14.10.2014 01:16
youtu.be/ISea-R8lZfw
Сегодня Покров Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова был установлен при самом активном участии святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1110-1174), внука Владимира Мономаха и сына основателя Москвы Юрия Долгорукого. Матерью его была половецкая княжна, почему в облике князя так отчетливо видны монголоидные черты.
Он был первым князем, который не хотел оставаться на великое княжение в Киеве и в 1155 году, взяв икону Владимирской Богоматери, в сопровождении нескольких человек ушел из Киева от своего отца Юрия, который за год до этого стал киевским князем, назад, на свою родину во Владимир, где он, очевидно, родился. По преданию, недалеко от Владимира кони, везшие икону, остановились и не хотели идти дальше. Князь остался на ночевку в этом месте, где позднее будет основана его резиденция Боголюбово. Ночью князю Андрею явилась Богородица и потребовала оставить ее образ во Владимире, «а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о событии Андрей приказал написать икону Божией Матери такой, как Она явилась ему и установил празднование этой иконе 18 июня. Данная икона известна сегодня под названием «Боголюбская», она сохранилась и находится в Княгинином монастыре Владимира.
Боголюбовская икона Матери Божией. XII в.
В 1167 году князь Андрей установил праздник Покрова Божией Матери. В его основе лежит видение святого блаженного Андрея во Влахернском Константинопольском храме, которое было ему примерно в 911 году. Во время богослужения святой блаженный Андрей увидел, как над молящимися в храме явилась Богоматерь и распростерла свое покрывало (Покров) над верующими. По преданию, Андрей был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. Однако в Византии этот праздник так и не возник. Он был установлен только на Руси и стал национальным праздником, символом заступничества Матери Божией за Русь, знамением утешения Богоматери, Ее предстательства за всех нас. В русском Прологе XII в. записано об этом празднике: «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Вполне возможно, что сам Андрей Боголюбский участвовал в создании службы Покрову Богородицы, проложного сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров». В последнем от лица князя говорится, как он, перечитывая Житие Андрея Юродивого, встретил рассказ о видении Покрова и был поражен тем, что оно не стало праздником: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
В честь праздника благоверный князь Андрей поставил знаменитую церковь Покрова на Нерли, ставшую сегодня символом Руси и России. Место для храма Покрова было выбрано князем Андреем на расстоянии версты от Боголюбовской резиденции, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы, скорее всего так, чтобы храм было видно из окон княжеских палат. Его до сих пор очень хорошо видно через окно комнаты, находящейся наверху лестничной башни. В «Житии князя Андрея Боголюбского» говорится о построении храма: «Сего же лета (1165) сын его первый Изяслав Андреевич к Господу отъиде, и положен бысть в соборной Успения Пресвятыя Богородици церкве. Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяше, обаче более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбовския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли, из собираемых и двоелетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху, и, помощью Пресвятыя Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». В науке существуют и другие даты основания храма.
Храм был не случайно посвящен Матери Божией. Имея, очевидно, к Богоматери особую любовь, князь Андрей Боголюбский делал все возможное, чтобы утвердить Ее культ во Владимиро-Суздальском княжестве. Все важнейшие храмы Андрея Боголюбского (Успенский во Владимире, Рождества Богородицы в Боголюбово, Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах и Покровский) были посвящены Богородичным праздникам. В центре резиденции Андрея Боголюбского стоял загадочный «Богородичный столп».
Богородичный стол при Андрее Боголюбском. Реконструкция Г.К.Вагнера.
Исследователь Г.К. Вагнер считал, что князь Андрей последовал традиции установки в честь Матери Божией памятных столпов, традиции, которая существовала в Византии, Иерусалиме и Западной Европе. Спустя несколько столетий сохранившаяся от «столпа» «четырехликая капитель» с ликами Матери Божией почиталась как отдельная святыня. В XIX веке он находился в монастырской ограде Боголюбовского монастыря около церкви Рождества Богородицы и обозначал место, где, по преданию, лежало брошенное убийцами тело князя. К изображениям Матери Божией на капители прикладывались паломники.
Четырехликая капитель сегодня
С этого момента к празднику Покрова возникает особое отношение. Его начинают широко отмечать, в Новгороде спустя непродолжительное время после постройки храма Покрова на Нерли возник Покровский Зверин монастырь. Спустя почти пять столетий царь Иван Грозный в память о взятии Казани поставил на краю Красной площади в Москве Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых загадочных и сложных храмов русской истории.
Священномученик Серафим Чичагов говорил: «Мы празднуем сегодня не только событие, бывшее в Константинополе, но и воспоминание о любвеобильном Покрове Божией Матери над всеми христианами, прибегающими к Ее предстатель-ству и заступлению от бед и напастей. Мы празднуем этот день в честь испытанного каждым из нас в жизни милосердия Богородицы!... Радуйтесь, дети, радуйтесь, сироты! Вас питает, растит, просвещает в науках и учит любить Бога Сама Матерь Божия, ибо Она с вами во все дни! Вы, часто брошенные родителями, голодные и сирые, сохраняетесь любовию и заботами Богоматери несравненно лучше, чем все так называемые счастливые дети. Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! В миру ли вы или в монастырях, но о вас особенно печется Матерь Божия как о самых близких сердцу детях своих и уневестившихся Христу, Сыну Ее. Не бойтесь козней врага человечества, не бойтесь соблазнов злобствующего на вас мира, но мужайтесь, Сама Матерь Божия с вами есть во все дни. Радуйтесь, подвизающиеся в вере, желающие спасения! Матерь Божия, конечно, с вами, искренними учениками Сына и Бога Своего, ибо в лице святого апостола Иоанна Сам Христос усыновил вас Богоматери. Что было бы с вами без Ее заступления и предстательства?! Чем бы вы победили врага, возненавидевшего вас силою своего адского сердца и оклеветавшего, очернившего и обвинившего вас пред людьми в небывалых преступлениях? Кто бы утешил вас, утер вам слезы, придал силы для терпения неправды, нападков и скорбей, если бы не была с вами во все дни Пречистая и Всесильная Царица Небесная! Радуйтесь, ревнители слова истинного! Положите всю надежду, ваше упование на Матерь Божию, Матерь Истины, Которая с вами во все дни. Она непрестанно молит Господа о даровании вам премудрости и силы для борьбы с житейской ложью, гордостью — высокоумных и заблуждением — неверующих... Радуйтесь, любящие, благочестивые родители и горячо молящиеся материнские сердца! Ваша молитва сильна пред Господом и Богоматерию! Царице Небесной, рожденной по слезным молитвам праведных родителей, воспитанной в доме Божием, сделавшейся Материю Христа и мученицей за Него, Ей ли не понять ваших просьб, молитв и слез, после того как оружие пронзило Ее материнское сердце, и Ей ли не сочувствовать вашим воздыханиям? Теперь, когда Она сильна славою небесною, могущественна дерзновением ко Господу и Ею усыновлен весь человеческий род, теперь Богородица во имя заслуг Христа, Сына Своего, а также ради своих прошедших страданий вымолит спасение, радость и вечную жизнь детям вашим и с вами будет во все дни!»
К счастью, сегодня каждый человек может своими глазами увидеть тот самый Покров Богоматери, который, по преданию, Она носила в ночь Рождества Спасителя. Покров хранится в средневековом французском городе Шартре, где Богоматерь почиталась уже с IV в.
Собор в Шартре, где хранится Покров
Источник IV в. свидетельствует, что впервые святыню увидели в доме одной благочестивой женщины два брата - Галвий и Кандид. Женщина рассказала, что по их семейному преданию ее далекая родственница присутствовала при погребении Божией Матери и Богородица отдала ей свой Покров. Братья хитростью завладели святыней и привезли ее в Константинополь, откуда она в 469 г. попала в храм во Влахерне.
От святыни творились многочисленные чудеса. Одно из наиболее известных это заступничество Богоматери за Константинополь, когда его в IX в. осадили князья Аскольд и Дир. Не видя возможности спасти город своими силами, патриарх Константинополя приказал вынести из Влахернского храма Покров (Ризу) Богоматери и омочить в воде залива. Поднявшаяся буря разметала суда русов. После принятия христианства Русью в 988 г. Влахернская церковь с хранившимся в ней Покровом Богоматери стала особо почитаемым местом для русских паломников.
Сама Влахернская церковь, вторая по значению после Св. Софии, была местом хранения практически всех христианских святынь того времени, в том числе и ризы Богородицы. По мнению Д.С.Лихачева, именно из Влахернского монастыря исходит не только культ Покрова, но и культ Успения Богоматери.
В IX веке Византийская императрица Ирина подарила святыню императору Карлу Великому. Внук последнего, Карл II в 876 г. вложил Покров в собор г. Шартра. Несколько раз святыня спасала город в самых безнадежных ситуациях. Именно в честь Покрова в Шартре был построен уникальный собор, поражающий каждого, кто сегодня приезжает в этот город. Освятил собор король Людовик IX в 1260 году. Собор стал первым в истории Франции храмом, посвященным Пресвятой Богородице. Во время Французской революции Покров разделили на несколько частей и спрятали, спасая от революционеров, а в 1819 г. самый крупный фрагмент Покрова (около двух м. длиной и 46 см. шириной) вернули в храм. Спустя восемь лет была впервые проведена экспертиза Покрова, которая показала, что он создан впервые века нашей эры.
На Руси праздник Покрова служил рубежом между осенью и зимой, на Покров нередко выпадал первый снег. В это день завершались полевые работы, крестьяне начинали конопатить избы, топить печи, игрались свадьбы. В этот день русские люди чувствовали особую близость Матери Божией, шли в храмы благодарить ее за помощь и заступничество. Как говорила Феврония из современного «Романа о Петре и Февронии»: . «Так бы и обняла Матерь Божию, что она с Господом такой чудесный мир устроила. Все бы ей отдала. А ведь ей не нужно ничего. Вот ведь чудо. Такой мир устроила, звезды, небо, землю удивила красотами, озерами дивными, реками, дубравами, холмами, полями чистыми. Живи и только не забывай с ней говорить, а людям все мало. Бьются, злобятся, серебро копят, о богатстве ревнуют, в своей земле сидя, о чужой вздыхают и плачутся, словно гости случайные или птицы перелетные». В этот день у Матери Божией просили защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Пресвятая Богородице, спаси нас.
С праздником.
|