Оригинал Анастасия Хрипункова , "КМ онлайн" – www.km.ru 07.02.2014 14:56
Госслужащие страдают от бессонницы, отсутствия поддержки и бюрократии
Карикатура Сергея Елкина | |
Профессор Высшей школы экономики Виктория Антонова провела исследование [1] и выяснила, отчего же жизнь госслужащего не так сладка, как кажется. Оказывается, чиновники страдают от бюрократии, переработок, бессонницы и отсутствия достойных кадров. За всеми этими проблемами времени на мысли о коррупции или повышении эффективности работы совсем не остается…
Михаил Юрьевич Лермонтов когда-то сказал: «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара». Что ж, видимо, в интервью, которые проводила Виктория Антонова, каждый мнит себя гением. В опросе участвовали пять государственных служащих различного уровня: от главного консультанта аппарата комитета Государственной Думы до начальника отдела департамента федерального министерства. По итогам интервью Антонова выделила четыре объективных причины, мешающих чиновникам «жить и работать по-человечески».
Причина 1. Строгая система и отсутствие перспектив
Как и в любой структуре, в госаппарате существует четкая иерархия должностей. По признанию интервьюируемых, они зажаты в тиски: существуют несколько категорий (руководители, помощники, специалисты) и групп (высшие должностные лица, главные, ведущие, старшие, младшие). Более того, госслужащим присваиваются чины – от первого до третьего. При этом лишний шаг без одобрения начальства сделать невозможно: если служащий потеряет работу, новое место ему найти будет очень сложно. Численность чиновников регулируется государством, которое и готовит эти самые кадры путем создания специализированных вузов. Здесь возникает вторая проблема.
Причина 2. Отсутствие соответствующих знаний и опыта у молодых кадров
Качество российского образования, похоже, заботит не только бизнесменов: чиновники тоже сетуют на знания молодых специалистов. Диплом специалиста «государственного и муниципального управления» в госструктурах не котируется. Ведь де-факто выпускники являются менеджерами, у которых отсутствует профиль. Признается один из опрошенных: «Я же вот студентам читаю курсы. Пять лет, специалитет. А потом что получается? «Манагер». Неприлично даже говорить. Второе-то высшее… Столько проучились, специальность – «государственное и муниципальное управление», и тут – «манагер». С какой стати? Это так задело. Одна студентка говорит [2] : «Меня отец убьет, заплатил за меня такие деньги…» А между тем руководителям нужны именно профильные кадры: «Я пригласил по рекомендации базового юриста. В министерстве обороны он работал. На свой страх и риск, на самом деле, взял. Но парень умный, толковый. Конечно, он ничего не знал про нашу тему. Но это не страшно. Лишь бы он знал хорошо право. Если у него есть общая база права, мы из него политика-представителя сделаем. Мне не нужны делопроизводители. Мне нужны здесь специалисты».
Дело, конечно, не только в образовании, но и в отсутствии стажа у молодых специалистов. Даже талантливые выпускники с «горящими глазами» не могут попасть на госслужбу. А если попадают, то сталкиваются с забюрократизированностью, косностью и непрофессиональным менеджментом, сетуют интервьюируемые.
Причина 3. Жесткие условия работы
Стресса на работе чиновников становится все больше и больше. Правительство добавляет новые функции, обязанности, усиливает контроль. Более того, нематериальная мотивация тоже отсутствует: если раньше у госслужащих были привилегии в виде жилья, льготных путевок и медицинского обслуживания, то сейчас они либо отсутствуют, либо доступны только чиновникам самого высокого уровня. Вместо льгот чиновники получили ненормированный рабочий день, постоянные нагрузки и ограничения, связанные с особенностями работы: «Я разговаривал с разными людьми. У всех одно желание – как бы выспаться. Потому что уходим мы поздно. Чем выше уровень – тем позднее. А приходить надо вовремя. Поэтому все ходят маловыспанными, а не веселыми и задорными. А работать с невыспанными людьми совершенно невозможно. Я уже некую формулу такую вывел. Если ты отдохнул неделю, то через день ты уже уставший; если ты отдохнул две недели, то через два дня уже уставший».
Причина 4. Отсутствие поддержки
Известно, что штат госслужащих полностью не заполнен. По данным [3] министерства финансов, Минвостокразвития имеет всего 253 штатные единицы (из них заполнена 141), Минсвязи – 408 штатных единиц (из них заполнено 304), Минспорта – 310 штатных единиц (из них заполнено 247), Минэнерго – 458 штатных единиц (из них заполнено 368). И эта ситуация не случайна: сэкономленные деньги уходят на выплату премий действующим чиновникам.
При этом государственные служащие не чувствуют себя оцененными по достоинству. Более того, у чиновников нет никаких органов самоуправления или профессиональных ассоциаций. И профсоюз, который является наследием девяностых, тоже не функционирует в полную силу. Опрошенные редко слышали о результатах его деятельности: «Правда, профсоюз государственных служащих я особо не почувствовала, что он есть. Но вот профсоюзный комитет медицинских работников очень активный. Там руководитель – женщина, врач, юрист. Она очень высокую планку подняла. А в департаменте я как-то не заметила. Ну есть он и есть»
Насколько эти причины объективны, судить сложно. Ведь что-то удерживает этих людей на своих местах, и вряд ли это сложности с трудоустройством на новое место работы. Логично предположить, что основным фактором являются деньги. Еще осенью Владимир Путин подписал указ, согласно которому базовое ежемесячное денежное вознаграждение (оклад) руководителя аппарата правительства выросло с 34 000 до 53 700 рублей. А это примерно четверть зарплаты министров: различные надбавки, активы и собственность у высокопоставленных лиц все же имеются [4] . И вроде времени на коррупцию у них нет, и оклады повышаются с завидной частотой… Только почему-то коррупция в стране цветет пышным цветом, а бюрократия, от которой страдают, как оказалось, все, не исчезает.
Ссылки
|