ПравдаИнформ: Напечатать статью

Как Москва поселилась в Польше

Дата: 03.08.2022 12:15

КАК МОСКВА ПОСЕЛИЛАСЬ В ПОЛЬШЕ

<:CAPTION:>

Премьер-министр Польши Матеуш Моровецкий возбудил любопытство россиян назначением на должность министра климата и окружающей среды в своем новом правительстве 42-летней Анны по фамилии Москва.

Надо же, название нашей столицы, где нашел погибель величайший завоеватель Европы Наполеон вместе со своими польскими клевретами, где еще раньше, в начале ХУ11 века, Москва и Россия избавились от польской оккупации, совпадает с фамилией полячки! Учел ли эти обстоятельства в своем кадровом назначении Моравецкий, призывающий к искоренению «русского мира» и радующийся тому, что русофобия, якобы, переросла в самый настоящий мейнстрим?!

Некоторые пользователи Интернета усматривают в выборе министра с фамилией Москва некий сигнал, поданный Матеушем Маровецким России. Если это сигнал, то кому и для чего? Не-уж-то, польский премьер прочит Анну на роль Марины Мнишек, которая почила в Круглой башне Коломенского кремля после авантюрных венчаний с обоими Лжедмитриями-самозванцами?!

Лично я вовсе не собираюсь быть пиарщиком Анны Москва. Считаю ее назначение обычной «рокировочкой», если пользоваться выражением незабвенного Е.Б.Н., в верхнем эшелоне польской власти. Наверное, ее предшественник Михал Куртыка, копировавший политику европейских «зеленых» в сфере энергетики, не пришелся ко двору после того, как выяснилось, что эта политика является главной угрозой экологии и самому существованию человечества.

Молодая же поросль польских политиков готова без стеснения пользоваться монетаристской удавкой в условиях нынешней международной смуты и энергетического безумия США и ЕС. Впрочем, Анна Москва была директором офиса морских ветровых электростанций в PKN Orlen – польской нефтеперерабатывающей компании, которая занимается добычей, переработкой и продажей нефти и бензина. Компания финансировала оффшорный морской ветроэнергетический проект «Baltic Power».

Меня интересует не столько сама министр климата и окружающей среды Польши, сколько циркуляция слова «Москва» в государстве с враждебной России правящей элитой. Откуда тянется ниточка к этому слову? Анна родом из Замостья – города, основанного в 1580 году в эпоху Речи Посполитой великим коронным канцлером и великим гетманом Яном Замойским. Он был правой рукой короля Стефана Батория.

Город строился, начиная с 1579 года, согласно проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо, придавшего городу стиль итальянской эпохи Возрождения. За это город получил прозвище «Северная Падуя» и стал сильно укрепленным городом Русского воеводства. Воеводство образовано около 1434 года из тех земель Галицко-Волынского княжества (Русского королевства), которые были захвачены в последней четверти XIV века. До занятия этих земель Казимиром Великим (1340) здесь находились три отдельных древнерусских княжества (Львовское, Галицкое, Перемышльское), впоследствии объединённых под названием Русское королевство или Русская земля.

Русское воеводство было ликвидировано в 1772 году, после раздела земель Речи Посполитой, когда Галиция вошла в состав королевства Галиции и Лодомерии Австрийской империи; Холмский повет вошёл в состав Российской империи.

До того, как заинтересоваться польской фамилией «Москва», я был знаком с Замостьем лишь по упоминанию этого слова в песне времен гражданской войны:

На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки.

Видимо, в этих местах совершали отдельные успешные рейды бойцы Первой конной армии Буденного, но отсюда же началось трагическое отступление красных конников во время неудачного, в целом, для измотанной гражданской войной и иностранной интервенцией Советской России конфликта с Польшей 1920 года. С событиями этого времени под Замостьем связано празднование Дня польской кавалерии. Однако, вряд ли враги России стали бы пускать в польский обиход слово «Москва» даже в своем стремлении преувеличивать значение своих отдельных достижений во вражде с Россией.

Основную причину того, почему «Москва» поселилась на польской земле, видимо, следует искать и в других местах этой страны. И представьте себе, в Лодзинском воеводстве, в Восточно-Лодзинским повяте, в гмине Новосольна имеется село под названием Москва (польск. Moskwa)! Оно расположено в центре страны, в 130 километрах к юго-западу от Варшавы. По данным на 2004 год, население села составляет около 110 жителей. Анна могла иметь в этом селе,близких или дальних родственников, пусть даже на том уровне родства, который объединяет в России, скажем, Ивановых.

Самое раннее упоминание о селе относится к 1418 году. В старых документах оно упоминается как Москёв (Москва). Во второй половине 16 века владельцем села была Варвара Скошевская. Другие источники связывают возникновение села с началом XVII века. Именно тогда Константину Плихте, каштеляну, предводителю двора, воеводе, участнику московского похода королевича Владислава Вазы, довелось основать Москву, а село должно было стать фамильной резиденцией Плихтов. Константин умер в 1631 году. Только после того, как усадьба сгорела в конце 18 века, Плихты переехали в Бышево, в нескольких километрах от него.

Как видим, упоминание села относят к историческому периоду, в который произошла Грюнвальдская битва 15 июля 1410 года. Это было решающее сражение Великой войны 1409–1411 годов, в которой Союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена.

В начале сражения татары и литовские всадники пустились в бегство, чтобы избежать разгромной атаки тяжело вооружённых немецких рыцарей. Согласно средневековому польскому историку Яну Длугошу, «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знамёнами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу».

На последнем этапе битвы немецкие войска увязли в бою с оставшимися на поле боя литовскими хоругвями (включая «смоленские», две из которых в ходе боя погибли полностью) и чешской пехотой. Чтобы исправить ситуацию, магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген ввёл в бой вторую линию тевтонской кавалерии. Поляки в ответ на это задействовали третью линию своей конницы, а литовская конница и татары обошли левый фланг орденских войск, вследствие чего основная часть немецких сил попала в окружение и вскоре была уничтожена либо капитулировала.

Все это наводит на предположение, что название «Москва» могло быть присвоено селу в память о стойкости русских смоленских полков. Но это в том случае, если зацикливаться на «державном» подходе к топониму «Москва». Согласно позднесредневековой книжной легенде, название Москвы происходит от имени библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета. Связана эта легенда с известной средневековой теорией монаха Филофея «Москва — Третий Рим»:

«Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Чёрного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Чёрное море, над Доном и Волгою рекою… И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде… ».

Увы, у топонима «Москва» имеется и прозаичное, «подлое», как говорили в старину, происхождение.

Согласно Балтийской гипотезе В.Н.Топорова, территория Москвы находится внутри ареала балтийской гидронимии (Гжелка, Дрезна, Истра, Лама, Лобь, Нара, Ока, Отра, Протва, Руза, Уча, Химка, Якоть, Яуза и др.). По мнению Топорова, гидронимы Москва и Протва являются продолжением пояса балтийских названий на – ва в Верхнем Поднепровье, который органично переходит в пояс гидронимов на – uva, – ava и – va в Прибалтике (Латвия, Литва, Пруссия). Источником названия Москва могли быть балтийские формы *Mask-(u) va, *Mask-ava или *Mazg-(u) va, *Mazg-ava (ср. латыш. Maskava «Москва»). Корень *mask-/*mazg – мог быть связан, во-первых, с топью, грязью (нечто жидкое, мокрое, топкое, слякотное, вязкое).

Ряд гипотез выводит слово «Москва» из различных финно-угорских языков. Формант – ва означает в коми языке «вода», «река» или «мокрый», хотя зачастую авторы финно-угорских гипотез атрибутируют это слово просто как «финно-угорское». Моск – можно объяснить из языка коми, где оно означает «корова», либо из фин. musta «чёрный, тёмный». К финно-угорской также относится гипотеза С.К.Кузнецова, рассмотренная ниже, увязывающая «Москву» со словами горномар. Мӧскӓ; луговомар. Маска, которые означают «медведь», и Авá, которое означает «мать». Имеются и другие гипотезы подобного рода.

Говорят, не место (должность) красит человека. Бывает и наоборот. Анну Москва не украшают русофобские выпады в унисон с непосредственным начальником Матеушем Мурвецким и президентом Польши Анджеем Дудой. Фамилию польского министра климата и защиты окружающей среды вполне можно объяснить с точки зрения «балтийской гипотезы». Но имя столицы нашей Родины украшается и прославляется концепцией Третьего Рима не без оснований.

Важно и другое. Каково бы ни было происхождение топонима «Москва», он свидетельствует отнюдь не о кровной вражде народов Польши и России, а об общности их исторических судеб в славянском ареале. В до социалистическую эпоху, как, например, во время отпора славянством экспансии крестоносцев на Восток (даже без необходимости искать предлог для грабительского нашествия неким стремлением спасти гроб Господень) бывали случаи единения поляков и русских. Но это были кратковременные эпизоды.

Логика развития докапиталистических и капиталистических обществ в Польше и России толкала правящие элиты двух стран на социал-дарвинистскую конкуренцию и взаимную вражду. Лишь в непродолжительный исторический период ориентации двух стран на социализм между ними установились дружба и сотрудничество. Причина нынешнего обострения двусторонних отношений как раз и является естественным следствием отката двух государств от социализма к капиталистическому варварству.

Кстати, на малой родине Анны Москва родилась и выдающаяся деятельница международного рабочего и коммунистического движения Роза Люксембург, которая сформулировала в начале ХХ века жесткую альтернативу будущего развития человечества – социализм или варварство!

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru