|
Андрей Школьников , Газета "Завтра" – zavtra.ru 23.08.2025, 00:01
полностью уничтожать и отказываться от коллективных форм опасно, это ведёт к утрате в перспективе силы семейных связей и атомизации общества, но и консервация принципов и отношений прошлых эпох порождает большие проблемы
Практически для всех исторических периодов и культур принадлежность индивида к общности была не менее значима, чем его личные достижения, являлась частью самосознания и не сводилась к взаимопомощи. Каждый представитель семьи, общины, рода, клана, племени чётко знал, что его дела и поступки оказывают влияние на коллективную репутацию, меняя социальный рейтинг близких, родных, соседей и др. Коллективная ответственность была неотъемлемой, естественной и понятной частью мировоззрения людей.
Из классической литературы мы помним сюжеты, как неблаговидный поступок индивида значительно понижал социальный статус его семьи / рода, с его родными разрывали помолвки, отказывали им в общении, прекращали общие дела. Репутацию и честь учили беречь смолоду, прививая ответственность. У архаичных народов правила ещё жестче, кажущийся нам дикостью принцип кровной мести, где индивид может погибнуть только за ошибку своего родича, ими считается приемлемым и справедливым.
Мы живём в обществе, в котором произошло резкое снижение значимости коллективных форм и торжество индивидуальной ответственности. Это был долгий культурно-исторический процесс, включающий как наследие Эпохи Просвещения, так и сталинскую позицию: «Сын за отца не отвечает», которая была в авангарде гуманизма для своего времени. Снижение значимости коллективных форм в современном мире можно считать временным исключением, а можно результатом эволюции, развития общественных форм и мышления.
Воспитание ребёнка до обретения им воли, самодисциплины, мотивации и морально-нравственного стержня происходит за счёт воздействий внешних сил, которые компенсируют слабость и незрелость внутренних. По мере усложнения общественной сферы, образования и воспитания, внешние ограничения перестают быть нужны, всё необходимое для существования и проживания индивида внутри социума формируется в детстве и юности. Об индивиде начинают судить исключительно по его словам и делам, без учета «репутации» его родных, близких и соседей.
Полный отказ общества от коллективных форм в рамках ультралиберального дискурса продвигался критерием прогрессивности, взрослости народа, способностью самостоятельно отвечать за себя. В реальности за этим скрывались слабость и лукавство, отказ от ответственности за качество воспитания детей, нарциссизм, эгоизм и зацикленность на себе. В современном мире коллективные формы идентичности сильны в условиях слабости государства в образовании и воспитании, а также при наличии высокого дефицита свободных ресурсов.
В качестве примера первых выступает Ближний Восток и Чёрная Африка, вторых – Япония, Корея. Подобные отношения характерны не только для общества в целом, но и для отдельных его слоёв, что подпадают под указанные ограничения: сохранность архаичных форм или дефицит свободных ресурсов. Примером подобных социальных групп являются аристократические роды, криминал, диаспоры.
Во всём нужна мера, полностью уничтожать и отказываться от коллективных форм опасно, это ведёт к утрате в перспективе силы семейных связей и атомизации общества, но и консервация принципов и отношений прошлых эпох порождает большие проблемы. В ближайшие десятилетия русские не только не станут возвращаться к коллективным формам, но и будут всячески учить жить без них другие народы, входящие в Русский мир.
И, да, кто бы мог подумать, что в казахстанской власти больше нет семейно-клановой системы[1], всего лишь нужно было агашек переименовать в меритократов, скоро они победят коррупцию и бандитизм, назвав это честностью и законностью...
[1] – | Токаев заявил, что в казахстанской власти больше нет семейно-клановой системы
15.08.2025, 09:18
Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - В казахстанской власти больше нет семейно-клановой системы, заявил президент республики Касым-Жомарт Токаев.
interfax.ru
|
Комментарии
Кирилл, [19.08.2025 23:54]
Старый анекдот вспомнился.
Два брата — колхозники. В войну один был командиром партизанского отряда, другой — полицаем. После войны первый остался рядовым колхозником, а второй, отбыв срок, пошел вверх: звеньевой, председатель, депутат.
Первый:
— Я понять не могу, как так? Я партизанил, герой, всю жизнь вкалывал, копейки лишней не взял, а ничего не имею. А ты предателем был, а сейчас в больших начальниках ходишь.
— Ну, всё правильно. Вот что ты в анкете в графе "Родственники" пишешь?
— Правду пишу! Что брат у меня — полицай, предатель Родины.
— Вот! А я пишу, что мой брат — герой, командир партизанского отряда.
Юлия DiDe, [20.08.2025 0:47]
Есть у меня история, не анекдот. Мой прадед, когда была оккупация, помогал партизанам. А сосед был полицаем. После войны они продолжали дружить также как и до войны. Потому что полицай «не делал ничего плохого», но видимо и не только:... И после войны был весьма уважаемым человеком в деревне и дожил до 97 лет без всяких проблем.
Olga, [20.08.2025 1:31]
А у меня история такая: когда фашисты на оккупированной территории потребовали избирать сельских старост, селяне пришли к хорошему мужику и умоляли его стать старостой, зная о его порядочности и что он их защитит. Избрали. Что было с ним после войны – не знаю.
Pavel Filatov, [20.08.2025 3:38]
В ближайшие десятилетия русские не только не станут возвращаться к коллективным формам, но и будут всячески учить жить без них другие народы, входящие в Русский мир.
А если будет левый поворот? И на сколько я понял, коллективные формы ещё сильны в силовых структурах и картелях, и в целом в структурах, где людям нужно делать совместную работу определённым количеством человек вместе. В том же IT уже работают командами.
Андрей Коломенский, [20.08.2025 4:21]
мотиваторы эволюции самосознания: кнут и пряник, страх и совесть, позор и почёт, целесообразность и гармония?
Pavel Murzin, [20.08.2025 4:33]
Для "левого поворота" необходимо сильное разрушение системы, иначе будет мощное противодействие.
Pavel Filatov, [20.08.2025 11:38]
Андрей Школьников вроде говорил, что если Путин выберет лево-консервативного приемника будет левый поворот.
Skopin, [20.08.2025 14:12]
Выберет, если будет сильное разрушение системы.)
Pavel Filatov, [20.08.2025 14:27]
Кто знает, может быть.
Pavel Murzin, [20.08.2025 14:57]
Дело не в том, что может быть вообще и что не может быть никогда :), а в том, какие сценарии из возможных наиболее вероятны и какие судя по текущим событиям реализуются сейчас.
Pavel Filatov, [20.08.2025 15:51]
Сейчас Россия идёт в третий Рим. Андрей Юрьевич говорил, что левый поворот может быть с вероятностью 15%, это похоже та вероятность, с которой Путин выберет левого консерватора.
Pavel Murzin, [20.08.2025 16:46]
А что сейчас события в РФ вам кажутся катастрофическими? Я так не думаю, поэтому вариант левого поворота сейчас не актуален. Кстати сама стратегия "Т. Рима" не предполагает левого поворота в принципе.
Pavel Filatov, [20.08.2025 16:59]
Мне не кажутся события в РФ катастрофическими. Не знаю, откуда вы это взяли, потому что я такого не писал. Левый поворот на "Царицу морей" может произойти без катастрофических событий. Произойдёт он, или нет, зависит от политической воли презедента, если Путин решит его провести, выберет лево-консервативного преемника или его преемник друг решит это сделать, поэтому он может произойти в любой момент при "Третьем Риме", а если он произойдёт до 2027 года, то Россия пойдёт по стратегии "Царица Морей", при том даже при "Третьем Риме" в 2030 годы будет перенос центра развития на Дальний Восток. Андрей Школьников говорил об этом в разных видео и писал в статьях. А вот чтобы был актуален СССР 2, распад мира должен быть сильнее, чем на панрегионы, вероятность чего сейчас 15%, и будет понятно, распадётся ли он так сильно, лишь в 2030 году. СССР 2 будет возможен лишь после начального левого поворота, эта будет более глубокая версия левого поворота с доведением левого до 100%, и будет идти через гражданскую войну.
Pavel Murzin, [20.08.2025 17:09]
Произойдёт он, или нет, зависит от политической воли презедента
Смыслы «Третьего Рима» лучше всего описываются уваровской триадой — «самодержавие, православие, народность» (в более широком смысле, чем вкладывали в XVIII в.). Образ будущего — обратно в Российскую Империю в роли жандарма Европы;
Где здесь предпосылки "левого поворота"? При чем здесь "любой момент"? Движение по этой стратегии вообще исключает поворот в сторону СССР-2.
Сама стратегия "СССР-2", как базовая возможна при катастрофических сценариях, которых не наблюдается.
Стратегия "Царица морей" вообще не предполагает "левых поворотов", там идет взаимодействие с Японией и т.д., и пока не является проявленной.
Андрей Бережной, [20.08.2025 8:07]
Приходит время умных и ярких личностей.
Государства создавшие условия для их появления, воспитания, образования, профессионального и социального роста будут впереди планеты всей. И я не говорю об инкубаторах по выращиванию, тема английских школ для элиты уходит безвозвратно.
Государственная образовательная система должна быть целиком перестроена и отнюдь не на популизме.
Ludmilla Bobrova, [20.08.2025 8:54]
Воспитание ребёнка до обретения им воли, самодисциплины, мотивации и морально-нравственного стержня происходит за счёт воздействий внешних сил, которые компенсируют слабость и незрелость внутренних.
Очень точно сформулировано! Причём, эта "внешняя сила", в идеале, должна точно коррелировать с внутренними особенностями ребёнка. Вот, Рудольф Штайнер, создатель вальдорфской педагогики, направленной на преодоление бездны между познанием и самопознанием, в начале своей деятельности, будучи домашним учителем 10 – летнего мальчика, больного гидроцефалией, сумел за два года подготовить ребёнка к обычной школе. Потом был и университет. Всем известная Валерия Гай Германика тоже состоялась во многом благодаря начальному обучению в вальдорфской школе. Однако, основные принципы такой педагогики, – учебный план ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
— классный учитель ведёт свой класс с первого по восьмой год обучения; для ребёнка младшей и средней школы учитель важней предмета;
требуют высоких требований к личности учителя. Где же таких набраться для всех?!
Система Макаренко в которой основным средством воспитания был коллектив, а учёба и воспитание были намеренно разделены, хорошо сочеталась с массовой классно-урочной системой.
И, да. Валерия Гай Германика пришла к православию уже в зрелом возрасте, чтобы не пропасть в эмоционально – чувственной бездне
На мой взгляд, что Вальфдорская методика, что система Монтессори слишком мягки, именно в них нет понятия дисциплины и коллективного самосознания, как в наших обычных школе/садах. Учебное место это Не домашнее образование с любимым учителем, либо гувернанткой!
Svetlana Bel, [20.08.2025 9:24]
И Штайнера не стоит рекламировать, так как он розенкрейцер, их сверх цель реабилитация Люцифера, в детях они в своей системе развивают сверхчувствование и используют методы в лечении одних, повреждая духовное здоровье, духовно-душевное и физическое состояние других детей, руководствуясь идеологией второсортности некоторых наций
Реклама, вообще, не богоугодное дело.
Философская мысль исследует неординарный вклад Рудольфа Штайнера в методологию духовного становления личности. Так, Геннадий Бондарев в своей книге «Философия свободы Рудольфа Штайнера» говорит, что
„Штайнер различает две свободы: свободу от внешних ограничений (негативная свобода) и свободу как внутреннюю способность к самоопределению (позитивная свобода). Настоящая свобода достигается через духовное познание и самопознание, развитие способности к мышлению и волевому действию“. А ключевым фактором в обретении свободы, в понимании человеком себя, мира и свои отношения с ним, является мышление.
В общем, всегда имеется опасность вместе с водой выплеснуть ребёнка.
И, да. По поводу мышления. Учиться мыслить, учить мыслить ребёнка - важнее накопления знаний. И здесь лучше всего сформулировал Зиновьев: „Знать надо необходимый минимум, понимать же надо максимально много. Знание пассивно. Понимание активно“.
Любовь Князева, [20.08.2025 9:46]
Моя знакомая жила с рождения и всё своё детство и юность в Казахстане (её мама на целину приехала агрономом, да так и осталась, родив 5 детей от казаха). Кристина вышла замуж за немца и уехала в зап. Германию. Родила сына, развелась с мужем. Сейчас она приехала в Россию, о которой мечтала всю жизнь. Сын отказался покинуть Германию. Ждала гражданства целый год, горе мыкала, лишилась всей собственности. Контейнеры не пропустили на границе. Впала в нишету, работала, где возьмут. Сейчас вышла замуж и счастлива. Работает учителем музыки. (ей 50 лет). Сказала в личной беседе:"Мама всю жизнь любила Родину, а я пообещала ей туда вернуться!" Вот, что такое семья и как она влияет на человека!"
|