Скоро исполнится 85 лет постановлению советского правительства
«О всеобщем обязательном начальном обучении» (бесплатном, конечно). Оно вышло 14 августа 1930 года.
| |
Ещё в 1919 году Совет народных комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», так как большинство жителей России по данным дореволюционной переписи никогда не учились. Только примерно 30% россиян могли поставить свою подпись, остальные же подписывались крестом. В первые же годы Советской власти все от мала до велика стали учиться. Моя мама, школьница четвёртого класса в 1927году, пионерка вместе с другими ребятами, которые не имели «неудов» ежедневно после собственных занятий шла к взрослым, где они учили рабочих и домохозяек письму, чтению, счёту. Такая работа детей помогала огромной стране. Обучать грамотности надо было тысячи людей, а учителей столько не было. Помните у Маяковского: «Иди учиться рядышком, безграмотная старь. Пора, товарищ бабушка, садиться за букварь.» Как известно, учиться трудно, а особенно взрослым людям. Дело образования двигалось медленно. К началу 30-х годов Советская Россия всё ещё очень серьёзно уступала образованной Европе. Обязательное бесплатное начальное образование должно было начать прорыв к поголовной грамотности. Перед войной уже 90% советских граждан имели 4 класса образования, а многие и семь, и больше. Образование сказывалось на благосостоянии трудящихся СССР. Оно заметно росло. Но надвигалась война, которая требовала огромных затрат.
В 1940 году вышло постановление « Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
В стране продолжалось строительство высших и средних учебных заведений по всей территории СССР, оно забирало много государственных средств, вот почему правительство решило часть затрат возложить на родителей тех, чьи дети учились в 8-10-х классах и вузах. Но эти суммы не были для рабочих или крестьян непосильными: «В школах Москвы и Ленинграда, а также в столичных городах союзных республик –200 рублей в год. Во всех остальных городах, а также сёлах –150 рублей в год.» - говорилось в постановлении. Указанная плата за обучение в 8-10 классах распространялась и на учащихся техникумов, педагогических училищ, сх и др. спец. средних заведений. В вузах Москвы и Ленинграда, а также в столицах республик на дневном отделении платили по 400 рублей за год, а в других городах 300 рублей. Вечерние же отделения по-прежнему были бесплатными. Что же означали эти суммы для любой трудовой семьи? В СССР средняя зарплата в месяц тогда составляла 400-500 рублей. Т.е. родители старшеклассника за год должны были даже в столицах заплатить всего только половину месячной зарплаты. Среднегодовая зарплата в1940 году рабочих и служащих составляла 4054 рубля, а у работников артелей и коопераций 3960 рублей. Следовательно, это было по карману всем.
С началом войны стало не до образования. В большинстве городов и сёл после бомбёжек не осталось даже школьных зданий. Естественно, что число учащихся и студентов сократилось вдвое, особенно мало их осталось в национальных республиках. Война унесла жизни людей, разрушила основы хозяйства всего СССР. Для восстановления уничтоженного требовались кадры, образованные и умелые, способные поднять, построить заново разрушенные фабрики, заводы, жилые дома. Советское правительство понимало, что денег на это жалеть нельзя. Поэтому в 1943 году СНК СССР принял постановление, которым освобождались от уплаты за обучение школьники и студенты в Казахстане, Узбекской ССР, в Туркмении и Кабардинской АССР. Полностью отменить плату за обучение по всему СССР нашлись у государства средства лишь в 1954 году. Другими словами только при Хрущёве полностью восстановили Советскую Конституцию, где каждому гарантировалось любое образование бесплатно. Прошли 20 лет. Народная власть понимает, что стране нужны квалифицированные кадры во всех областях хозяйства и провозглашает обязательное полное среднее образование. Человек мог закончить 10-11 классов, мог пойти в техникум, ПТУ, но обязан был получить документ о полном среднем образовании. За любой вид обучения платило государство.
В 1975 году в СССР действовало 856 вузов( включая 65 университетов), в которых обучалось 4,9 млн студентов, превосходя Великобританию, ФРГ, Францию, Японию.
По данным на 1 января 1976 года в СССР насчитывалось 6272 ПТУ, в которых получали профессию 3,08 млн учащихся и действовало167000 общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн школьников.
Чтобы было, кому обучать ребят в стране работали в 1975 году
65 университетов, 200 пед.вузов, 4404 педагогических училищ.
Если на минутку обернуться к истории страны, то понятно, что СССР, созданный в1922 году, ещё только собирал свои земли вместе, но сразу заботился об образовании своих будущих и настоящих граждан. Уже в 1923 году декретом СНК было создано общество «Долой неграмотность». Общество искало лучшие пути, чтобы быстрее овладеть науками. Начались поиски новых приёмов в педагогике. Конечно, были примеры и неудачных методов, например, лабораторно-бригадный метод. Мне рассказывала мама, которая училась по бригадному методу, что все ребята отвечали за успеваемость своей бригады. Но учились члены бригады тому, что сами выбрали. Например, мама отвечала за русский язык и литературу в бригаде, все же прочие предметы её никто никогда не спрашивал. А «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» выставляли всем 10 ребятам из бригады за ответ одного ответственного за этот предмет. Был ещё, так называемый, «комплексный» метод обучения, красочно описанный Кавериным в «Двух капитанах»: изучается скелет коровы на уроке биологии, на русском языке учатся писать слово «корова», подсчитывается удой её на математике, на географии школьники узнают, где она живёт, в каких странах мира. Эти оба метода долго не просуществовали. Вместе с тем в молодой Советской республике появились чудесные педагоги, по дорогам которых потом зашагала вся страна. Достаточно вспомнить Республику «ШКИД», с её замечательным ВикНикСором или Макаренко, создавшего целую школу новой советской педагогики. В колониях под руководством Макаренко беспризорников и бывших правонарушителей превращали в настоящих тружеников, рабочих, колхозников, инженеров и учителей. Позже уже после войны расцвели замечательные примеры новаторства в школьном деле. Среди самых ярких можно назвать «Школу радости» Сухомлинского. У него и других передовиков педагогической науки учились многие учителя. Как говорила Барто языком своей героини: «Даже учитель не кончил учиться». Учителя с удовольствием учились даже в воскресные дни, когда по Центральному телевидению демонстрировали всей стране педагогические находки учителя-новаторы, а вся педагогическая «сила» СССР, затаив дыхание, следила за их рассказами, перенимая для себя, понравившиеся приёмы. Это рождало соревнование в творческом подходе к обучению ребят. Встала задача не только давать прочные знания своим воспитанникам, но и привить радость познания. Главным становилось творчество, к чему стремились сами педагоги и толкали к творческой работе школьников. Вдумайтесь только
1,5 млн учителей раскачивают творческую инициативу у почти 50 млн учащихся! Это ведь счастье так работать! Конечно, скажет кто-то, что не все 1,5 млн учителей талантливы и имеют творческую жилку в своей душе, а значит в работе. И дети, ясное дело, не все 50 млн горят желанием творчески трудиться, а кто-то из школьников и не может. Хорошо, пусть не все, пусть только треть и тех и других, хотя я-то уверена, что таких было много больше. И всё-таки большинство выпускников выходили из школ с крепкими знаниями, наученные творчески работать, способными продвигать любую науку вперёд или любое, интересное, нужное стране дело. Результатом их деятельности стали замечательные открытия советских медиков, космонавтов, биологов, физиков, химиков, инженеров разных областей. Вот почему даже недруги вынуждены были признать, что в СССР лучшее в мире образование. Воспитанные в творческом подходе к работе школьники попадали в вузы или на производство к таким же людям, которым был привит вкус к творчеству. Это была «сверхзадача» любого обучения в СССР. А творчество – это двигатель прогресса. Не верите, что так учили в советское время? Давайте вспоминать… Кроме сочинения на заданную тему всегда на экзаменах были сочинения на свободную тему. Даже форму экзамена можно было выбрать по вкусу: диктант, изложение или сочинение. На физике, химии, математике поощрялось решение задач не одним способом, а двумя-тремя. Если задавалась творческая письменная работа по любому из предметов, хоть по географии лучшей работой считалась та, где кратко и оригинально решается проблема, обозначенная в заглавии.
Оттого-то с таким трудом впихивают сейчас в советские методы обучения американскую тупую «угадайку» ЕГЭ. Она требует бессмысленного натаскивания и тренировки памяти. Зазубрил ответ – и шагай в вуз, там опять что-нибудь запомни наизусть, или купи документ об образовании, причём же здесь инициатива и соображение? На днях моему внуку девятикласснику задали выучить монолог Фамусова и Чацкого из «Горе от ума». Забавно, но сын, который учил эти монологи в советской школе 30 лет назад и я, которая их учила 60 лет назад, смогли, почти без подглядывания, воспроизвести их наизусть. Так нас учили в советское время! Внук стихи эти выучил быстро, у него прекрасная память, но объяснить в чём суть произведения не мог. Сейчас учат, для документа об образовании, а не для дальнейшей жизни. В прямом смысле: «сдал, а себе ничего не оставил». Кто-то скажет: у Вас просто внук – плохой ученик, другие знают много. Но у нас он учится в обычной школе, как когда-то учились мы. Может быть, в каких-то спец. школах учат лучше, но не здесь. В наше время в каждой школе, если учитель поставил «2», то на другой день, в крайнем случае, через день, ученика спросят опять. В школе, где учится внук, можно получить по одному и тому же предмету 5-10 «двоек» и никого из учителей это не заботит. Мол – лентяй, что с него возьмёшь. А почему лентяй? Потому, что когда лепят ежедневно «двойки», стараться нет смысла, всё равно 10 штук исправить не получится. Учитель давно решил, что ученик дурак, а школьнику, естественно, тоже наплевать: зачем трудиться, раз о нём такое мнение.
В советское время неуспевающего ребёнка оставляли после уроков и ещё раз бесплатно объясняли тему, если он не смог её понять вместе с классом. Сейчас, даже если ребёнок просто проболел и пропустил объяснение новой темы, учитель только карает: «2» - не знаешь! А дополнительные занятия стали лишь платные и на таком уровне, что лучше не выбрасывать деньги. У самого учителя сегодня наплевательское отношение к своей работе. Конечно, не у всех. И сейчас есть педагоги, «которыми славится Россия», но встречаются они всё реже, тем более, что пенсионного возраста учителя выставляются из школ современной администрацией. Они ведь научены работать по-советски и не умеют сводить своё общение с учеником к денежным отношениям. Школа же всё больше становится местом взяток и поборов с родителей по всякому поводу. Родители же всё чаще говорят , что с 2015 года бесплатными останутся лишь 4 класса обучения , все остальные будут платные. Неужели это будет? Тогда пропала Россия, которой приносили славу ученики.
Ханутина.
|