РОССИЯ-УКРАИНА: КОНФЛИКТ ЛОЖНОЙ НОРМАЛЬНОСТИ С РЕАЛЬНОЙ НЕНОРМАЛЬНОСТЬЮ
Я мог бы в заголовок своей статьи вынести после двоеточия – конфликт между миром и войной. Ведь война, по словам Л.Н. Толстого, «... противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Это явная ненормальность, в то время как мир – явная нормальность при всех противоречащих ей исключениях.
Но такая конструкция заголовка не могла бы выразить современное состояние российско-украинских и международных отношений, а также состояние общества в каждой из стран, в отдельности. В обеих странах власти пытаются совместить мирную жизнь с войной, представить такой симбиоз естественным состоянием общества, что является невыполнимой задачей.
Война несовместима с миром. Мир предшествует войне или следует за ней. Но сосуществовать они не могут, во всяком случае, в продолжительной перспективе. Позволить себе и пушки, и масло может только страна, располагающая безграничными материальными и человеческими ресурсами, высокоразвитая и доминирующая в мировой экономике и политике, да и то ведущая войны на чужой территории.
Имеется способ ускорить установление мира в России и на Украине – освободиться от политического инфантилизма, перестать играть в войну дронов и изматывание противника, воспользоваться абсолютным превосходством России в качестве ядерного потенциала. Причем наносить удары ядерными средствами не по территории Украины, входящей в сферу безопасности нашей страны, а по европейским союзникам США, и, в случае необходимости, по самим США.
Беда, однако, в том, что власти стран Запада, да и самой России, живущие отдельной от народов жизнью, руководствуются тезисом о невозможности победы в ядерной войне. Почему? Россия, благодаря своему геополитическому положению, располагает всеми преимуществами в возможности сохраниться в случае ядерной атаки. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что в области ядерного вооружения, как и в его конвенциональных видах, ведется состязание между средствами нападения и защиты. Наличие эффективной ПРО значительно ослабит негативные последствия ядерного нападения НАТО на Россию.
Да, жизнь остается прекрасной всегда: состаришься ты или молод. Но все-таки неуютно жить, когда натовцы и их киевские наемники каждый день разрушают мирные города и убивают их ни в чем не повинных мирных жителей. С другой стороны, настолько уж мотивированы Штаты погибать во имя атлантической солидарности. Ведь в отличие от киевского режима у них есть выбор.
Сравнение нынешнего конвенционального конфликта с двумя Отечественными войнами, которая вела наша страна, не уместно по любым параметрам, как по военно-стратегическим, так и идеологическим. В обеих Отечественных войнах наша страна подвергалась нашествию иностранных войск и отражала агрессию посредством перехода на военное положение, а также благодаря патриотическому единству всех классов и слоев общества.
В первом случае, когда в России господствовал поздний феодализм с начатками индустриализации, укреплению патриотического единства способствовали национализм и религиозная вера, во втором, - защита национального достоинства мыслилась на основе непримиримости к социально-классовой природе нацистской Германии, воспринимавшейся как воплощение зла, исходящего от наиболее агрессивных сил мирового капитализма.
В обоих случаях действовал принцип всеобщей воинской повинности, которому не противоречила добровольная служба в вооруженных силах. В обоих случаях все классы и слои общества руководствовались идеей жертвенности, стремлением поступиться материальными благами, а то и жизнью, ради спасения Родины.
Что означал переход на военное положение? По Толстому, это прекращение богемы, кутежей Анатолия Куракина, расставание Пьера, Андрея Болконского с изнуряющей интеллигентской рефлексией, бегство на войну малолетнего Пети Ростова. Во Вторую Отечественную подобным образом меняли свой образ жизни советские люди – от мала до велика.
Трудно было бы себе представить, чтобы во время войны с гитлеровскими захватчиками по радио или телевидению после чтения Левитаном очередной сводки Информбюро прозвучало бы объявление рекламной паузы, в которой какая-нибудь вульгарная девица рекламировала возможности эффективного «шопинга». Еще труднее было бы представить расчетливую игру противоборствующих сторон на повышение военных рисков, исходя из коммерческой выгоды. Но ведь реклама - двигатель торговли. Она обогащает, в том числе и за счет военных жертв и лишений.
Наши патриоты – православные и либеральные – уже продолжительное время печалятся об отсутствии у нас идеологии. Какая идеология вам нужна?! В буржуазном обществе идеологией является стремление наживаться любыми способами. Другой идеологии не может быть в обществе, где чистоган победил просвещенную духовную (отнюдь не религиозную) жизнь. Она была в СССР, но представители тех сил, которые отбросили нашу страну в преступное капиталистическое прошлое, сочли социалистическое строительство зигзагом истории, не в последней степени потому, что в Советской стране духовное возвышалось над материальным.
Наконец, в военно-стратегическом плане сравнение СВО с Отечественными войнами тоже «хромает». Все-таки не мы подверглись нашествию, а сами начали военную операцию с целью наступать, а не обороняться. Только так можно освободить бывших соотечественников от бандеровско-натовского ига. Вряд ли Кремль рассчитывал на блицкриг. Просчет тут мог быть лишь один – видеть своим противником один лишь противозаконный киевский режим и игнорировать необходимость воевать с НАТО. Но уж если взялся за гуж, не говори, что не дюж. Придется мобилизовать все силы и поступиться материальным благополучием.
И здесь не помешало бы вернуть советское мироощущение, стремление быть первопроходцами в будущее вместе с коммунистическим Китаем. Разумеется, потребуется перестройка наоборот – возвращение на магистральный путь развития человечества в строну социализма в соответствии с современной моделью социалистического государства и общества, которую Китай и демонстрирует.
А то, что получается? Православные патриоты тянут в прошлое в «золотой» екатерининский век. Такой уж он был золотой? Кто справедливее – немецкая принцесса, урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, ставшая на российском престоле, Екатериной II или Емельян Пугачев, выдававший себя за государя Петра III?. Здесь все зависит от того, что подсказывает классовое чувство.
Недавно я вернулся из очередной поездки в Санкт-Петербург (до чего помпезное название!), превратившийся из простого и доброго Ленинграда в новый Вавилон. Посетил в Пушкине Большой Екатерининский дворец. С прохождением по обширным золоченым помещениям дворца росло чувство возмущения. Для чего такие бытовые просторы для одного человека, которому по окончании жизненного пути хватает и двух метров под землей?!
Есть, конечно, положительный момент. Дворец не заберешь с собой в могилу, и он становится культурно-исторической ценностью. Замечательно! Но зачем прославлять его обитателей в качестве демиургов славы и могущества России, особенно, когда они этого не заслуживают. Если заслуживают, то разве только за то, что некоторые из них не мешают творить подлинным созидателям российской цивилизации.
Сегодняшние владельцы «заводов, дворцов, пароходов» тоже строят дворцы. Не за это ли им полюбилась капиталистическая «цивилизация»? Если так, то они должны помнить, что она строится на жесткой иерархии силы. Внутри иерархической конструкции традиционного капитализма может существовать какой-то консенсус, но возможности доминирующей силы не безграничны: она прикрывает своим зонтиком один миллиард из восьми мирового населения. Остальным семи уготована роль подножного корма и удобрения, в том числе и тем единицам, которые вытащили среди обреченных семи миллиардов «счастливый» билет в перестроечную смуту.
Мирная жизнь капиталистического общества, не может быть нормальной. Особенно, в условиях войны. Поэтому я называю такую жизнь ложной нормальностью. Зато война, рождающаяся из капиталистической конкуренции, как нельзя лучше отвечает условиям существования этого общества. При всей ненормальности этого состояния оно закономерно и реально в условиях капитализма. Поэтому я называю войну реальной ненормальностью, а российско-украинский конфликт – столкновением между ложной нормальностью и реальной ненормальностью.
|