АРУНДАТИ РОЙ – ЛЕТОПИСЕЦ ИНДИЙСКОГО МАРКСИЗМА
Как там сейчас с коммунизмом в Индии? Не знаю. Но как с ним было совсем недавно можно получить представление из книг и статей Арундати Рой (г.р. 24.11.1961), индийской писательницы, придерживающейся левых политических взглядов. (На аватарке ее фото).
Ее детство прошло в городе Айманам в Керале, в возрасте 16 лет Арундати переехала в Дели, где живёт до сих пор. Мать писательницы - индийская христианка, родом с юго-запада страны, из штата Керала. Отец - индус из Бенгалии, владелец чайной плантации.
В 1992 году она начала работать над своим первым романом, завершённым в 1996 году. Годом позже он вышел под названием «Бог мелочей». Полу-биографический роман повествует частично о её детстве в христианской семье. Роман затрагивает существенные для Индии темы, такие как кастовая система, роль женщины, жизнь христиан в Керале, а также роль коммунистической партии в Керале. Роман к концу 1997 года уже был переведен на 15 языков. В том же году она стала обладательницей Букеровской премии и получила международную известность.

Со временем Арундати Рой полностью сосредоточила свою литературную деятельность на освещении и критике политических и социальных тем. Она разоблачала фальшивый характер американской кампании «борьбы против международного терроризма», выступила с осуждением агрессии США против Ирака, а также критиковала политику Всемирного банка и ВТО. Благодаря своей непреклонной позиции она стала одним из наиболее известных активистов экологического, мирного и антиглобалистского движений.
В романе «Бог мелочей» читатели знакомятся с жизнью довольно зажиточной семьи индийских сирийских христиан. Глава семьи, Папаччи, был Королевским энтомологом и изучал насекомых. Папаччи с женой Мамаччи жил и работал в крупном городе. Для посторонних он был воплощением обходительности, боготворил все английское, но в семье был тираном и часто побивал жену. Они были родителями Чакко и его сестры Амму. Чакко получил образование в Оксфорде, в конце 1960-х увлекся марксистскими идеями.
Через этот персонаж Арундати Рой передает свое ироничное отношение к компартии штата и не гнушается «черного юмора». Вот как это выглядит:
«Даже Чакко не мог удовлетворительно объяснить, почему коммунистическая партия была в штате Керала намного популярнее, чем в остальной Индии, за исключением разве что Бенгалии. На этот счет существовало несколько теорий. Согласно одной из них, причиной было большое количество христиан в этом штате. Двадцать процентов населения Кералы составляли сирийские христиане, считавшие, что происходят от ста брахманов, которых обратил в христианство апостол Фома, отправившийся на Восток после Воскресения Христова.
В структуре сознания, как утверждали сторонники этой довольно примитивной теории, марксизм просто занял место христианства. Если Бога заменить Марксом, сатану – буржуазией, рай – бесклассовым обществом, церковь – партией, то цель и характер путешествия останутся прежними. Гонка с препятствиями, в конце которой обещан приз. В то время как индуистскому уму нужна более замысловатая перестройка.
Главная неувязка этой теории заключалась в том, что в штате Керала сирийские христиане большей частью были зажиточными землевладельцами (или, скажем, владельцами консервных фабрик), для которых коммунизм был хуже смерти. Они всегда голосовали за Национальный конгресс.
Другая теория объясняла популярность коммунистов сравнительно высоким уровнем грамотности в штате. Так-то оно так, однако высокий уровень грамотности скорее можно считать следствием коммунистической пропаганды.
Секрет заключался в том, что коммунизм проник в Кералу тихой сапой. Как реформистское движение, никогда реально не ставившее под вопрос традиционные ценности разделенного на касты, чрезвычайно консервативного общества. Марксисты работали внутри сложившейся системы, бросая ей вызов на словах, но отнюдь не на деле. Они предлагали некий революционный коктейль. Хмельную смесь из восточного марксизма и ортодоксального индуизма, слегка облагороженную демократией.
Чакко еще в юности был обращен в коммунистическую веру и, хотя не состоял в партии формально, во всех исторических перипетиях оставался ее убежденным сторонником.
Он был студентом Делийского университета во время эйфории 1957 года, когда коммунисты выиграли выборы в законодательное собрание штата и Неру предложил им сформировать правительство. Премьер-министром первого в мире демократически избранного коммунистического правительства стал кумир Чакко - товарищ Э. М. Ш. Намбудирипад, пламенный брахман-первосвященник керальских марксистов. Внезапно коммунисты оказались в странном – недоброжелатели говорили, нелепом – положении: им приходилось одновременно быть властью и призывать к революции.
О том, как это совместить, товарищ Э. М. Ш. Намбудирипад рассказал в книге, где излагалась разработанная им теория. Чакко изучал его «Мирный переход к коммунизму» со всей юной одержимостью и безоговорочным одобрением слепого приверженца. Там подробно разъяснялось, как правительство товарища Э. М. Ш. Намбудирипада намерено провести земельные реформы, нейтрализовать полицию, подчинить себе судебную систему и «Ограничить Вмешательство Реакционного Антинародного Конгрессистского Центрального Правительства».
Увы, и года не прошло, как Мирный этап Мирного Перехода кончился.
Каждое утро за завтраком Королевский Энтомолог изводил своего неуступчивого сына-марксиста, читая вслух газетные сообщения о сотрясавших Кералу беспорядках, забастовках и жестоких полицейских расправах.
– Ну что, Карл Маркс? – издевательски спрашивал Паппачи, когда Чакко садился за стол. – Как прикажешь быть с этой студенческой швалью? Опять, черт бы их драл, агитируют против нашенского Народного Правительства. Может, поубивать всех, и дело с концом? Ведь они же не Народ – так, студентишки.
За два последующих года политический конфликт, подогреваемый партией Конгресса и церковью, перерос в анархию. Когда Чакко получил диплом бакалавра гуманитарных наук и отправился в Оксфорд за новым дипломом, штат Керала балансировал на грани гражданской войны. Неру распустил коммунистическое правительство и назначил новые выборы. К власти вернулась партия Конгресса.
Только в 1967 году – почти ровно через десять лет после первой победы коммунистов – партия товарища Э. М. Ш. Намбудирипада вновь пришла к власти. На этот раз в составе коалиции двух ныне отдельных партий – Коммунистической партии Индии и Коммунистической партии Индии (марксистской). КПИ и КПИ(м).
Штат Керала еле брел, пораженный засухой из-за недостаточно обильных муссонных дождей. Люди умирали. Борьба с голодом должна была стать первоочередной задачей любого правительства…
Во время своего второго правления товарищ Э. М. Ш. уже осторожнее проводил в жизнь план Мирного Перехода. Этим он навлек на себя неудовольствие Коммунистической партии Китая. Его обвинили в «парламентском кретинизме» и в том, что он, «бросая людям подачки, затуманивает Народное Сознание и отвлекает людей от Революции».
Пекин переключил свое покровительственное внимание на недавно возникшую воинственную фракцию КПИ(м) – на так называемых наксалитов, которые подняли в бенгальском селении Наксалбари вооруженное восстание. Они сколотили из крестьян боевые отряды, экспроприировали землю, изгнали ее владельцев и учредили Народные Суды для разбора дел Классовых Врагов. Движение наксалитов распространилось по всей стране, сея ужас в буржуазных сердцах.
В Керале наксалиты вдохнули струю возбуждения и паники в атмосферу, и без того насыщенную страхом. На севере штата начались убийства. В мае того года газеты поместили размытую фотографию казненного землевладельца из Пальгхата, которого привязали к фонарному столбу и обезглавили. Его голова лежала боком поодаль от тела в темной луже – то ли водяной, то ли кровавой. Трудно было определить по черно-белому снимку. К тому же темноватому из-за предутренних сумерек.
Его открытые глаза выражали удивление.
Товарищ Э. М. Ш. Намбудирипад («Трусливый Пес, Советский Прихвостень») исключил наксалитов из партии и продолжал обуздывать народный гнев, вводя его в парламентское русло.
Демонстрация, настигшая лазурного цвета «плимут» в тот лазурный декабрьский день, была частью этой политики. Она была организована Марксистским Профсоюзным Объединением Траванкура-Кочина. А в Тривандраме, главном городе штата, другие Демонстранты должны были пройти к Секретариату и вручить петицию с Народными Требованиями самому товарищу Э. М. Ш.
Оркестр обращается к своему дирижеру. Требования заключались в том, чтобы батраки на рисовых полях, работающие одиннадцать с половиной часов в день – с семи утра до шести тридцати вечера, – получили часовой обеденный перерыв. Чтобы женщинам платили в день не рупию двадцать пять, а три рупии; мужчинам – не две рупии пятьдесят пайс, а четыре рупии пятьдесят пайс. И чтобы к именам неприкасаемых перестали добавлять обозначения каст. То есть чтобы их называли не Ачу-парейян, Келан-параван, Куттан-пулайян, а просто Ачу, Келан, Куттан.
Кардамонные Короли, Кофейные Графы, Каучуковые Бароны – приятели еще с пансионских лет, – приехав из своих уединенных, разбросанных поместий, потягивали в Мореходном клубе холодное пиво. Поднимали стаканы. «То, что зовем мы розой…» – говорили они и сдавленно посмеивались, маскируя подступающую панику».
К повстанческому движению за пределами штата Керала Арундати Рой относится с большей серьезностью и симпатией. Она весьма эмоционально высказывается в поддержку бедного крестьянства, объединённого в маоистское повстанческое движение наксалитов. В очерке «В пути с товарищами» она рассказывает о своем долгом путешествии вглубь джунглей в округе Дантевара штата Чхаттисгарх после встречи со своим контактом из числа наксалитов, критикует индийское правительство за политику вытеснения племен с родной земли, осуждает поддержку Израилем правительственной карательной операции «Зелёная охота».

Она выражает возмущение нарушениями прав человека со стороны полиции и солдат индийского правительства, которые нападают на профсоюзы, насилуют и убивают мирных жителей. Писательница поднимает темы участия коммунистов в трудовых конфликтах, влияния индуистских миссионеров, кастовой системы, прав женщин и обращения с коровами.
В стане наксалитов она встречалась с воинами Народно-освободительной партизанской армии (НОПА), которых характеризует как «лучших бойцов», носящих «грозные винтовки». Самым удивительным для нее было то, что 45 % членов НОПА составляли женщины, многие из которых присоединились к коммунистам после того, как стали свидетелями нападений на их деревни солдат индийского правительства и групп линчевателей. Вместе с тем, она считает движение маоистов все еще слишком патриархальным.
Конечно, Арундати Рой не принадлежит к категории «твердокаменных» большевиков. Она вообще не является членом компартии, но оценивает события с позиции «вольного стрелка», что не исключает меткие и точные оценки современности. По ее мнению, рыночный фундаментализм одержал победу над советским коммунизмом в суровых горах Афганистана.
«В лесах Дантевары, развернулось сражение за сердце Индии. Уже много было сказано об углублении кризиса индийской демократии и сговоре между большими корпорациями, ведущими политическими партиями и органами государственной безопасности. Если кому-либо интересно всё это увидеть сразу и в одном месте, нет лучшего примера, чем округ Дантевара», полагает Арундати Рой.
|