ИСТОРИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ ОТ КАПИТАЛИЗМА К КОММУНИЗМУ
Согласно Марксу, «обмен товаров начинается там, где кончается община, в пунктах ее соприкосновения с чужими общинами или членами чужих общин».
Пока в общине господствовало распределение материальных благ ради выживания (то, что сегодня либералы отождествляют с социализмом) она вовсе не нуждалась в денежном средстве обмена. Внутри общины господствовало распределение вещей, исходя из практической потребности.
Очевидно, соприкосновение общин не всегда носило мирный характер. Но и вооруженная борьба могла служить средством обмена. В ее ходе происходило ознакомление с новыми продуктами производства побежденных общин, накопление излишков материальных благ в виде трофеев, освоение технологии производства незнакомых продуктов. Таким образом, вооруженная борьба способствовала совершенствованию и росту самого производства. Слабые общины погибали или поглощались сильными, а сильные общины структурировались внутри себя по семейному и частнособственническому принципам.
При всем внешнем впечатлении всемогущества силы насилие остается всего лишь средством. Целью является экономическое обогащение и процветание. Кроме того, война ведь не только трофеи, но и риск оказаться трофеем самому. Родоплеменная верхушка это понимала, поэтому наряду с войной практиковала межобщинный обмен продуктами производства и трофеями, причем, выбор того или иного способа обмена зависел от степени риска вооруженной борьбы.
В мирном обмене продукт производства и любое материальное благо уже становится товаром. Ведь товар – это вещь, предмет, произведенный или захваченный не для собственного потребления, но для обмена или продажи. «Раз вещи превратились в товары во внешних отношениях, то путем обратного действия они становятся товарами и внутри общины». Когда обмен вещами приобретает товарную форму, его можно выразить формулой Т – Т. Отношения же между общинами носят отпечаток полу войны – полу обмена. В этом сущность конкуренции.
Когда обмен преобладает и распространяется вширь именно потому, что война становится все более рискованной, его участники нуждаются в универсальном средстве обмена, которое бы соответствовало хотя бы части свойств денег, функционирующих сегодня. Ведь обмен товарами в натуральной форме может осуществляться лишь в ограниченных пределах. И даже товар товаров, например, золото, подвержен таким ограничениям. Значит, необходим был также некий символ этого товара товаров, портативный и максимально удобный для хранения. Словом, требуется денежная форма обращения товаров. Тогда обмен может быть представлен в формуле простого товарного обращения Т – Д – Т.
Как товар товаров, деньги получили собственную жизнь и развитие, приобретали свойства, отличающиеся от тех, которые характерны для обычных товаров. В современном понимании деньги функционируют как (1) мера стоимости, (2) средство обращения, (3) средство платежа, (4) средство накопления, (5) мировые деньги. Их функция средства обращения товаров была очевидной и в древности. Она не особо напрягала мозги. С пониманием денег как меры стоимости было сложнее.
Даже такому гению древности, как Аристотелю, приравнивание разнородных вещей, ставших товарами, казалось «искусственным приемом для удовлетворения практической потребности».
«Гений Аристотеля, - пишет К. Маркс, - обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров (деньгах) он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чем же состоит «в действительности» это отношение равенства». А это – человеческий труд.
Тем не менее, на уровне понимания торгового обмена как соглашения товаровладельцев происходит развитие денежной формы. Как средство платежа деньги делят процесс покупки и продажи товаров во времени. А это ведет к делению продавцов и покупателей на кредиторов и должников. Как средство накопления они способны превращаться в сокровища и стимулировать ростовщичество как способ обогащения.
Роль денег, как мировых - дело будущих отношений между людьми, когда из общин развиваются государства. Пока же следует отметить, что простое товарное обращение, выраженное формулой: Т – Д - Т, дает толчок развитию товарообмена в денежной форме по формуле Д – Т – Д’. Из этого движения и вырастает капитал, как самовозрастающая стоимость.
Процесс начинается с инвестирования денег в производство и завершается деньгами с приростом. Откуда прирост? Владелец капитала покупает на рынке особый товар в виде рабочей силы и наживается на ее эксплуатации посредством недоплаты исполнительского труда и присвоения прибавочной стоимости.
Самовозрастание капитала выражается формулой Д’ – Д” - - Дn. Крутящим моментом в простом товарном обращении (Т – Д – Т) является денежная масса, подчиненная закону спроса и предложения, который регулирует товарно-денежный баланс. Крутящим моментом в самовозрастании капитала является печатный станок в прямом и переносном смысле, предполагающем возрастание денежной массы разными способами и в разных формах независимо от товарного производства, но связанной с ним только потреблением товаров.
В результате экономика распадается на реальную и спекулятивную. Вторая паразитирует на первой. Понятно, что мировая экономика делится на национально-государственные хозяйственные комплексы, которые не могут существовать паразитами в полной мере, все вместе и сразу. Среди них выделяется государство-паразит, олицетворяющее печатный станок.
Инфляционное влияние своего станка такое государство распространяет на всю мировую экономику, превратив национальные деньги в ведущую мировую валюту. А это достигается посредством конкуренции, которая воздействует на мировую экономику не только экономическими ресурсами, но также внеэкономическими санкциями и, наконец, военной силой.
Думаю, это обстоятельство избавляет меня от необходимости детального рассмотрения эпохи войн и образования Бреттон-Вудской системы, эпохи проявления конкуренции древних общин в виде современной капиталистической конкуренции.
В капиталистической экономике деньги рулят не только обращением товаров, обращением самих себя, но и социальными отношениями. Формально владелец капитала и работник являются равноправными участниками акта купли-продажи. Недоплата наемного труда в рамках такого торгового обмена, выглядит, скорее, обманом, чем насилием. Этот обман не какая-нибудь хитрость субъективного разума! Так объективно действует капиталистическая экономика. Обману способствуют товарный и денежный фетишизм, мешающий наемным работникам осознать несправедливость производственных отношений при капитализме.
Кроме того, на стоимость товара влияют природные факторы, казалось бы, не имеющие отношения к трудовой деятельности. Однако экономика порождена людьми и служит людям, поэтому удорожание или удешевление товаров под влиянием природных факторов, так же как влиянием машинного производства и искусственного интеллекта, подлежат реалистической оценке только с позиции теории трудовой стоимости Маркса.
Несправедливость капиталистических производственных отношений, проявляющаяся в противоречии между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов, порождает насилие в форме классовой борьбы. Это справедливая борьба. Как ни парадоксально, но принцип справедливости распространяется и на насилие, ведь являются справедливыми войны, ведущиеся за правое дело.
В нынешних условиях, когда уровень мирового производства позволяет благодаря современным технологиям обеспечить достойную жизнь всему человечеству, явной нелепостью выглядит социальное неравенство между горсткой олигархов-миллиардеров, включая кормящуюся с их стола частную и государственную обслугу, и огромной массой трудового населения, ограниченной в своих доходах, а то и живущей на грани голода.
Да, в промышленно развитых странах и странах с высокой природной рентой эта масса живет в сносных условиях, и может показаться, что социальное неравенство в этих странах вполне естественное явление, не провоцирующее насилие. Профсоюзное движение в ряде таких стран способствует мирному разрешению трудовых конфликтов. В других странах, особенно, мусульманских, существенную роль играют религиозные эгалитарные традиции.
Однако, хотя известный общий достаток в этих странах и отодвигает на задний план моральные оценки социального неравенства и борьбу за его устранение, этот достаток не может быть устойчивым. Его источником отнюдь не являются одни лишь национально-государственные трудовые ресурсы. Сегодня любая страна пользуется мигрирующими международными трудовыми ресурсами.
Трудовой миграции сопутствуют разные проблемы и негативные явления, и в случае ее избытка раздаются националистические призывы избавляться от «понаехавших». Тем не менее, от этого никуда не деться, поскольку мировая капиталистическая экономика живет по законам, открытым марксистским учением, а не по правилам, устанавливаемым преходящими модными буржуазными теориями, даже если их изобретатели и кичатся своим новаторством и получают Нобелевские премии.
Социальное неравенство, вызываемое присвоением результатов управленческого и исполнительского труда частным собственником, проявляется не только на национально-государственном, но и на международном уровне. Пусть в отдельных странах и встречаются хозяева жизни, относящиеся с пренебрежением к своему трудовому плебсу, но на международной арене они сами становятся таким плебсом. Там они сталкиваются с высокомерием силы США и навязываемой ими ролью доллара, как всеобщего эквивалента.
Например, представители правящих режимов Украины, Израиля, Аргентины и пр. вынуждены служить инструментами, посредством которых США обеспечивают себе прибавочную стоимость. Теперь уже в такое положение попадают все т.н. «партнеры» США по группировке J-7.
А Россия, Китай, Индия, страны Персидского залива и др.?! Они тоже пока зависят от США по объективным причинам. Но они развиваются в стадии перехода к новому мировому экономическому порядку, сравнимому с экономической моделью ленинского НЭПа. В конце концов, есть теория и практика экономического развития и социалистического строительства. Практика поправляет теорию, в случае же с социализмом, его строительство в переходный период человечества от капитализма к коммунизму предполагает использовать все достижения экономического развития мира под верховенством англосаксов и устранять все его пороки.
Казалось бы, подавление Соединенными Штатами межгосударственной конкуренции не должно вызывать особых возражений со стороны сторонников мира и сотрудничества на Земле. Ведь подавление конкуренции - это благо, пусть достигаемое даже ценой временных жертв и потерь. Эффективное управление человеческим обществом, исключающее войны и конфликты, национальное и социальное неравенство, несправедливость распределения мировых ресурсов и т.д. невозможно без мирового системообразующего центра. Кому не ясно, что разрозненные элементы системы потому и нуждаются в управлении центром, что сами по себе представляют собой хаотическое скопление, действующее по принципу «кто в лес, кто по дрова».
В капиталистическом мире, где господствует конкуренция, а сущностью конкуренции, как мы установили, является сочетание полу войны с полу торговым обменом, многоцентризм и многополярность по соглашению – фикция. В то же время США в силу эгоистичной хищнической природы капитализма не могут быть системообразующим центром. В отличие от социалистического соревнования
капиталистическая конкуренция не предполагает состязания в созидании общего блага, но ставит на пьедестал личное обогащение, национальную экономическую и военную гегемонию.
Сегодня человечество испытывает дежавю - состояние, возникающее при перечитывании давно прочтённой книги или повторном просмотре фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём он. Мир как бы вернулся к конкуренции первобытных общин. Сильные общины предпочитают пользоваться правилами войны вместо правил торгового обмена, забывая или пренебрегая риском самим оказаться трофеями или спровоцировать Апокалипсис.
Почему это происходит? Здесь нужно вспомнить о диалектической спирали, по которой развивается история. Куда она ведет? Она следует закономерностям прошлого человеческого бытия на современном уровне развития науки и техники. Те, кто отрицают формационный подход к истории, ошибочно воспринимают смысл провозглашения Фрэнсисом Фукуямой «конца истории». Им кажется, что американский ученый покусился на милое их сердцу национально-суверенное существование. Чтобы не обижать их, Фукуяма с легкостью отрекся от своего прогноза.
Здесь как раз тот случай, когда Фукуяма сам обманываться рад. Пусть рабы капитализма считают законы этой эксплуататорской формации вечными и не помышляют о возможности социалистического обновления планеты, в ходе которого капиталистическая конкуренция уступит место социалистическому соревнованию. Пусть лохи пугаются, что с утратой капитализма они потеряют надежду на эфемерное безмерное обогащение, которое является самой сокровенной человеческой страстью.
Между тем, нельзя сказать, что олигарх счастлив от необходимости беспрерывно обогащаться. В очерке «Город желтого дьявола», его автор – величайший писатель современности М. Горький, - беседует с олигархом, который владеет «заводами, дворцами, пароходами». Богатство не способно излечить старческие болезни олигарха, он предпочитает минеральную воду дорогим напиткам, изысканным блюдам и удовольствиям, ради которых, как казалось Горькому, богачи обогащаются. Но, увы, олигарх подчиняется закону всеобщего капиталистического накопления как демон-раб лампе Аладдина.
Разумный достаток – это то, что необходимо человеку для полноценной творческой и культурной жизни и что достигается результатами своего труда без частной собственности на средства производства. К нему неумолимо ведет коммунистическая спираль истории через эпохи капиталистической эксплуатации. Такой достаток должен заменить распределение в древней общине, которое практиковалось ради выживания. В то же время он не исключает безграничное духовное обогащение каждого члена человеческого общества. Материальная база современной цивилизации вполне позволяет реализовать эту цель, а ООН вполне может стать мировым правительством, внедряющим культуру национальную по форме и социалистическую по содержанию.
Встреча глав государств 6-8 сентября 2000 года, проходившая в Штаб-квартире ООН, на которой была подписана Декларация тысячелетия
|