Игорь Шишкин , Газета "Завтра" – zavtra.ru 21.01.2025
способность вбирать в себя лучшее из других цивилизаций, не утрачивая собственного «я»
Уникальное свойство русского народа – открытость к внешнему миру, способность вбирать в себя лучшее из других цивилизаций, не утрачивая собственного «я».
«Переваривать» заимствованное, превращать вчера ещё чужое и чуждое в органическую, неотъемлемую часть русскости.
Выходить из каждого «контакта» с другими народами и цивилизациями многократно усилившись и преобразившись, унаследовав от них всё самое совершенное, что в них было.
Заря российской государственности (IX – XII вв.) - период противоборства и взаимодействия («контакта») с Византийской империей – величайшей цивилизацией того времени.
В XIII веке Русь сталкивается с самой могущественной на тот момент в военном и административном плане империей Чингисхана и несколько веков проходят под знаком противоборства и взаимодействия с Золотой Ордой.
С XVII века для России начинается период взаимодействия и противоборства с цивилизацией Запада («европейской», «романо-германской»), не имевшей себе равных по мощи в истории человечества.
Каждый раз в начальный период «контакта» Россия намного слабее «партнёра» и, казалось, объективно не имела шансов либо остаться собой, либо и вовсе уцелеть.
Однако всякий раз в результате «контакта» Россия становилась наследником «партнёра», хранителем и продолжателем всего лучшего, что у него было.
Нет сомнения «контактов» в истории России было куда больше трёх.
Достаточно вспомнить Хазарский каганат, Османскую империю или Речь Посполитую.
Однако их наследником Россия не стала, несмотря на то, что по итогам противоборства огромные территории этих империй вошли в её состав, и несмотря на огромное влияние каждой из них на русскую историю.
Причина, полагаю, очевидна: Россия никогда ни в политическом, ни в духовном плане не входила в систему Хазарского каганата, Османской империи и Речи Посполитой.
Наследницей последней могла быть Малороссия, если бы казаки гетмана Хмельницкого смогли одолеть ляхов, навязать им свою волю и превратить Речь Посполитую во второе русское государство. Но такого, как известно, не произошло.
О наследовании Орде. В социальных сетях сейчас прямо истерика именующих себя «русскими националистами» и «монархистами» – «Мы не Орда!», «Россия не наследник Орды!», «Русские не азиаты!». Но это свидетельствует лишь о том, что в России желающих скакать под лозунгом «Россия – це Европа!» ничуть не меньше, чем на Украине. Полезно не забывать, что скакавшие на майдане искренне считали себя патриотами и националистами. Один народ – потому и болезни одинаковые.
При этом Россия, конечно же, не Орда. Россия – наследник Орды. Подобно тому, как Россия – не Византия, а наследник Византии.
О наследовании европейской цивилизации. Европа ещё не стала историей, в отличие от Византийской империи и Империи Чингисхана. Однако хотел бы обратить внимание на слова академика И.Р. Шафаревича об одной из причин европейской русофобии: «Возникает проблема наследника, решение которой, вероятно, определит ход истории на ближайшие столетия. В этом, возможно, следует видеть причину многократно отмечавшейся <…> антипатии в отношении западных людей к России. Запад видит в России возможного кандидата на место такого наследника, а наследник, согласно многим возникшим на Западе теориям, является и могильщиком».
К этому – ни добавить, ни прибавить.
И последнее.
Каждый из трёх определивших судьбу русского народа периодов истории (византийский, ордынский и европейский) связан с «выбором» трёх величайших правителей России: Владимира Святого, Александра Невского и Петра Великого.
Благодаря выбору Владимира Святого Россия стала Третьим Римом.
Благодаря выбору Александра Невского – великой евразийской державой.
Благодаря выбору Петра Великого – великой мировой державой.
Илл. Средний герб Российской Империи (1882)
|