"Ворота Спасской башни Московского Кремля открылись для туристов с 10 часов утра понедельника. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в комендатуре Кремля, пояснив, что теперь выйти с территории можно не только через Кутафью башню, как ранее, но и через Спасскую. При этом гости столицы сразу же оказываются на Красной площади, где могут продолжить изучение достопримечательностей". itar-tass.com (4 августа, 10:14)
Остававшиеся закрытыми несколько десятков лет Спасские ворота открылись перед обычными людьми. Событие уникальное, ибо возможность войти в Кремль (или выйти из него) Спасскими воротами для человека, живущего в России, всегда имела особый смысл. Ибо Спасская башня это средоточие политических и духовным смыслов русской истории, сублимация ярчайших событий. Это легко понять, взглянув на ее историю.
Флоровская башня на плане начала XVII в.
Древнее название башни - Флоровская - также, как и ворота, так как рядом со Спасской башней находилась одноименная церковь, от которой башня имела свое название. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля (накануне октябрьского переворота со стороны Кремля на башне находилась икона Печерской Богоматери). Башня существует на своем месте с 1367 г., а нынешняя башня построена в 1491 г. итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари.
Следы заложенных проемов и готических окон в шестом этаже Спасской башни.
Об этом свидетельствуют мемориальные белокаменные доски в стене башни (сейчас вместо них помещены копии). На латинском и русском языках написано: «В лето 6999 [1491] июля Божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (Милана).
Спасская башня в конце XIX в.
Башня построена из кирпича и частично из белого камня. Нижний этаж башни имеет двойные стены. Пространство между ними занято лестницей.
Лестница на второй этаж Спасской башни
Со стороны Красной площади можно видеть примыкающую к башне т.н. «отводную стрельницу» (в западноевропейской терминологии «барбакан») - необходимую оборонительную часть башни.
Отводная стрельница Спасской башни.
Вход в стрельницу имел ворота, вход из стрельницы в башню также закрывался воротами. В нижней части стрельницы находится проезд (ворота), а верхняя представляет собой галерею, которая обходит большое отверстие (проездной пролет).
Пролет отводной стрельницы Спасской башни.
Стрельница была необходима для того, чтобы оборонять вход в башню тогда, когда враг проникал сквозь первые ворота и оказывался в «каменном мешке» стрельницы. Тогда защитники крепости с галереи стрельницы через верхнее отверстие продолжали обстреливать штурмующих ворота, сбрасывать на них камни и лить смолу.
Внутренние окна отводной стрельницы над проездом.
Подчеркивая исключительное значение Спасских ворот кремля, 16 апреля 1648 г. указом царя Алексея Михайловича было повелено ходить через Спасские ворота Кремля с непокрытой головой, причем за хождение через них в шапке виновные должны были класть публично 50 земных поклонов или наказывались батогами в стрелецком приказе. Однако указ Алексея Михайловича лишь узаконил обычай, сложившийся задолго до этого, что само по себе указывает на то значение, которое люди придавали Спасским воротам. Через них также нельзя было проезжать верхом. Когда это сделал Лжедмитрий I, то, сам того не ведая, совершил первый шаг к своей гибели – люди не могли поверить в то, что настоящий царь может на коне через Спасскую башню въехать в Кремль. Поэтому именно Спасская башня первой в конце XVI в. была увенчана шатром и до 1625 г. это была единственная башня Кремля с шатром. Сформировавшийся архитектурный образ башни был, очевидно, настолько точен и глубок, что Спасская башня стала образцом для оформления входа во многие храмы XVII столетия (башня - колокольня). В середине XVII века на Спасскую башню установили двуглавого орла – герб России. На протяжении долгого времени башня служила для выездов царя, выходов Патриарха, встреч иностранных послов. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.
Вид на Красную площадь сквозь Спасскую башню в конце XIX в.
Несколько этажей башни (всего этажей в башне 10) занимают знаменитые часы-куранты. Первые часы на башне появились в 1585 г. и погибли в годы Смуты, следующие часы были сделаны сразу после того, как Смута стала угасать. Делал их кузнец Шумило Жданов из под Устюга. В 1624 г. башню решили переделать и часы продали Ярославскому Спасскому монастырю за 48 рублей – сумму, по тем временам, значительную. Новые часы в 1625 г. установил англичанин Христофор Галовей. Часы показывали «часы дневные и ночные», то есть часы ночью и днем, а не 24 часа, как сегодня. Поэтому первый час после захода солнца считался первым часом ночи и, соответственно после восхода, первым часом дня. Интересно то, что вращался у часов циферблат, а единственная часовая стрелка стояла на месте. Время отбивали тринадцать новых колоколов. Х.Галовей за установку часов получил от царя богатое вознаграждение: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц.
Вид кремлевских курантов XVII столетия
Посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг, видевший часы Галовея, вспоминал: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». В 1669 г. часы тщательно ремонтировались. В 1705 г. куранты были переделаны на 12 часов, а с 1770 г. играли мелодию «Ах, мой милый Августин». Нынешние часы сделаны в 1851-1852 гг. братьями Бутеноп, их диаметр больше шести метров. В позапрошлом столетии они играли «Марш Преображенского Полка» и «Коль славен наш Господь в Сионе».
Остатки циферблата курантов XVII столетия, сохраняющиеся под одним из современных циферблатов.
В советское время башня была закрыта для прохода людей. Куранты были повреждены при обстреле Кремля большевиками в 1917 г. и долго не действовали. В 1918 г. они были восстановлены по указанию Ленина часовщиком Н.Беренсом и стали исполнять мелодии гимна «Интернационал» и песни «Вы жертвою пали…», что продолжалось до 1938 г. В 1934 г. с башни сняли двуглавого орла, заменив его звездой, и исчез образ Спасителя. При этом реставраторы, рискуя жизнью, не уничтожили икону, а только закрыли ее, оставив лишь белый прямоугольник с рамкой. Надвратный образ был восстановлен только в 2010 г. На нем были найдены следы от осколков, полученные при обстреле башни. Куранты вновь заиграли только в 1996 г. и стали исполнять произведения М.Глинки - «Патриотическую песню» и мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин). С 2000 г. куранты исполняют «Гимн России». Часы заводятся с помощью трёх электромоторов.
Спасская башня Кремля в XVII столетии
Для того, чтобы понять символическое значение башни, нужно вспомнить, чем был для русского средневекового человека Московский Кремль. Воздвигнутый при великом князе Иване III (1462-1505 гг.) архитектурный комплекс стал закономерным завершением и отражением многих тенденций и ожиданий общественной мысли и культуры Руси, целым сплетением религиозных и исторических символов, и, одновременно, дал толчок к появлению многих других явлений культурной и общественной жизни. Восприятие Москвы общественным сознанием, как центра вселенского православия, Третьего Рима, Второго Константинополя и второго Иерусалима, а также идеального Небесного города, Рая, стало одной из основ для создания архитектурной композиции Московского Кремля и затем, после завершения строительства, породило различные формы архитектурного, литературного, иконописного осмысления этих образов.
Спасская башня Кремля в XIX столетии
После падения Константинополя в 1453 г., когда, по словам митрополита Ионы «попущением Божиим, грех наших ради ... взяли безбожные турки Богом хранимый Константиноград», на Руси установилось убеждение, что падение Константинополя – признак наступающего Страшного Суда. Поэтому самым главным вопросом того времени становится следующий: кто же теперь будет хранить истинное православие? Сомнений больше не оставалось - только Русская Православная церковь могла отныне принять на себя роль главы православного мира. В этот момент и получает свое окончательное завершение в общественном сознании теория Москвы, как третьего и последнего Рима, а ее зримым воплощением становится Московский Кремль.
Фрагмент декоративного убранства башни. Фото XIX в.
Кремль стал символом не только Третьего Рима, но и второго Константинополя и второго Иерусалима. Он воспринимался людьми как великая святыня, как алтарь Москвы – его ограда вмещала около сотни престолов в соборах и церквях. Поэтому Спасская башня оформлялась и как «Царские врата» этого алтаря, главный и священный вход. На это указывали две часовни, стоявшие у ворот со стороны Красной площади, - часовня Спасителя «Великого Совета Ангел» по правую сторону и часовня «Великого Совета Откровение» - Божией Матери по левую сторону (построены в камне в 1802 г., снесены в 1925 г.). Вспомним, что точно так же справа и слева от Царских врат в храме находятся иконы Спасителя и Божией Матери и аналогия будет буквальной. В символической структуре Московского Кремля, как образа Иерусалима, Спасская башня означала Судные ворота Иерусалима. Как известно, эти ворота вели на Голгофу, которую на Красной площади символизировало Лобное место (что в переводе и значит «Голгофа»), сооруженное в 1534 г. и ставшее географическим центром Руси - в «Книге большому чертежу» все расстояния до городов Русского государства даны от Лобного места Москвы. С момента создания Лобного места возникла традиция московских крестных ходов из Спасских ворот до Лобного места, представлявшие собой символическое шествие земной и небесной Церкви за Христом. Самым знаменитым ходом было «шествия на осляти» в день Вербного воскресенья, когда в Москве события Входа Господня в Иерусалим воспроизводились буквально.
Таким образом, мы понимаем, что оказаться в Кремле или выйти из него, воспользовавшись Спасскими воротами, это приобщиться к огромной традиции, совершенно иначе взглянуть и на Кремль и на себя, как гражданина России. Открытие Спасских ворот это открытие для всех нас очень важной части истории и еще одной грани национального самосознания.
|