ПравдаИнформ: Напечатать статью

Либерализм как инструмент уничтожения экономики России

Дата: 04.03.2015 14:17

Усиление глубины и частоты глобализационных изменений, наблюдаемых в последние десятилетия, сопровождается заметным ухудшением мировой хозяйственной конъюнктуры, и осложнением процессов мирового развития, что, в свою очередь, ведет к обострению глобальных проблем. Всё это негативно отразилось на результатах функционирования сложившейся в России экономической системы, стимулирующей избыточное потребление. Попытки реформирования экономики привели к повышению её статуса как сырьевой, усилению зависимости от внешних рынков и обострили противоречия в экономической системе. Либеральная теория, лежащая в основе действий реформаторов и уходящая своими корнями в экономические воззрения А. Смита и Д. Рикардо, показала свою нежизнеспособность. Реализация принципа „невидимой руки” привёла к тотальному доминированию рыночного механизма и ограничению государственного вмешательства в экономику. Либеральные реформаторы, признавая существование очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственностью и уровнем экономической эффективности общества, твёрдо стоят на позиции, согласно которой вмешательство государства в экономику нарушает чужую свободу, в том числе и экономическую.

В последние десятилетия сторонники либерализма пытаются продлить существование разрушающейся экономической системы с помощью территориального расширения рынков. Но у всякого расширения, как известно, есть свой предел, о чём свидетельствует затоваривание мирового рынка к 2008 году, что в конечном итоге и стало причиной экономического кризиса, т.е. кризиса перепроизводства. Его масштабы настолько велики, что по сути это привело к окончательному и бесповоротному пониманию несостоятельности либеральной теории.

В то же время в современной экономической науке доминируют либеральные представления о социальном благополучии и справедливости, основанные на признании источником власти народа или его определенной части, выборности представительных органов власти, постоянном воздействии общества на государственную власть, равноправии граждан относительного участия в политической жизни, верховенстве закона и равенстве всех перед законом, покорении меньшинства большинству при принятии решений и признании интересов и защите прав меньшинства, политическом плюрализме, праве граждан на независимую информацию.

Однако эти принципы демократической идеологической доктрины не работают в экономической среде, где господствует рыночная стихия, усугубляющая структурные диспропорции, обостряющая экологическую и демографическую ситуацию. Рынок может формировать побудительные стимулы лишь в отдельных случаях (в основном это касается оптимизации финансовых потоков) и учитывать интересы ограниченного круга участников экономических отношений (преимущественно владельцев средств производства). Тогда как стабильное и динамичное развитие просто невозможно без создания стимулов во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивающих активизацию творческого потенциала человеческой личности. Именно создание этих стимулов, осуществляемое государством, приводит к построению экономической системы, основанной на инновациях, и формированию благоприятной социальной среды.

На современном этапе развития доминирующее влияние на социальное развитие общества оказывает либеральная теория, кредо которой – знаменитый принцип „laisser faire”. Его можно трактовать как право людей делать то, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях. И индивидуализм, который стал основой европейской цивилизации, по мнению одного из видных представителей либерального направления Ф. Хайека, это не эгоизм и самовлюбленность, это, прежде всего, уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет права каждого человека реализовать себя в этом мире.

Однако в условиях возрастания кризиса экономической системы, стимулирующей избыточное потребление, всё это выглядит с точностью до наоборот. И дело здесь не только в недостатке морали, но и в абсолютно ошибочном подходе к обеспечению социального развития общества, когда борьба ведётся не с причинами, а с последствиями кризисных явлений в экономике. Как результат – бедные беднеют, богатые богатеют, причём за счёт обнищания бедных слоёв населения.

Погоня за сверхприбылями породила массовую культуру потребления, главный принцип которой: „Человек живет, если он потребляет. Чем больше он потребляет, тем лучше живет”. Либеральная цивилизация, сформированная в Украине, постоянно играет с желаниями человека, никогда их не удовлетворяя полностью. При помощи рекламы постоянно генерируются новые желания и цели. Пока человек не удовлетворен, он будет потреблять и покупать. Следовательно, потребительская материальная культура построена на псевдоценностях, которые ведут к моральной деградации человека.

Хуже то, что потребительская либеральная культура ведет к ускоренному истощению национальных природных ресурсов, ведь общество потребляет намного больше, чем это необходимо для удовлетворения потребностей всего населения страны.

Истощение природных ресурсов происходит еще и из-за общего использования краткосрочной контрактной формы. Получив доступ к пользованию природными ресурсами, бизнес пытается получить от них максимальную пользу на протяжении действия контракта, не беспокоясь о будущих последствиях и сохранении природы. Это является причиной бездумного уничтожения лесов и добычи полезных ископаемых.

Таким образом, либерализм – это политэкономическая доктрина, которая с использованием ценности рыночной свободы обеспечивает наилучшие условия для накопления и концентрации капитала. Экономическая система, стимулирующая избыточное потребление, формирующая образ хозяйственной деятельности и жизни общества, – это система, в рамках которой абсолютное большинство населения вынуждено работать на экономическую элиту страны.

Именно по этой причине не стоит пытаться перестроить либерализм по западному образцу тогда, когда он там уже отмирает, а сформировать новую научную теорию, которая бы обосновала возможность построения в России социально благополучного и социально справедливого общества.

Возникает вопрос, а что придёт либеральной теории на смену? Нормализация складывающейся ситуации видится, прежде всего, в разработке парадигмальных основ новой экономической теории – теории стимулирования социального развития общества (ССРО), обосновывающей необходимость стимулирующего воздействия со стороны государства, направленного на обеспечение стабильного и динамичного социального развития. Закономерным результатом стимулирования является установление социальной справедливости и рост социального благополучия всего общества, а не только отдельных его представителей.

Главной особенностью современного социального развития является высокий уровень динамики глобализационных изменений, происходящих во всём мире и порождающих совокупность проблем, связанных с объективными процессами, затрагивающими коренные жизненные интересы людей и требующие для своего разрешения скоординированных совместных усилий государства и общества. Неспособность общества адекватно реагировать на появление проблем приводит к кризису, имеющему перманентный характер.

Современный кризис – это кризис, прежде всего, кризис человеческого сознания, традиционного мышления и мировоззрения. Поэтому решение глобальных проблем современного общества требует изменения взгляда на мир, что достигается на основе управляющего воздействия со стороны государства на социальное развитие. Решение должно и может быть достигнуто только через изменение мышления, через замену ошибочного мировоззрения подлинно реалистическим.

Но изменение мировоззрения – это акт доброй воли, продукт свободного выбора отдельного человека и всего общества в целом, плод общественной культуры. Для осуществления такого выбора необходимо не администрировать социальное развитие, а стимулировать его. Именно последнее приводит к формированию социальной культуры более высоко уровня, что, в свою очередь, способствует изменению сознания общества. В результате этого у общества меняется отношение к процессу получения и использования знаний, которые являются в системе социальной культуры организующим началом. Именно знания способны научить общество оптимизировать информацию по всем параметрам и генерировать инновационные нововведения, которые обладают свойством изменять мышление человека, делая его более самодостаточным, т.е. способным самостоятельно принимать обоснованные и выгодные решения. Такой тип мышления отражает не только самодостаточность общества и своевременность реализации его действий по отношению к динамично меняющейся реальности. Последнее есть результат адекватного мировоззрения, позволяющего оперативно воспринимать изменения окружающей действительности и формировать соответствующую линию социального поведения общества, которое представляет собой совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Вместе с тем, социальное поведение – это форма и способ проявления обществом своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии с государством.

Теория ССРО – это форма синтетического знания, позволяющая научно обосновать модель управления социальным развитием общества посредством проверяемых объяснений сущности системного влияния социальной идеологии на деятельность государства и процесс создания системы стимулов с целью побуждения общества к эффективной социальной деятельности, результатом чего является формулирование обобщённых положений, образующих науку о стимулировании социального развития общества в процессе управления им.

Обозначим основные черты теории СОР:

1. Теория СОР – это знание о системном порядке достижения социальной справедливости и социального благополучия, в которых сегодня остро нуждается общество.

2. Теорию СОР в качестве важнейшего её признака характеризует объяснение существующей взаимосвязи и взаимного влияния социальной культуры, социальной экономики, социальной системы на основе системно-поведенческого подхода, суть которого состоит в изучении системного взаимодействия, выраженного в поведении государства и общества в процессе производства общественно необходимого продукта, различных аспектов их социального взаимодействия, мотивации трудовой деятельности общества, характера государственной власти и лидерства и других бихевиористских аспектов управления.

3. Теория ССРО обладает прогностической силой и позволяет предсказывать течение социальных процессов в единстве их экономических и духовных составляющих.

4. Главные положения теории ССРО объединены общим началом – обоснованием необходимости и возможности достижения социального благополучия и социальной справедливости.

5. Наконец, все входящие в содержание теории ССРО положения являются обоснованными.

Научная теория ССРО позволяет обосновать качественно новый подход к формированию адекватного социального поведения общества, направленного на обеспечение его стабильного и динамичного социального развития. В качестве движущей силы системной теории ССРО выступает деятельность государства, направленная на обеспечение социального развития посредством установления взаимодействия между социальной культурой, социальной экономикой и социальной системой, осуществляемое с помощью комплексного гуманитарного (адекватное мировоззрение и гибкий менталитет общества), рыночного (баланс совокупного спроса и совокупного предложения), финансового (оптимальность финансовых потоков в экономике), правового (регламентация жизнедеятельности общества) и производственного стимулов (интенсификация развития факторов производства).

Внедрение в сознание общества и последующая реализация положений данной теории способно обеспечить устойчивый рост жизненного уровня, установление социальной справедливости и социального благополучия.

Однако любая теория сама по себе не способна решить проблему социальной справедливости и социального благополучия. Для её реализации необходимо усовершенствовать социальную систему, в частности, трансформировать существующую экономическую систему, основанную на избыточном потреблении в экономическую систему, основанную на инновациях, в основе которой положен соответствующий образ жизни. Без изменения образа жизни, что в свою очередь требует повышения уровня социальной культуры во всех её составляющих (сознание, знания, мышление, мировоззрение), невозможно изменить ситуацию в обществе и обеспечить его стабильное и динамичное развитие. Построение такой экономической системы возможно лишь при условии внедрения в повседневную практику механизма государственного стимулирующего регулирования экономики, основными элементами которого являются экономическая политика, государственное управление и экономическая стратегия.

Именно совершенствование общественных отношений в этом направлении, а не оголтелая борьба за власть, должно стать основным смыслом действий власти, которая до сих пор мыслит категориями либерализма. Тогда как либерализм и стабильное и динамичное социальное развитие – вещи изначально несовместимые. А это значит только одно, что власть, находящаяся под влиянием либеральных идей, работает на самоуничтожение страны. А последнее и есть главная цель западного мира в борьбе с Россией за её ресурсы.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru