Оригинал Сайт Н. Витренко - лидера Прогрессивной социалистической партии Украины – vitrenko.org 02.12.2013 12:00
Варшава, 23 ноября 2013 г. В столице Польши 23 ноября состоялся III Cъезд Cлавянского союза Польши. По приглашению председателя Владимира Рынковского в нем приняла участие делегация Чешско-моравского славянского союза во главе с председателем Зденеком Опатршилом, в составе которой были также заместители председателя Марта Веребова и Вацлав Экснер и член президиума Ольга Мищукова. Кроме них в чешскую делегацию входили представители Гражданского собора из Моравии Петр Градил и Либор Микш и представитель Всеказаческого союза чешских земель и Словакии Зденек Драгоун. Из Словакии приехали председатель ОО Славица Милош Зверина и член президиума Ева Стрнискова. Из Хорватии приехала член Всеславянского комитета Катарина Тодорцева. На съезде присутствовало 50 представителей патриотических и славянских организаций из всей Польши, которые представили доклады о положении в своих регионах и о своей работе . Среди участников были также кашубы и представители Славянского комитета Польши. Также присутствовал представитель Посольства Республики Беларусь в Польше, который передал съезду приветственное письмо посла.
Съезд был открыт славянским гимном " Хей, славяне! " в исполнении польского фольклорного ансамбля. От имени иностранных делегаций выступил председатель Всеславянского Комитета Зденек Опатршил, который передал сердечный привет от председателя Всеславянского собора Николая Кикешева из Москвы и председателя Прогрессивной социалистической партии Украины Наталии Витренко и идеолога Владимира Марченко.
Он поблагодарил председателя Славянского союза Польши Владимира Рынковского зха огромную работу, проделанную для создания и регистрации Союза западных славян, который имеет свой зарегистрированный адресс в Варшаве. Во второй части своего выступления он рассказал делегатам о культурных и просветительских мероприятий Чешско-моравского Славянского союза и призвал поляков организовывать праздники древних славян. Представителю белорусского посольства в Варшаве был очень приятно слышать, что первыми эту инициативу выдвинул Славянский комитет Беларуси, а Чешско-моравский Славянский союз к ней присоединился .
Делегаты съезда были рады слышать, что в фольклорных фестивалях Западных славян принимают участие и польские фольклорные коллективы. Особенно их заинтересовало сообщение о концерте в Москве, в котором выступили чешский бард Яромир Ногавица из Остравы и польский аккордеонист и пианист Роберт Кушмиерски из Варшавы .
В своем выступлении он также проинформировал участников о состоявшемся 7-го октября в Москве заседании президиума Всеславянского собора, который поставил следующие задачи.
Создать Международный благотворительный фонд "Славия", который будет финансировать факультет славистики и издательство славянской литературы. С этим связана и проблематика создания клубов славянских предпринимателей во всех славянских странах.
В заключение Зденек Опатршил рассказал о намерении Союза Западных славян в честь Дня дружбы и единения славян создать место встреч по крайней мере трех славянских народов в пространстве:
ЧР- Грчава (Северная Моравия)
СР- Чиерне (Жилинский край )
ПР- Явожинка Тройстык ( Бельско-Бельске войводство )
Зденек Опатршил вручил Памятные медали основателя славистики Йозефа Добровского:
председателю Славянского союза Польши Влодзимержу Рынковскому, меценату
славянского движения Збигневу Виташеку и ветерану славянского движения Польши Антони Ясноржевскому.
Съезд обсудил информацию о Международной конференции "Международное право против реабилитации украинских коллаборационистов", которая состоялась 1 октября с. г. на Украине. Конференция была созвана, поскольку на Украине происходит фальсификация истории Второй мировой войны, дискредитация Великой Отечественной войны и демонизация СССР. Фальсифицируются решения Нюрнбергского процесса. Реабилитация коллаборационистов связана с реабилитацией идеологии и практической деятельности национал-социалистов. Это помогает формированию неонацистских партий и движений в разных странах.
В контексте с этим в дискуссии упоминалось недавное нападение на Посольство России в Варшаве, которое является беспрецедентным действием антиславянских сил. Съезд в своем заявлении осудил этот акт злобы и ненависти к братскому славянскому народу.
Съезд подтвердил, что Славянский союз в Польше за короткое время создал солидную платформу для единения славянского движения.
Западные славяне избрали свое руководство
Варшава, 23 ноября 2013 г. На своем первом заседании 23 ноября в Варшаве собрались члены Президиума Союза западных славян, который зарегистрирован в Польше в качестве международной славянской организации. Союз в соответствии со своим Уставом является неотъемлемой частью международного славянского движения, представленного Всеславянским собором. Президиум в составе семи членов избрал председателя, двух заместителей и секретаря. Председателем был единогласно избран ветеран Славянского движения др.Вацлав Экснер, кандидат наук, который является заместителем председателя Чешско-моравского Славянского союза. Члены Совета выразили признательность и уважение человеку, который в славянском движении, в том числе также на международном уровне, проработал 15 лет. На время президентства Вацлава Экснера работа союза будет организована из Праги. Поэтому секретарем была избрана член президиума ЧМСС Ольга Мишчукова. Заместителем председателя стал доцент Мечислав Ценин из Вроцлава, выдающийся славист - ученый и автор многочисленных публикаций. Среди них большого внимания заслуживает книга о предкирилловской письменности. Его последняя только что вышедшая публикация "Правда. Творящий историю миф. Системная теория культуры" посвящена духовной сфере человека и миру культуры. Вторым заместителем председателя стал фольклорист, музыкант и организатор славянских фестивалей словак Драгомир Далош.
Президиум Союза западных назвал себя продолжителем наследия антифашистского славянского конгресса в Питтсбурге в 1941 году и принял решение основать новую традицию дружеских встреч западных славян в День славянской взаимности.
Славянское движение в Хорватии
Современный парадокс Хорватии с точки зрения принадлежности хорватов к славянской нации заключается в том, что именно хорват – Мавро Орбини – по традиции считается родоначальником исторической науки славянства, выразителем идеи единства славянского мира.
В России он хорошо известен благодаря своей "Историографии", которую написал в 1601 году . В Хорватии книга известна под названием "Королевство славян".
Неразбериху создает некоторая подтасовка фактов, а вернее отсутствие достоверной информации, как о прошлых событиях, так и о современной Хорватии.
Начнем с того, что Мавро Орбини родился в Рагузе, Дубровницкой республике, которая в те времена была относительно самостоятельной, вернее подчинялась Венеции, которая в свою очередь была в вассальной зависимости от мощного Османского царства. О вхожденнии в состав Хорватии в 16 веке, которая тогда была под всластью австро-венгрии, не могло быть и речи.
Это первое заблуждение, если говорить о том, что хорват был родоначальником теории славянизма. Больше того, в России, а возможно и шире, неизвестно, что Орбини был всего лишь исполнителем воли и воплотителем идей богатого дубровчанина, имя которому Марин Андриин (сын Андрии) Бобалевич (предположительно серб), который был вынужден бежать из Дубровника в результате своей политической деятельности.
Дело в том, что часть политической элиты попыталась сбросить османское иго, а книга "Королевство славян" - попытка обыединить воедино историю "всех народов, которые говорят на славянском языке, историю многочисленных войн, которые велись на территории Европы, Азии и Африки; развитие славянского царства и его обращение на христианство".
Однако, несмотря на явные несостыковки, теория славянства сыграла решающую роль в возникновении культурно-политического движения южных славян – Иллиризма, возникшего в 30-40-х годах ХIX столетия в Хорватии [2] и Славонии [3] , оказавшего большое влияние на общественную жизнь других южнославянских областей. Руководство движением осуществлялось либерально настроенным дворянством и интеллигенцией.
Организованная национальная борьба началась в Хорватии и Славонии в 1835 году [4] , когда Людевит Гай [5] выпустил в свет первую политическую газету на хорватском языке. Представители "иллиризма" открыли в Хорватии и Славонии славянскую типографию, в нескольких городах организовали читальни, на основе читальни в Загребе [6] открыли фонд " Матица Илирска [7] ", сыгравший большую роль в становлении хорватского книгоиздания; создали в 1841 году [8] Экономическое общество; основали Национальный музей; добились открытия при Загребской академии кафедры хорватского языка и литературы ( 1845 [9] ). Культурно-просветительская работа сторонников "иллиризма" имела огромное значение для развития национального сознания хорватского народа. Они также признавали необходимость единения сил славянства, укрепления славянской солидарности.
С начала 40-х годов XIX столетия в движении наметились два направления. Консервативное крыло, возглавляемое графом Янко Драшковичем [10] , видело будущее Хорватии в составе империи Габсбургов [11] и либеральное крыло, которое возглавляли Людевит Гай [12] , Иван Кукулевич-Сакцинский [13] , Вукотинович и другие, добивалось автономии Хорватии и Славонии внутри Венгерского королевства [14] . Они требовали сделать хорватский язык официальным, стремились к политическому воссоединению хорватских земель - Хорватии, Славонии [3] , Военной границы [15] , Далмации [16] . Гай [12] и его ближайшие сторонники обсуждали планы создания независимого югославянского государства, вне Австрийской империи.
Эта двойственная теория и два направления - очень важный момент в развитии слявянского движения, который является чуть-ли не основой для современной позиции общества и специалистов в Хорватии и причиной того, что большинство хорватов не желает признавать приналежность к слявянскому сообществу.
В 1848 году [17] начался новый этап освободительного движения в Хорватии и Славонии под лозунгами политического объединения австрийских югославян в автономию в рамках империи. Но некоторые деятели продолжали отстаивать идеи "Великой Иллирии", правда в более узких рамках. Победа контрреволюции в Австрийской империи положила конец хорватскому национально-освободительному движению на этом этапе.
Основной идеей "иллиристов" была мысль о "Великой Иллирии", которая, по представлению хорватских национальных деятелей, занимала все югославянские и некоторые неславянские территории. Рассматривая их население как один народ, произошедший от коренного населения Древней Иллирии [18] - иллирийцев [19] , идеологи "иллиризма" говорили о литературно-языковом объединении южных славян, считая это основой для будущего их политического единства. Идеи "Великой Иллирии" говорили о том, что в среде южнославянской элиты на тот период уже сформировалось сознание языковой и культурной близости этих народов. С другой стороны, идеи "иллиризма" объективно служили сплочению балканских славян вокруг империи Габсбургов [20] .
В идеях иллиризма современные исследователи усматривают зарождение двух существенных для истории Хорватии идей: идеи югославизма, то есть объединения южнославянских народов в пределах одного государства, и идеи хорватского национализма. Эти идеи нашли отражение и в национально-освободительной революции 1848-1849 годов и позднее, когда в 1851 году был распущен хорватский сабор, а Хорватия получила независимость от Венгрии. Хорватский язык получил право на употребление в государственных учреждениях и школах.
В конце 70-х – начале 80-х годов XIX века обостряются противоречия в отношениях между сербами и хорватами. И те и другие претендовали на доминирующую роль в деле объединения южнославянских народов, а также претендовали на территорию Боснии. Идея югославизма всё больше преследует утверждение главенства сербов в качестве доминирующего южнославянского народа, что не может не вызывать недовольства хорватов, словенцев и боснийцев. В Хорватии получает распространение идея триализма, согласно которой в пределах одного государства должны были объединиться Австрия, Венгрия и Хорватия с Боснией и Герцеговиной. При этом хорваты, как и сербы, заявляют о веротерпимости и признании мусульманства.
После начала первой мировой войны лидеры Хорватии, Боснии и Герцеговины, Славонии и Далмации ориентировались на страны Антанты. Они бежали в Италию и основали там Югославянский комитет, целью которого являлось создание единого федеративного государства югославских народов. Комитет возглавил хорват Анте Трумбич. Деятельность Югославянского комитета увенчалась успехом только в октябре 1918 года, когда после распада Австро-Венгрии народное вече, в которое вошли депутаты саборов Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также депутаты Словении, Истрии и Далмации, провозгласили создание Государства словенцев, хорватов и сербов, просуществовавшее до 1 декабря 1918 года. К этому времени вече приняло решение об объединении Государства словенцев, хорватов и сербов и Королевством Сербия. Главой Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС) стал принц-регент Александр.
Здесь кроется вторая причина, по которой сегодня многие научные круги в Хорватии, приводя как доказательство чуть-ли не аналих ДНК, с пеной у рта доказывают, что хорваты не славянский народ. Создается впечатление, что выйдя из-под железной палицы Австро-венгрии, населяющие территорию Словении, Хорватии и Боснии народы не сумели создать самостоятельное государство и побежали искать защиты и поктовительства у сербского правителя. Я это называю "недержавотворной" нацией, которая неспособна управлять сама собой и всегда ищет к кому-бы примкнуть. При этом недальновидные правители всегда игнорируют опыт истории, который свидетельствует о том, что "примкнуть к сильному" на "своих" условиях не получится. То-есть принцип: вы нас возьмите под свою защиту, а мы и дальше будем абсолютно самостоятельными", никогда не сработал и не сработает. За все надо платить. Так получилось и с хорватами.
В период между двумя мировыми войнами в Королевстве СербовХорватовСловенцев устанавливается конституционная и парламентская монархия. До 1928 года в стране действует многопартийный парламент. Хорватскую крестьянскую партию возглавляет Степан Радич, который активно выступает против гегемонии в Королевстве СХС сербов. На одном из заседаний парламента сербский депутат Пуниш Рачич открыл стрельбу и смертельно ранил С. Рачича и еще двух хорватских депутатов. Этим воспользовался король Александр, который запретил деятельность всех политических партий. Страна переименована в Королевство Югославия, принцип национального единства выдвинут в качестве государственной идеологии, в королевстве устанавливается авторитарный режим, который существовал и после убийства Александра (1934), вплоть до начала Второй мировой войны.
Уже через две недели после нападения Германии Югославия капитулировала. А выше описанные события стали причиной того, что 10 апреля 1941 года возникло Независимое государство Хорватия, которое становится сателлитом Италии и Германии. Хорватию возглавил Анте Павелич, основавший профашистскую террористическую организацию усташей. В то же время на территории Хорватии и Боснии действует движение сопротивления, в котором приняли участие все югославские народы и значительное количество их политических партий, в том числе и коммунистическая, возглавляемая Иосипом Броз Тито.
После капитуляции Германии в августе 1945 года была создана Демократическая Федеративная Югославия. Под давлением коммунистической партии, возглавляемой Иосипом Броз Тито, в Югославии сформировался тоталитарный режим. Сербское доминирование подавляется. После конфликта с Советским Союзом, последовавшего в 1948 году, югославское правительство берет курс на сближение со странами Западной Европы, а в конце 60-х – начале 70-х годов отмечается резкий подъем национализма. Хорваты и словенцы, которые в отличие од сербов чаще поглядывали на запад и "заразились вирусом демократии", выступают за предоставление им больших политических и экономических полномочий. После смерти Тито в 1980 году национальные противоречия постепенно обостряются и достигают пика к концу десятилетия, а с февраля 1990 года в результате референдума и парламентских выборов Хорватия становится многопартийной республикой. В декабре 1990 года была принята новая конституция Хорватии, в соответствии с которой сербы признавались национальным меньшинством; в стране вводилась государственная символика периода Второй мировой войны. 25 июня 1991 года (одновременно со Словенией) Хорватия провозгласила независимость и вышла из состава Социалистической Федеративной республики Югославии.
Таким образом из этого короткого обзора несложно сделать вывод, что славянство в Хорватии звучит чуть-ли не как синоним словосочетанию "сербский национализм" и все попытки доказать, что эти понятия никак не связаны между собой наталкиваются на глухое препятствие.
Интересные мысли высказал по этому вопросу доктор философских наук, заведующий кафедрой политологии философского факультета МГУ, заведующий сектором социальной философии ИВ РАН, профессор Александр Сергеевич Панарин. Дабы не повторяться, цитирую его текст, который можно с полным правом применить и на Хорвтию, а затем попытаюсь описать современную ситуацию.
"Когда мы говорим об общности славянского мира, нам надо прежде всего вспомнить нашу великую восточно-христианскую традицию. Восточно-христианская, или православная, традиция - вот первое основание для некоего суперэтнического синтеза. И это - именно та традиция, которая объединяет наши славянские народы, по крайней мере те из них, что принадлежат к православному ареалу, которые наследуют восточную патристику как некое ценностное историческое ядро. Конечно, объединяют нас и геополитические реалии. Одно дело - Западная Европа. Она мыслит свою идентичность уже не как "протестантскую" или "католическую", а в совершенно иных терминах, это можно назвать "атлантической" идентичностью.
Она представляется искривлением классического европеизма, так как была выстроена после 1945 года, в результате поражения Германии и в результате, так сказать, маргинализации всего того, что относилось к центрально-европейской идентичности. Европейцы отдают себе в этом отчет - например, Шенгенское соглашение 1995 года, с одной стороны, открыло европейское пространство "для своих", а с другой - выстроило барьер между "атлантическим миром" и восточным славянством и тяготеющими к нему. Следовательно, мы не вправе игнорировать геополитическую специфику, если уж о ней так хорошо помнит Запад; мы не должны забывать, что принадлежим все-таки к Восточной Европе (при том, что Россия, конечно, занимает особое место на континенте). Вот еще один повод для осмысления славянских интересов, славянского будущего, славянской идентичности.
Я считаю, что Европа не должна строиться как двухосная система, состоящая только из католической и протестантской частей. Европа - это еще и мир славянства. По-настоящему жизнеспособная европейская общность должна быть плюралистичной, по крайней мере базироваться на трех основных традициях - протестантской, католической и православной. Это не прекраснодушная утопия, а вполне прагматичный, оптимальный вариант. Простая логика подсказывает, что система, имеющая три опоры, надежнее, чем балансирующая на двух. Но пока мы видим, что православный регион - с подачи американцев - буквально выталкивается из Европы. Вопрос ставится так: если вы хотите быть европейцами, то должны забыть свою восточно-христианскую природу. А если вы настаиваете на своей самости - значит, вы вне цивилизованного мира, вы - варвары. Я думаю, что этот подход таит большую опасность и для самой Европы. Европе объективно выгодно, чтобы она была трехсоставной, чтобы она включала в себя Восточную Европу и Россию. Но это может произойти лишь в той мере, в какой она обретет мужество дистанцироваться от гегемонистских планов США.
Итак, многое зависит от Западной Европы. Если она согласится с тем, что должна быть трехсоставной, тогда можно предвидеть, что назревшая реконструкция православной традиции будет совершаться таким образом, чтобы сообщить ей максимум открытости к Европе, максимум способности к диалогу с Европой, как можно больше динамики.
С другой стороны славянский мир в Европе не является целиком православным, он включает в себя такие глубокие и серьезные идентичности, как польская или хорватская, которые утверждаются на противостоянии православию (здесь явное незнание ситуации. Хорватская идентичность не только утверждается на противостоянии православию, но и на противостоянии славянству). Славяне, привыкшие бояться России в период существования СССР и Варшавского договора, в первое время после разрушения этих систем были заинтересованы в предельном обессиливании "русского медведя". Но если взять долгосрочный горизонт - то они объективно заинтересованы в сохранении сильного российского государства. Таков основной парадокс, вызревающий сегодня в восточно-европейской политике. Поэтому, думаю, Польше, Чехии (сюда же можно добавить Хорватию) надо таким образом выстраивать свою католическую идентичность (или так ее реконструировать), чтобы национальное самосознание принимало необходимость диалога с православными соседями. Когда исчезает мощный сдерживающий фактор России, перед славянскими народами остается лишь плачевный путь маргинализации и ассимиляции в рамках "атлантической Европы".
Конечно, "дух славянства" - понятие интуитивное. Великая традиция, насчитывающая добрую тысячу лет, не может исчезнуть бесследно. Традиция как бы "затаивается", готовя реванш своей идентичности. Его формулой может стать, например: "полюбить себя как славянина". Сейчас нас вынуждают стать "просто" европейцами. Однако, я полагаю, придет такая фаза цикла, когда славянам предстоит полюбить свою идентичность. Славянам - теперешним "неграм Европы", какими их делают в культурном отношении, - предстоит точно так же поверить в себя и добиться эмансипации и уважения своей самобытности, как это сделали афроамериканцы в Соединенных Штатах. Тогда проявит себя и славянский дух, и славянский менталитет, который объединяет всех наших единоплеменников, независимо от исповедания. Задолго до того, как западный человек начал приближаться к тому, что социологи и экономисты 1960-1970-х годов назвали "постлиберальными" и "постэкономическими" ценностями, носители восточно-христианской культуры уже реализовывали эти ценности в своей жизни. Тип личности, сформированный экономоцентрической эпохой, выступает под знаком "иметь"; человек постиндустриальной эры мыслит себя в категории "быть". Это значит, что для него в работе, к примеру, в первую очередь важен не размер зарплаты, а профессиональный интерес, соответствие творческому призванию, участие в процессах принятия решений. Оглянемся вокруг себя - именно так продолжают выстраивать свою жизнь большинство наших соотечественников, проживающих в Европе, - несмотря на массированную агрессию "атлантических", потребительских ценностей. Мы все-таки в значительной степени сохранили свой интеллектуальный потенциал - не в последнюю очередь благодаря тому, что в славянском менталитете заложена тяга к образованию и знанию, даже за счет потерь в материальном плане. Если бы не славянская способность увлечься своим делом и "заразить" других, порой забывая о конкретной выгоде, системный развал в Восточной Европе при нынешнем формационном сдвиге, уверен, принял бы гораздо более катастрофические формы. Проект "постэкономического человека" как нельзя более соответствует славянскому менталитету. Сегодня, правда, он несколько "отодвинут в сторону" - ввиду победы либерального экономоцентризма "чикагских мальчиков". Но, я уверен, этот проект восстановит себя в правах, и в первую очередь в Европе, в которой и вызревала идея "постэкономических ценностей". Тогда - вот еще одно основание для нашего исторического оптимизма - произойдет "реабилитация" славянства и славянского менталитета, с его приоритетом не материальных, а моральных ценностей, с его особой чуткостью к поискам подлинности существования...
Славянству пора осознать, что сегодня ему - как и в давно прошедшие века - одновременно угрожают Первый Рим (некогда латинство, а сегодня - атлантизм) и мусульманско-тюркский Восток. Славяне должны сплотиться. Пока неизвестно, какие формы может обрести это новое единство Восточной Европы. Но в нынешнюю драматическую эпоху это единственный шанс на выживание для нашей цивилизации.
Я уверена, что позиция профессора Панарина – это практически программа действий в западной Европе, а для нас – в Хорватии. На сегодняшний день, как я уже говорила, в научных кругах Хорватии имеют место "доказательства", что хорваты вообще не слявянская нация. В работах хорватского профессора Вышеслава Аралицы высказывается (это если в двух словах, без глубокого погружения) вырисовывается очень интересная конструкция: когда речь идет об идентичности народа, взгляд, как правило устремлен в сторону неприятеля. Тот, кто в данный момент является врагом – от него мы в корне отличамся, от него надо полность отгородиться.
Другими словами, пока Хорватия была под Австро-венгрией, быть славянином значило противопоставлять себя германскому господству, а когда попала под сербский протекторат – славянство, олицетворяемое сербским православием в комбинации с российским покровительством, стало восприниматься враждебно и ему вновь надо было противостоять. К сожалению, это последнее продолжается до сих пор.
Многим хорватам сегодня проще вообще не задумываться над своей идентичностью, так как есть глобальная альтернатива "европейской идентичности", вернее, по определению профессора Панарина, "атлантической".
С другой стороны в Хорватии есть хорошая предиспозиция для воплощения идеи профессора Панарина о "базировании на трех основных традициях - протестантской, католической и православной", что в сочетании с идеей некого союза западных славян, что должно было стать одной из тем семинара в Брно, может дать хорошие результаты.
Естественно, без финансовой базы это все останется на уровне размышления, анализа и прожектов. Если есть возможность создать при помощи России финансовую базу для реализации проекта, в Хорватии есть силы, которые можно было бы подключить к возрождению славянского духа и славянского менталитета, который объединит большинство наших единоплеменников, независимо от исповедания.
Ссылки
|