Фёдор Северный: Лев Вершинин дал оценку ненависти и оскорблениям некоторыми грузинами русских патриотов, почитающих павших в Великой Отечественной войне. В Интернет продолжается информационная война грузинских псевдо-журналистов против единства наших народов, оставшемся в сознании населения постсоветского пространства после СССР.
На самом ли деле малый народ получил желанную свободу?
Если ДА, то какова причина такой устойчивой ненависти?
Статья в сокращении. Обсуждение возможно в журнале автора:
putnik1.livejournal.com
Любопытно отношение к грузинским наци и вообще к проблеме Победы. В общем, насколько я понимаю, мнение большинства нынешнего грузинского общества выражено в полностью процитированной в тексте заметке дорогого Гела Васадзе,
«Безусловно, последствия занятия Красной армией Восточной Европы не самым лучшим образом сказалось на развитие этих стран в экономическом и кутьтурно-общественном плане, но советский солдат, шагая по Европе весной 45-го, никак не мог быть оккупантом...»
– и это мнение, с теми или иными поправками, можно если и не разделить, то, по крайней мере, понять.
Но есть и другая точка зрения, Гиорги Циклаури:
«Советский солдат в массе своей был варваром и забитым быдлом. Которое массово грабило и насиловало не только Германию, а вообще Европу, и даже население своих собственных советских территорий по мере отступления немцев.
А для Грузии та война была полностью бессмысленной и жертвы - напрасны. Только потеряли кучу людей в схватке двух хищников, не имевшей к нам никакого отношения. И лично у меня есть больше уважения в связи с мотивацией легионеров "Тамары", нежели какой-либо "гордости" за гибель тысяч наших людей, тупо брошенных "за Сталина" на пулеметы под Керчью.» (далее нецензурно)
Согласитесь, внушает. Внушает настолько, что даже единомышленники осторожно интересуются у автора, некоего Жорика Циклаури, считающегося в Грузии журналистом, - "в самом ли деле ты так думаешь?", на что Жорик, ничтоже сумяшеся, отвечает: "да, именно так!".
Понять это, - даже с поправкой на обиду за события августа 2008 года, исход которых помянутый Жорик в начале конфликта видел совсем иным, - сложно. Очень разные времена, очень разные ситуации. И, как ни странно, один из возможных вариантов ответа попался мне при ознакомлении с совершенно неполитическим материалом - путевыми заметками автотуриста из Беларуси, покатавшегося по современной Грузии. Точнее, с одной частью этих заметок. А еще точнее, с одной-единственной фразой. Излагая впечатление от тура, автор очень по-доброму, объективно и с симпатией описывает увиденное, делая особый упор на заботу г-на Саакашвили о сфере туризма, как наиболее перспективном направлении деятельности по развития страны.
Все верно, мило и хорошо. Сомнение вызывает только один нюанс. "Поэтому, - сказано в тексте, - прав Саакашвили: первым делом туристы. За ними подтянутся и заводы". А собственно, почему "поэтому"? Если сравнить Грузию с другими странами, также сделавшими ставку на туризм, а от туризма и на промышленное развитие, - скажем, с Вьетнамом или пресловутым Таиландом, то, безусловно, и вьеты, и тайцы шьют и клепают до чертиков самой разной разности, - но там это вполне естественно. Ни те, ни другие не полагают себя "частью Европы", исповедуют традиционное отношение к труду, да и вообще, население, - как сказано в еще одном абзаце того же текста, "не привыкло быть богатым". В Грузии охотников шить и клепать за гроши едва ли найдется много, уж скорее народ предпочтет эмигрировать в ту же Россию, на Украину или (кому повезет) в Европу. А открывать какие-либо тяжёлые предприятия (или реанимировать построенное "проклятым совком") в Грузии вообще нерационально, да и нет таких позывов, поскольку цели руководства совершенно иные.
В принципе, - г-н Саакашвили сознательно и целенаправленно превращает Грузию во что-то типа Кубы при Батисте: недорогой курорт для "цивилизованных людей". И население, соответственно, воспитывает с прицелом на превращение в максимум профессиональный обслуживающий персонал, не хуже тех же вьетов и тайцев: пусть не особо обремененный знаниями, зато умеренно англоязычный, услужливый, дрессированный, покорный, ориентированный на чаевые, - и с изящным национальным колоритом. Что, однако, сделать не так уж просто. Такие "пустяки", как формировавшийся веками национальный менталитет, традиции, культура и религиозные установки с размаха в кювет не выбросишь. Если у вьетов и тайцев подчинение судьбе, возвышение через покорность и так далее въелись в подкорку, то в Грузии, как известно, каждый "или князь, или миллионер", или, по крайней мере, - благодаря мифологеме, активно насаждавшейся при Советах, - "гордая, состоявшаяся личность", мечта о карьере портье, жиголо, горничной или официанта, как высшей ценности, привить нелегко. Разумеется, власти над этим работают и, вне сомнения, своего добьются, но пока еще ломка коллективного подсознательного вызывает когнитивный диссонанс.
Вот тут, думается, и кроется ответ на заинтересовавший нас в обсуждении вопрос. Если уважаемый Гела Васадзе и его ровесники (мое поколение или лет на 10-15 младше) мыслят еще "старогрузинскими" категориями, делая выводы (в том числе, и насчет Победы), в рамках традиции, то Циклаури и прочие жорики - ментально - уже прислуга. Но прислуга, все еще подсознательно стремящаяся мнить себя чем-то выше, чем швейцар, чистильщик ботинок или жиголо на подхвате. Те, кто еще младше, конечно, уже и стремиться не будут, обретя мир и покой в служении пришельцам из "Высшего Мира", но не о них речь. А вот жорики, поскольку не рычать не возможно, а на хозяев рычать нельзя, в меру сил компенсируют психологический дисбаланс единственным доступным им способом. Издалека гадя на то, что, по их мнению, не может дать сдачи. Мнение, на мой взгляд, ошибочное, но это уже совсем иной разговор...
|