ПравдаИнформ: Напечатать статью

Почему я против копирайтов и патентов

Дата: 16.12.2015 13:48

Патенты и торговые марки, будь они неладные.

fritzmorgen.livejournal.com 16.12.2015 12:00

Талантливым писателям, музыкантам и режиссёрам часто не хватает денег. Не всем, разумеется, и не всегда: некоторые авторы ещё в молодости получают нужные ресурсы для быстрого старта, другие постепенно продавливают суровую реальность весом своего таланта.

Вот, например, Борис Гребенщиков. Начал сбор денег на запись нового альбома — и менее чем за два дня собрал нужные ему 3 млн рублей [1].

Сумма для группы уровня «Аквариума» совсем небольшая, но для записи альбома, по-видимому, этого хватит... А знаете, что самое интересное?

Музыкант утверждает, что звукозапись больше не приносит исполнителям денег. И все альбомы «Аквариума» за последние 15 лет были записаны исключительно благодаря прямой финансовой помощи поклонников группы.

Мне кажется, в этой ситуации есть что-то глубоко неправильное. Люди ведь готовы поддерживать любимые группы, любимые фильмы и любимые книги рублём — вот только триллионы рублей, которые россияне ежегодно тратят на развлечения такого рода, уходят куда-то не туда. Талантливые авторы вынуждены заниматься любимым делом по вечерам, после основной работы, а мы с вами вынуждены наблюдать на афишах рекламу откровенной халтуры.

Выстроенная на Западе система авторского права выглядит на первой взгляд честной: автор творит, читатели платят за творчество. Хорошо творит — хорошо зарабатывает. Плохо творит — зарабатывает плохо.

В реальной жизни однако система работает несколько иначе. Самыми популярными являются отнюдь не самые талантливые авторы, а... самые популярные. То есть раскрученные. Те, в кого коммерсанты от искусства вбили соответствующие ресурсы.

С одной стороны, ничего страшного в этом нет — так как коммерсанты не дураки, и, чтобы там ни говорили злые языки, стараются выбирать для раскрутки тех, кто и вправду проявляет некоторые способности. Но, с другой стороны, отобранных авторов заставляют соблюдать дисциплину — делать то, что будет укладываться в «формат».

Ещё более важной проблемой является тот факт, что на одной крупной звезде можно заработать гораздо больше, чем на десяти звёздах среднего размера. В идеальном мире звезда первой величины зарабатывала бы, скажем, 100 рублей, а звёзды второй величины получали бы, скажем, по 30-50 рублей. Всем хватало бы на хлеб. В реальном мире звёзды первой величины получают 200 рублей, ещё 2000 рублей получают разного рода продюсеры, а звёзды второй величины сосут лапу — сидят вовсе без денег.

Хороша ли такая ситуация для общества?

Нет. Огромное количество талантов устав от вечного безденежья в итоге «переквалифицируется в управдомы». Если бы у этих людей была возможность заниматься любимым делом, мы бы видели куда как больше фильмов, песен, компьютерных игр и так далее.

На это возражение сторонники действующей системы обычно заявляют, что конкуренцию никто не отменял, и что если автор, скажем, книг, будет достаточно хорош, он пробьёт себе дорогу к сердцам читателей.

Суровая правда однако заключается в том, что правило «талант дорогу пробьёт» срабатывает далеко не всегда, счастливый лотерейный билет достаётся отнюдь не каждому. Условное место на магазинной полке стоит денег, и попасть туда «с улицы» довольно тяжело, для этого нужна немалая толика везения. Повторю ещё раз: популярными являются не лучшие авторы, а те авторы, в рекламу которых как следует вложились.

Давайте включим логику: если бы зрители и читатели могли самостоятельно отличить хорошее от посредственного, стал бы кто-нибудь тратить деньги на рекламу? Нет, не стал бы, так как реклама в этой ситуации была бы просто не нужна, читатели игнорировали бы рекламу и обращали внимание только на самых лучших авторов.

Более того: время, которое средний россиянин готов тратить на книги, фильмы и музыку, ограничено. Поэтому если россиянин уже накушался продукцией тех авторов, которые являются сейчас модными и рекламируются повсюду, на «несистемных» авторов у него уже просто не остаётся ни денег, ни времени, ни настроения.

Таким образом мы с вами сейчас наблюдаем огромную паразитическую систему, которая душит таланты и скармливает нам довольно посредственный, а иногда даже и вредный продукт — при этом на создание собственно продукта вряд ли уходит больше нескольких процентов от полученных от нас денег.

Загляните, например, в блог Сергея Лукьяненко[2] , он там периодически расписывает всю писательскую бухгалтерию. Если вкратце, даже очень популярный писатель получает довольно скромные деньги за свой труд — писателям же малоизвестным и вовсе не стоит надеяться прожить на гонорары от книг. При этом, что важно, господин Лукьяненко не видит никаких путей прожить вне системы авторского права: система авторского права наглухо глушит все остальные возможности заработать деньги при помощи творческого труда. Или писатель вписывается в систему, или работает почти бесплатно, третьего не дано.

Ровно то же самое наблюдается и в других областях, на которые распространяется зараза авторских прав. В современные компьютерные игры вбивают сотни миллионов долларов, но наверху хит-парадов висит зачастую откровенный шлак, единственное достоинство которого заключается в том, что он успешен с коммерческой точке зрения. Начинающим игро-писателям пробить себе дорогу к хотя бы тоненькому финансовому ручейку довольно сложно — так как большая часть мест в сердцах их потенциальной аудитории уже плотно оккупирована коммерческими (в плохом смысле этого слова) проектами.

Или посмотрим, скажем, на лекарства. Было в России такое замечательное лекарство «Зомиг», неплохо помогало от головных болей определённого рода. «Зомиг» стоил примерно 400 рублей за таблетку, и где-то месяц назад этот препарат исчез из наших аптек — не оставив после себя никакой адекватной замены. Все известные мне альтернативы «Зомигу» или не работают, или имеют довольно неприятные побочные эффекты.

Вместе с тем на Украине — стране с далеко не самой развитой фармацевтической промышленностью — «Зомиг» выпускается под местным названием «Золмигрен» и стоит всего лишь 20 гривен за таблетку, 60 рублей. Действующее вещество там одно и то же, «Золмитриптан», но стоит это лекарство на Украине в семь раз дешевле, чем в России.

Откуда такая разница в цене?

Ответ очевиден: так выгодно фармкомпаниям. Себестоимость подавляющего большинства лекарств копеечная, но благодаря системе фармацевтических патентов корпорации имеют возможность активно стричь общество. И ладно бы эти деньги шли учёным, но на разработку новых лекарств корпорации тратят не более 10-20% от своих доходов — и это в самом лучшем случае [3].

При этом про доступность лекарств для потребителя фармкомпании не думают вовсе. Повторюсь, «Зомиг» вот уже месяц как исчез из аптек как минимум Санкт-Петербурга — хотя никаких технических причин, которые препятствовали бы импорту этого препарата или даже налаживанию производства этого препарата в России, не существует.

Вот ещё один восхитительный пример работы фармацевтических патентов. За последние несколько лет цена лекарства «Дараприм» выросла с 1 доллара до 750 долларов за таблетку [4].

Это лекарство выпускалось с 1950-х годов, сейчас оно используется для лечения некоторых осложнений у людей со сниженным из-за ВИЧ или онкологии иммунитета.

Причина роста? Всё очень просто: права на лекарства выкупили спекулянты (не имеющие отношения к разработке лекарств). Спекулянты понимают, что продавая лекарство за 750 долларов можно заработать больше. Так какой им смысл держать цену низкой? Ничего похожего на совесть у них нет, западные законы их защищают. Добро пожаловать в капитализм.

Подведу итог

Западная система патентов и авторского права очевидным образом вредит обществу. Система высасывает из граждан невероятные объёмы денег, однако до реальных авторов и учёных доходят единицы процентов от этих средств, всё остальное оставляют себе спекулянты.

Я не сторонник резких решений — и я считаю разумным учитывать при любых реформах интересы отечественных авторов, которые получают сейчас от спекулянтов пусть весьма скудные, но хоть какие-то средства.

Однако я не понимаю, почему наше государство должно заботиться об интересах западных спрутов. Индия и Китай уже идут по пути освобождения от этой формы колониальной дани — Китай копирует всё, что только может скопировать, Индия целенаправленно запускает у себя производство дешёвых аналогов западных лекарств. Россия, я считаю, должна смелее присоединяться к этой тихой революции наших партнёров по БРИКС — возгласы зарубежных спекулянтов нам сейчас безразличны, а наше общество от щепетильного соблюдения западных кабальных патентов только проигрывает.


Моё мнение по поводу авторского права на LifeNews:

lifenews78.ru – "Именитые режиссеры зажрались и должны поделиться деньгами с молодыми - Первый по срочным новостям — LIFE | NEWS"
(16 декабря 2015, 08:00)



Продюссер - это предприниматель, у них своя конкуренция, и они вносят свой большой вклад в рыночную экономику. Талантливый продюссер ничуть не менее важен, чем талантливый писатель или режиссер. Однако современные продюссеры тратят большую часть своего времени на то, что к творчеству отношения не имеет никакого.

rediski, 16 декабря 2015, 12:12:14

Для начала надо выбросить на помойку миф "авторские права принадлежат авторам". Брехня. Авторские права принадлежат правообладателям. А это совсем другие люди.

madezhik, 16 декабря 2015, 12:21:03

Западный "спрут" идёт дальше, они активно пытаются подсадить на патенты выращивание продуктов, так называемые "ГМО". При этом европейцы (и другие сопротивляющееся "спруту" страны) понимают, что ГМО сами по себе не являются опасными, все сорта являются ГМО. Проблема в другом, в патентах: американские фирмы запатентовали новый сорт, и требуют лицензионных поборов ЗА КАЖДОЕ выращенное зерно. То есть фермер, посеявший ГМО кукурузу, обязан будет делать отчисления с каждого урожая. И его дети. И его внуки. И его правнуки.

Так что авторский "спрут" по сравнению детский сад, лёгкий рэкет. Мир собираются взять в патентованные клещи настоящие бандиты. А если учесть, что они собираются патентовать и геном человека, то и это покажется нам цветочками.

Авторские поборы это ещё цветочки.

productclub, 16 декабря 2015, 12:11:36

Мне кажется, что самым лучшим было бы такое решение:
1) серьезно ограничить срок действия авторского права, скажем максимум до 5-10 лет
2) ограничить размер вознаграждения посредникам какими-то разумными суммами, т.е. например 10%
И это надо сделать не только для отрасли, где есть авторское право, а вообще для всех отраслей. В "размер вознаграждения посредникам" должны включаться все расходы не связанные с производством и физической доставкой продукта, т.е. услуги рекламщиков, продажников и менеджмента не должны стоить более 10%.
Если товар или услуга продается в рознице за 100р, то производитель должен получить из них 90.
Вот как хотите - так и крутитесь, и ведь выкрутятся - тогда и конкуренция будет более честной во всех отраслях.




Ссылки

[1]

Борис Гребенщиков в рекордные сроки собрал через краудфандинг 3 млн руб. :: Технологии и медиа :: РБК
02.09.2015, 16:50

www.rbc.ru/rbcfreenews/55e6f7a99a7947cbb81fee1c

[2]

Приемный Покой Доктора Пилюлькина
Dec. 16th, 2015 at AM, 11:27

dr-piliulkin.livejournal.com/

[3]

На что тратят свои доходы фармацевтические компании? Топ-10 фармкомпаний по объему расходов на R&D, Отраслевые новости, Медиа-центр, РМИ Партнерс

rmi.com.ru/media/theme_news/p/1209

[4]

В 55 раз за ночь: как компании выкупают старые препараты и взвинчивают цены на них - МедНовости - MedPortal.ru
22.09.2015

medportal.ru/mednovosti/news/2015/09/22/875daraprim/

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru