Валерий Пайков , ИА «Политнавигатор»; – politnavigator.net 01.06.2023, 15:13
Праздник Дня Киева, по традиции проходивший в Главхуторе в последние субботу и воскресенья мая, ныне выглядел куда скромнее, чем до начала СВО.
Раньше незалежники отмечали его с большой хуторской помпой. А теперь власти столицы уныло-равнодушно призвали жителей не игнорировать воздушную тревогу и поделились весьма куцым списком официальных мероприятий. Среди коих было несколько бесплатных экскурсий, интерактивный маршрут на 8000 шагов от Золотых ворот до Подола, фотовыставка какого-то «мытця»-патриота в одном из кинотеатров, ярмарка народного промысла в музее письменника Гончара да некий детский лайфхак в музее истории Киева. Вот и всё.
Пользователи местных пабликов об этих презентациях отозвались, мягко говоря, не слишком восторженно. А на лайфхак нормальные родители вообще побоялись вести своих чад, ибо, как написал один киевлянин с ником Папаша Строгов, «после того Содома, что насаждают наши политики, в том числе, и по отношению к детям, к каждому такому «хаку» надо относиться с большим подозрением».
Поэтому далеко не все горожане поспешили принять приглашение кличковской администрации. Некоторые просто избрали традиционные, проверенные на собственном опыте маршруты.
Среди них были и наши давние знакомые, бывшие преподаватели русского языка и литературы Иннокентий и Эльвира. Мы попросили их прокомментировать киевское празднование, и вот какими впечатлениями они поделились.
«Вообще мы привыкли ходить на День Киева ежегодно, – говорит Эльвира. – Мы даже были на одном из самых первых таких праздников – кажется, в 1983 году. Так, дорогой? («Да».) Как тогда всё это было ново, необычно, вдохновляюще!.. Приходило громадное количество людей. Все они радовались возможностям впервые соприкоснуться «по-простому» с творчеством художников, скульпторов, иных деятелей искусств.
А сколько здесь побывало тогда представителей творческой элиты – не той, простите, погани, что сейчас правит бал, а настоящей! Помнишь, дорогой? («Да».) Художники, кинорежиссеры, артисты, ученые, журналисты, другие заслуженные люди – не только украинские, но и из России, и из других республик, – все они с восхищением ходили по Андреевскому и общались со своими почитателями.
Много говорили о Булгакове, рассматривали его дом – тот самый знаменитый «дом Турбиных», – без него ведь Андреевский спуск трудно представить. Помню великолепного Вилена Калюту [оператор «Полетов во сне и наяву» и «Утомленных солнцем»], который здесь всё запечатлевал на свой «Никон»… Помню художника Юрия Векслера [художник-постановщик нескольких знаменитых кинолент], многих других, истинно талантливых людей…
Иннокентий продолжил рассказ жены.
«Это продолжалось до распада СССР, – вспоминает он. – Действительно, все проходило как-то очень искренне и, я бы даже сказал, бескорыстно. Хотя, конечно, здесь шла торговля произведениями художников, но отнюдь не по тем драконовским ценам, что действуют сейчас. Да и произведений было немало настоящих, не то что нынешний китч…»
Да, китча ныне очень много. Да еще и по заоблачным ценам. Андреевский спуск превратился в пошлую витрину для иностранцев, где ширпотребные шаровары с вышиванками (при Януковиче были еще и матрешки) продаются под немыслимыми ярлыками.
Скажем, самая примитивная вышиванка (раскрашенная «холстуха») – от 2700 гривен (70 долларов). А если с особой бандеровской росписью (есть и такие!) – то намного выше. И ведь покупают «загранцы», особо не жмутся. Почему? Да потому что слащавый пиар «украинского хероизма» во всем мире поставлен на широкую ногу.
Наши супруги немного погуляли по ярмарочной «Андреевке» и сделали следующие выводы.
Эльвира:
«Сплошной ширпотреб в основном. Только стоимость растет в геометрической прогрессии. Практически ничего от того старого празднества не осталось. Нет ни того духа, ни обаяния… В общем, унылое торжище…
Иннокентий:
«Людей было гораздо меньше, чем в прежние годы (исключая 2022-й, конечно). Намного! Вот мне как-то так подумалось, что здесь зримо проступило уменьшение киевского населения…
Зато знаете, что отрадным показалось? Не так уж мало людей говорили по-русски. Мы ведь уже почти отвыкли от русского языка в публичных местах. В магазинах, кафе, киосках, на улицах – да кругом почти сплошной суржик. И часто слышно, что люди насилуют себя, корежат, варнякают, простите, по-украински из чувства ложно понимаемого патриотизма или боязни быть заподозренными в «сепаратизме».
А тут вдруг, на Андреевском, вроде как отводили душу. Ну типа приняли за воротник по случаю праздничка и решили не бояться… Может быть, все-таки ещё жив русский дух в бывшей Матери городов русских?
«За что я люблю своего мужа, так это за неиссякаемый оптимизм!», – с понятным вздохом сказала Эльвира.
После Андреевского спуска, наглядевшись на вышиваночную пошлость, чета решила приобщиться к настоящему искусству и отправилась в знаменитые музеи, составлявшие прежде культурную гордость столицы. Однако, увы, и там их ждало разочарование.
Галереи русской и западной культур, созданные еще в начале 20 века меценатами Терещенко и Ханенко, были закрыты, как гласили бумажки на дверях, «до конца войны»
Охранник поведал нам, что постоянные экспозиции (а там такие величайшие мастера, как Шишкин, Врубель, Верещагин, Перов, Серов, Левитан… цвет живописи, короче, шедевр на шедевре) вывезены минкультом Ткаченко «в надежное место», – говорит Иннокентий. – Интересно, в какое? Уж не в частные ли коллекции закордонных кукловодов хунты?..
Правда, остались выставки современной патри-мазни. Например, некоего новатора Блудова (ничего себе имечко, да?) по несколько сот гривен за билет. Но мы сказали: «Спасибо, не нуждаемся».
Впрочем, в один музей они все-таки зашли. Имени Тараса Шевченко. И быстро выскочили оттуда, едва не плюясь.
«Это просто кошмар какой-то! – не в силах сдерживать эмоции, гневно говорит Эльвира. – Мы пришли в Шевченковский музей, заплатили деньги за выставку, посвященную великому философу Григорию Сковороде. Мы с радостью туда поспешили… И вдруг оказалось, что это издевательский перформанс над замечательным русским православным мыслителем!
Оказалось, что его цитаты просто развесили на стенах, а проиллюстрировали их вульгарными«малюнками» Ройбурда! Да-да, того самого г..внописца и порнографа, который малевал свои «картины» дерьмом и именем которого Зеленский хотел назвать Одесский музей! Меня от этого чуть не стошнило».
«Ну что ж тут поделаешь, – более сдержанно отреагировал ее супруг. – Государство Украина – это одна сплошная, пардон, фекалия, так что нечему удивляться.
В итоге остальные деньги, отложенные на праздничную культурную программу, наши супруги потратили на продукты. На горстку клубники, подешевевшей со 160 гривен за кило до 80 (конец сезона), на кусочек адыгейского сыра за 60 гривен и (решили шикануть) на 200-граммовое шампанское в маленькой бутылочке за 70 грн.
Вот так и погуляли бывшие преподаватели высокой квалификации, а ныне пенсионеры с доходом 2300 гривен в месяц на празднике их молодости. Вспомнили, как Киев ещё не был Куевом, а киевляне – куянами…
Что же касается «святковой» городской программы, то она завершилась так, как и следовало ожидать.
А именно: осквернением мемориальной доски Михаилу Булгакову на знаменитом «доме Турбиных». Ее залили краской представители «высококультурной титульной нации» – естественно, абсолютно безнаказанно…
Валерий Пайков
|