновременно о всеобщей мобилизации мужского населения. Все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины медики должны быть призваны, собраны на призывные пункты и отправлены по казармам, где, где должны пройти фильтрацию. Учитывая негативный настрой массы населения Чечни против России, большинство мобилизованных служить откажутся и тогда на законном основании будут осуждены и отправлены отбывать наказание. Из тех, кто согласится служить, сформировать армейские соединения и направить воевать с боевиками, поставив условия – освободить Чечню от бандформирований, будут освобождены и те, кто отказался воевать против них. Это мера, не столь эффективная с военной точки зрения, эффективнее в другом – будут, наконец, созданы условия для перемирия, так как население, лишённое воинственно настроенных мужчин, очень скоро вернётся к мирной жизни, а сами военные действия облегчаться. Так как если сопротивление оказывается, то значит это боевики, и к ним могут быть применены самые решительные меры по их уничтожению.
Что касается финансирование так называемого восстановления народного хозяйства Чечни, то его следует полностью прекратить. Надо исходить из того, что в Чечне могут жить только чеченцы и раз они собираются отделиться от России, пусть отделяются. Средство надо выделять на переселение русскоязычного населения, обустройство границ с Чечнёй, причём эти границы, как и советует Солженицын, следует пересмотреть и оставить чеченцам то, что им принадлежало раньше, то есть без равнинных земель. Естественно, при разрушенном войной народном хозяйстве и отсутствии финансирования населения Чечни, обретя самостоятельность, будет жить очень бедно. И пусть так живут, пока не поймут, что надо соблюдать законы того государства, в состав которого они входят. Пройдёт несколько лет и вопрос о самостоятельности Чечни заглохнет сам собой. Вот тогда и можно вкладывать средства в Чечню, тогда и война забудется.
III. Стратегия и тактика проводимых преобразований.
При проведении экономических преобразований очень важны вопросы стратегии и тактики.
1. Стратегия. Стратегия – это цель, чётко составленный план и взаимная увязка его составляющих. Набросок плана мероприятий дан в приложении к настоящей пояснительной записке. Но главное – правильно поставить цель. Что мы хотим? Рынка, рыночных преобразований, построить капитализм или что-то иное? А целью должны быть не то и не это. Я бы так сформулировал цель преобразований: «Возродим Былое могущество России!» Почему так?
Возрождение – новое, очищение от нароста, язв былого, очищение от скверны не только наследия коммунистических идей, но и скверны первоначального накопления в ходе диких рыночных преобразований.
Былого – полностью восстановить объёмы выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, разумеется, при структурной их перестройке.
Могущество – Россия должна занять место бывшего Советского Союза на международной арене, её экономический, научно-технический и военный потенциал должны стать такими же.
России – надо понимать не только Федерации населяющих её народов, но РФ как главной, ведущей среди республик СНГ.
Стратегия – это и направление главного удара. Оно уже указано, но тем не менее надо пояснить. Направления до сих пор не было, нет его и сейчас. То отпуск цен, то приватизация, то борьба с инфляцией объявляются основными для решения, а всё это сопровождается судорожными попытками защитить население от результатов нововведений. Теперь надо сконцентрировать все силы на подъёме производства, как того звена, ухватившись за которые можно вытащить всю цепь, в том числе и звено социальной защиты. Производство – это главное, и все меры должны рассматриваться под этим углом зрения. Налоги тормозят рост производства, его эффективности – следует их снижать, взимание штрафов может привести к остановке и закрытию – уменьшить их размер, налог на личные доходы будет сдерживать деловую активность – установить разумный предел налогообложения, и так далее.
2. Тактика. Известна цель направления главного удара, есть план основных мероприятий. Но с чего начать и как проводить преобразования? Экономические преобразования, которые всегда затрагивают интересы всех слоёв населения, необходимо начинать с подготовки общественного мнения, то есть цель и стратегия – направление главного удара и основные мероприятия должны широко обсуждаться в средствах массовой информации, пропаганда их должна быть грамотной и продуманной. И только после того, как основное цели и задачи будут не только поняты, но и поддержаны, можно начинать реформировать экономические отношения.
Обсуждение идей и направлений реформирования – не самоцель. Представленные здесь направления не претендуют на абсолютное значение, они могут изменяться и дополняться. Важно в процессе обсуждения формировать те группы специалистов, которые непосредственно будут готовить и проводить в жизнь решения. И формировать их не по принципу ведомственной принадлежности, а с учётом того, имеют ли они необходимую квалификацию и опыт, а главное – имеют ли они горячее стремление работать на благо России, есть ли у них собственные идеи и насколько велик творческий потенциал. Таких людей много в провинции. Они не отягощены зависимостью от складывающейся конъюнктуры и их следует приглашать в те или иные рабочие группы проработки различных решений.
Далее. Экономика не терпит резких поворотов и потрясений. Любые изменения должны осуществляться, поэтапно. Экономика – это прежде всего люди и чтобы они смогли действовать по-новому, их сознание должно быть готово к этому, на что всегда требуется время. Это машину можно сразу заменить на более совершенную, а человек должен сначала понять, осознать и только потом действовать. Если бы отпуск цен осуществлялся поэтапно с постепенным ослаблением государственного контроля с одновременным решением других вопросов и, в частности, если бы при этом компенсировались потери средств, то не было бы ни падения производства, ни инфляции. Поэтому и снижение налогов и ставок по кредиту, отмену налогов, структурные перестройки госаппарата и другие мероприятия следует проводить постепенно и осторожно. Преобразование надо вести по принципу: Два шага вперёд – шаг назад. То есть, ни одно из них не проводится без анализа и корректировки, причём анализ и корректировка осуществляются методом мониторинга.
Вместе с тем, ряд мероприятий можно и следует выполнить сразу, их реализация давно назрела. Это ужесточение банковского контроля за расчётами, запрет на использование иностранной валюты во всех видах расчётов внутри России, ввести имущественную декларацию и увязать её с декларацией о доходах, провести единовременный зачёт взаимных неплатежей, начать свёртывать систему ГКО, остановить войну в Чечне и другое.
Очень важно продумать вопрос: с каких мероприятий следует конкретно начать. Можно предложить следующий сценарий начала реформ. Объявление в средствах массовой информации, что есть план мероприятий по выходу страны из кризиса и восстановления экономики России к 2000 году. Одновременно усиливается патриотическая пропаганда под лозунгом: «Возродим былое могущество России!». Через некоторое время объявляется мораторий на рост цен, зарплаты, пенсии и пособий. Государство полностью погашает свои долги, с этого момента никаких задержек по выплате зарплаты, пенсий и пособий. В общественном сознании укрепляется идея стабильности, спокойствие. И здесь Центробанк объявляет о поэтапном снижении ставки рефинансирования и примерно – его временные рамки. Начинается подъём производства, снижаются налоги, проводится денежная реформа.
16 августа 1996 года
PS. Это сейчас работа публикуется как статья, а писались на самом деле предложения для правительства. И где же и кем? Писались в тюрьме или, если официально, то в пензенском СИЗО ИЗ 56/1, в камере №50, мной, обвиняемом в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и мошенничестве, совершённом группой лиц в особо крупном размере. Не правда ли, странно – подозреваемый в совершении тяжких преступлений даёт советы правящим страной, как лучше управлять экономикой? Так я вины за собой не чувствовал, а гражданином продолжал быть и в окружении тех, кто действительно преступил закон. Вот такая ирония!
Да, ирония, но она скорее печаль, что лица, установившие новый режим, не хочу называть его преступным, рассматривали экономику как источник лишь для собственного обогащения, а не её подъёма для блага народа. 29 лет прошло с той поры, но не вижу такого желания у власть предержащих и сейчас ... Пишите в комментариях, что из сказанного актуально и сейчас. Я верю, что Россия возродится и вернёт себе былое могущество.
|