ДОНЕЦКИЙ ГАМБИТ: СМОЖЕТ ЛИ ПОРОШЕНКО УДЕРЖАТЬ ЗАПАД НА СТОРОНЕ КИЕВА
28.02.16 10:00
censor.net.ua/resonance/376608/donetskiyi_gambit_smojet_li_poroshenko_uderjat_zapad_na_storone_kieva
Украина не намерена выполнять Минские соглашения в их самой "кабальной" части. Это плюс с точки зрения национальных интересов. Но одновременно и минус: Европа может встать на сторону России.
22 февраля Украину посетили главы внешнеполитических ведомств Германии и Франции. Немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер и его свеженазначенный французский коллега Жан-Марк Эро встретились в главой отечественного МИД Павлом Климкиным и президентом Петром Порошенко, а также дали более чем часовую пресс-конференцию, практически полностью посвященную ходу так называемого "Минского процесса".
Некоторые СМИ поспешили выразить удовольствие тем фактом, что европейские гости почти не говорили о завершении конституционной реформы, предусматривающей "особый статус" отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), ныне оккупированных вооруженными сепаратистами при поддержке российских военных. Как известно, даже рассмотрение этой реформы в первом чтении повлекло побоище под стенами парламента, вылившееся в гибель правоохранителей и ранения десятков людей.
Между тем, радоваться нечему. Автор этих строк неоднократно подчеркивал, что сам по себе конституционный пункт об "особом статусе" (вернее, "особом порядке местного самоуправления") не значит совершенно ничего. Ведь этот пункт всего лишь содержит ссылку на соответствующий закон, а закон этот является недействующим, и в нынешней редакции действовать не может вообще.
Таким образом, угроза "впаривания" мятежных регионов Украине на условиях Кремля может осуществиться лишь через принятие закона/законов, а не через конституционную реформу саму по себе. Правда, оппоненты реформы неоднократно утверждали, что без конституционных изменений любой подобный закон будет неконституционным, потому-то они и борются против реформы. Но не все так просто.
Ведь, во-первых, неконституционность любого закона устанавливает исключительно Конституционный Суд (КС), а он известен тем, что крайне чутко прислушивается к мнению любого главы государства. А во-вторых, отечественный Основной Закон с самого момента принятия и так предусматривает "особый статус" для отдельных регионов страны. Речь идет о Киеве, Севастополе и Крыме. Так что же мешает КС по аналогии позволить "особый статус" и для ОРДЛО?
Словом, любой закон об "особом статусе" или, допустим, об амнистии террористов, может быть неконституционным - но все же вступить в силу. Поскольку КС попросту не признает его неконституционности.
Здесь мы и возвращаемся к визиту министров. Не напирая на конституционную реформу, европейские гости, однако, подчеркнули необходимость принятия Верховной Радой закона о местных выборах в ОРДЛО. Г-н Штайнмайер даже отдельно артикулировал эту тему, заодно напомнив и о необходимости законодательно оформить "особый статус" для сепаратистов.
Сегодня местные выборы в "ДНР" и "ЛНР" перенесены самопровозглашенными лидерами этих образований. Ни для кого, однако, не секрет, что соответствующее "голосование" мятежники готовы организовать хоть завтра. Главный их интерес - легитимизировать свою власть в глазах международного сообщества. А для этого сепаратистам (и России) нужно, чтоб Украина приняла максимально устраивающий их закон, который благословил бы "выборы" под дулами российских автоматов.
До сих пор Киеву удавалось отбиваться от подобных требований. "Цензор.НЕТ" неоднократно сообщал о позиции украинской делегации на переговорах в Минске. Допуск украинских партий к участию в выборах, украинских СМИ - к их освещению на Донбассе, и переселенцев - к кабинкам для голосования - вот перечень главных требований, с которыми категорически не согласны террористы.
Однако давление Берлина и Парижа на Киев способно изменить ситуацию. И упомянутое выше требование глав МИД этих стран принять закон о выборах в ОРДЛО может быть сигналом, что европейцы готовы такое давление оказать.
Необходимо уточнить, что Киев не поддается - пока. Член Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Александр Черненко сообщил "Цензор.НЕТ", что проект закона о выборах в ОРДЛО в ВР не подан, "и вряд ли появится в ближайшее время". Источник в администрации президента уточнил, что такой проект и не готовился. В свою очередь, ряд политиков и дипломатов заявили, что не видят возможности принятия данного закона в краткосрочной перспективе.
Так, переговорщик политической подгруппы в Минске Роман Безсмертный подчеркнул, что обсуждение закона о выборах невозможно без выполнения первых пунктов Минских соглашений - о прекращении огня, отводе боевой техники и освобождении заложников. Аналогичное мнение озвучил глава Комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский. Как фигурально выразился депутат, "в борще последний штрих - это ложка сметаны, а нам предлагают погрызть сырую свеклу".
В том же ключе высказались другие представители "Народного фронта", а также БПП, Радикальной партии, "Батькивщины" и ВО "Свобода"; последние даже пообещали массовые акции протеста в случае внесения в Раду законопроекта о выборах в ОРДЛО.
Между тем, нетрудно заметить, что украинская сторона повышает ставки на переговорах: как в комментариях "Цензор.НЕТ", так и в других публичных заявлениях, отечественные политики настаивают на необходимости вернуть контроль над украинско-российской границей. По мнению политиков, разговор о выборах возможен лишь после этого шага. Уже упомянутый Пашинский, в частности, подчеркнул в комментарии "Цензор.НЕТ", что это - не чье-либо личное мнение, а позиция всей государственной власти.
Проблема в том, что Минские соглашения от февраля прошлого года однозначно предусматривают возвращение контроля над госграницей ПОСЛЕ выборов в ОРДЛО, признанных Киевом. Несомненно, президент Порошенко имеет и моральное, и юридическое право давать делегации в Минске директивы требовать возврата контроля над границей еще до этих выборов. Но нельзя забывать, что сам же Порошенко подписал год назад совершенно противоположные обязательства…
Опрошенные "Цензор.НЕТ" политики и эксперты полагают, что ситуация не трагична: Минские соглашения не ратифицированы украинским парламентом и, следовательно, не являются обязательными к исполнению нашей страной. Однако право - правом, а политика - политикой. Германия и Франция имеют сильнейшие рычаги влияния на Украину, а буква Минских соглашений дает этим странам формальное основание встать на сторону сепаратистов и России.
Правда, в ходе состоявшейся 24 февраля очередной встречи в Минске украинская делегация ни на йоту не отступила от уже упомянутых требований касательно выборов, так что стороны остались на тех же позициях, которые занимают еще с лета. Однако сепаратисты, судя по их официальным заявлениям, возлагают немалые надежды на встречу глав МИД стран "Нормандской четверки" (Украина, Германия, Франция и Россия), назначенную на 3 марта. В этом смысле заявления глав МИД Германии и Франции, сделанные в Киеве 22 февраля, могут оказаться не самым добрым знаком.
Определенную ясность в ожидания может внести внеплановая встреча Минской группы. Ранее предполагалось, что переговорщики снова встретятся только 10 марта, но сразу же после дискуссии 24 февраля с обеих сторон зазвучали версии о том, что перед встречей глав МИД в "Нормандском формате" Минская группа может сойтись еще раз. Если такое мероприятие состоится, оно станет прелюдией к четырехсторонним переговорам министров иностранных дел (представитель "ДНР" в Минской группе Денис Пушилин заявил, что это может произойти 2 марта).
"Цензор.НЕТ" по возможности проинформирует своих читателей о развитии ситуации - и, в частности, о том, не изменятся ли директивы президента Порошенко в сторону "хотелок" сепаратистов и Кремля.
Александр Михельсон, "Цензор.НЕТ".
|