13-го ноября 2013г. в на социологическом факультете МГУ прошел семинар на тему «Евразийство как русская идея».
В ходе семинара участники рассмотрели идеологические, геополитические и актуальные политические аспекты евразийства. Актуальное евразийство рассмотрено как исконно русская и в первую очередь жизненно необходимая для русского народа политическая философия. Молодые евразийцы – студенты и аспиранты МГУ и других ВУЗов Москвы – прочитали и обсудили доклады на следующие темы: «Евразийство: политические и идеологические аспекты», «Валдайская речь Путина: идеологический разбор», «Русская составляющая евразийства», «Синтез евразийства и панславизма: постановка проблемы и возможные пути ее решения», «Евразийская перспектива Украины: экономические аспекты».
На мероприятии присутствовал лидер Партии Востока (аль-Машрик) Родриг Хури. Партия представляет интересы православной общины Ливана. Одним из ее главных приоритетов является установление тесного сотрудничества христиан Ближнего Востока с Российской Федерацией. Россию православные активисты рассматривают в качестве преемницы Византийской империи и естественного защитника древней арабской православной общины.
Эрнст Плиев, evrazia.org 18 ноября 2013, 09:00
Пора ответить на вызовы глобального мира
Актуальные вызовы политической философии евразийства, глобальные интеграционные тренды и возможный альянс контргегемонистских сил обсуждались 13 ноября 2013 года на очередном заседания Евразийских студенческих интеллектуальных клубов (СЕИК) в МГУ, посвящённом теме «Евразийство как русская идея». Молодые ученые - философы, политологи и социологи, представили доклады, в которых были затронуты фундаментальные истоки евразийской теории и точки приложения ее в политической практике.
youtu.be/X7vesx6q9eE
Родриг Хури: «Христианство на Западе умерло - осталось только Православие»
Базовым докладом «Евразийство: политические и идеологические аспекты» открыла семинар Анастасия Ковалёва. «Евразийство - это политическая философия, созданная русскими мыслителями в ходе осмысления катастрофы русского государства, - пояснила Анастасия. Поэтому, безусловно, евразийство является подлинно русской идеей».
По мнению Ковалёвой, основные идеологические принципы, сформированные ранними евразийцами Николаем Трубецким и Петром Савицким, следующие: «…отрицание эволюционной теории и прогрессистского подхода по отношению к странам и культурам. Вместо него принят холистский, структурный подход; утверждение уникальности каждой культуры; утверждение самостоятельности российской цивилизации, заключающейся в органичном сочетании этнических культур, населяющих евразийское пространство; формирование альтернативного проекта для России и формирование глобального альтернативного проекта для всего человечества, заключающегося в отстаивании собственной культурной и цивилизационной идентичности».
Так, по мнению докладчика, евразийская идеология не смогла стать политической практикой в силу исторических причин. Она вновь приобрела актуальность после второго распада русского государства, в новую переходную эпоху, и получила название «неоевразийство».
В настоящее время идеи ранних евразийцев пополнились геополитической мыслью и теорией сетевых войн. Это достойный ответ на вызов противника в культурном, информационном и экономическом пространстве.
Евразийство предполагает возрождение государства, восстановление раздробленного пространства исторической Руси. Анастасия Ковалёва уверена, что «…в рамках внутренней политики евразийство – единственный адекватный ответ на угрозу межэтнических конфликтов и государственных переворотов. Евразийская политическая философия представляет собой глобальную стратегию действия, которая не ограничивается ответами на сиюминутные вызовы, формируя собственную повестку дня».
«Русское евразийство – новый контргегемонистский проект XXI века, дающий надежду на альтернативу всем зависимым народам, культурам и этносам. Таким образом, евразийство является идеологией, призванной вернуть нашей стране ведущую роль как на региональном, так и на глобальном уровне» - заключила свой доклад Анастасия.
Следующим свой доклад «Евразийство как русская идея» представил лидер Евразийского союза молодежи Антон Брюков. Докладчик описал течение славянофилов, предшествовавшее идеологии евразийства, а также отметил схожесть идей Достоевского и Блока c ключевыми идеями евразийства. Далее речь пошла о критике евразийства националистами и либералами, была показана несостоятельность данной критики, и отмечена чуждеродность либерализма и национализма русской традиции. Кроме того, в докладе Брюкова был выдвинут тезис о том, что европоцентризм не дает им возможности понимать русскую культуру и русскую цивилизацию. Докладчик сравнил либералов и националистов с персонажем Достоевского Смердяковым, перейдя затем к рассмотрению актуальной ситуации в мировой политике и необходимости объединения народов России и Украины для совместного противостояния либералам и глобалистам.
В докладе главного редактора Интернет-журнала «Телеграфист» Максима Сигачёва «Синтез евразийства и панславизма: постановка проблемы и возможные пути её решения» ставится проблема синтеза евразийской и панславистской идеологий, и предлагаются некоторые пути решения этой задачи. Автор показывает, что у панславизма и евразийства есть много общего. Прежде всего, евразийцы выступили как наследники славянофилов, и это общее славянофильское наследие сближает их с панславистами, поскольку русский панславизм XIX веке развивался в русле славянофильства. По мнению докладчика, эти две идеологии сближает то, что как евразийство, так и панславизм в скрытом виде оказывали влияние на геополитику Советского Союза. Однако в качестве целостных идейных систем оба мировоззрения в советский период существовать не могли. Наконец, уже в наше время как неопанславизм, так и неоевразийство появились на свет на рубеже 80-90-х годов XX века, став реакцией на крушение единого геополитического пространства.
Автор доклада также указал на то, что, несмотря на близость двух концепций, порой их противопоставляют на том основании, что евразийство – это, прежде всего, геополитическая концепция, апеллирующая к пространству и территории, тогда как панславизм – это этнолингвистическая идеология, ориентирующаяся не столько на территориальную общность, сколько на языковое и этническое единство. В связи с этим Сигачёв предложил соединить евразийство и панславизм в одно целое, которое автор доклада условно называет славяно-евразийством.
«Выдвигаются четыре возможных пути достижения этой цели: красно-социалистический проект, в рамках которого предполагается интегрировать левое евразийство и левую версию панславизма, неовизантийский проект, обращающийся к византийскому наследию, сближающему Россию-Евразию с южными славянами, неоскифский проект, апеллирующий к скифским корням, являющимся одновременно евразийскими и праславянскими и проект Северной цивилизации, благодаря своему масштабу способный вобрать в себя как евразийство, так и панславизм. В заключении доклада автор отмечает раскол всего славянского мира на неолиберальные атлантистские верхи и почвенно-национальные низы. «На этом основании даётся рекомендация делать ставку не на элиты, а на активную работу с самими славянскими народами», - заключил Максим.
В свою очередь, перспективы экономической интеграции Украины в единое евразийское пространство осветила в своем докладе студентка МГУ и активист Евразийского союза молодежи Дарья Севастьянова.
Важный вопрос, который был затронут в её выступлении, это вопрос, касающийся сегодняшнего положения дел в Украине. Причем именно экономический подход к оценке последствий евроинтеграции этой страны является хорошим примером, показывающим к чему может привести отказ от более логичного с любой точки зрения процесса интеграции в Евразийский союз даже с точки зрения экономики.
Дарья упомянула об основных ожиданиях Украины от интеграции с ЕС в рамках Соглашения об Ассоциации, в частности, о надежде приобрести партнеров и инвесторов из Европы и на новые рынки сбыта. Эти мифы, напомнила она, были развеяны суровой жизненной реальностью: ведь Украину в ЕС ждут не в качестве равноправного партнера, но как рынок сбыта и доступ на рынки России и стран СНГ и сырьевой придаток. С другой стороны, отметила докладчик, Таможенный союз дает Украине все те выигрыши, которые она надеется получить в рамках Соглашения об Ассоциации, а также позволит решить проблему с энергообеспечением, более того - совместные бизнес-проекты получат больше возможностей для развития (что необходимо Украине - ведь отток капитала стал серьезной проблемой для делового климата).
Мнимая отговорка - боязнь за суверенитет - больше не работает, ведь в рамках соглашения Европой именно политическую независимость Украина и делегирует в ЕС, поэтому данное решение сугубо политическое, и приравнять этот факт к экономической сделке не удастся. Ведь последствия, которые ожидают Украину катастрофические - экономический крах, обнищание производственной отрасли, волна сепаратизма, свержение власти - вот те неминуемые беды, которые ожидают, по мнению Дарьи, Украину в ближайшее после подписания Соглашения время.
Анастасия Ковалёва: «Евразийство предполагает возрождение государства, восстановление раздробленного пространства исторической Руси»
В самом конце семинара с приветственной речью к докладчиками и гостям обратился VIP-гость из Ливана, лидер ливанской православной партии аль-Машрик (Партия Востока) Родриг Хури. Особое внимание он обратил на важность диалога и сотрудничества между православными партиями и движениями всего мира.
Отвечая на вопрос ведущего, Родриг Хури заметил, что нашими друзьями в мире являются «те силы, которые пытаются противостоять натиску США, и стоящих за ними сионистских движений». «Христианство на Западе умерло - осталось только Православие, с которым идет непримиримая война руками исламских радикалов на Ближнем Востоке, - подчеркнул Хури. - Меньшим врагом является, конечно, Иран, но когда падет и он, Вашингтон сосредоточит всю свою агрессию на Москве - Третьем Риме современности».
Эрнст Плиев
|