sajjadi.livejournal.com
Права женщины в Исламе. Часть I. Право на содержание (нафака)
Я заметил, что многие вопросы моих друзей, которые они задают в комментариях или личных сообщениях, касаются вопросов брака и семьи в Иране. Дорогие читатели хотят больше знать о правах иранских женщин, ведь именно на эту тему сионистские прозападные пропагандисты измышляют больше всего клеветы и нелепиц!
Одним из неотъемлемых прав, которое исламский закон дарует женщинам, является право на содержание в постоянном браке. Это означает, что муж обязан обеспечивать свою жену едой, одеждой и жильем не хуже, чем это делал ее отец. Или же, если женщина была финансово самостоятельна, не хуже, чем она зарабатывала сама.
Содержание (нафака) — это не то же самое, что мехрие (приданое, выплата которого является обязанностью жениха, а не невесты). Какой бы внушительной ни была сумма мехрие, какие бы состояния ни включал в себя брачный дар, это никак не отменяет права жены на то, чтобы муж ее полностью содержал. Причем если женщина работает, ее зарплата является только ее собственностью. Жена не обязана расходовать ее на нужды семьи, даже если ее заработок намного больше, нежели жалование супруга.
Помимо этого, мехрие также является неотъемлемым имуществом замужней дамы. Вопреки устоявшемуся мнению, что мусульманскую женщину покупают за калым у родственников, никто из родни невесты (включая отца и мать) не имеет права претендовать на мехрие. Хотя, конечно, в иранском обществе принято дарить подарки также и родственникам невесты. Это считается признаком хорошего тона и благовоспитанности.
В постановлениях исламских богословов — фетвах — также нередко говорится о том, что муж не просто должен формально ограничиваться покупкой продуктов или новых нарядов для своей жены. Он также обязан снабжать супругу всем, что ей необходимо для жизни. Например, если она больна, на его плечи ложится оплата лекарств, визитов к врачу, санаторно-курортного лечения, билетов на поезд или самолет, если нужна консультация в другом городе или за рубежом. Если жена поставила в брачном контракте условие, что, к примеру, муж будет оплачивать ей отдых на курорте с определенной периодичностью, это становится его обязанностью.
Кроме того, в содержание входит и покупка предметов быта и косметики. Муж также обязан оплачивать найм домработниц — ведь, согласно исламскому закону, женщина не обязана выполнять работу по дому! И она имеет право отказаться от нее в любой момент. Тогда муж должен приглашать прислугу либо же стирать, гладить белье, пылесосить сам.
Точно таким же образом, муж обязан также содержать и детей, даже если супруги разведены или если брак был временным. Подразумеваются не просто алименты, а полное содержание вплоть до достижения ребенком сознательного возраста, когда он уже сам в состоянии заработать на жизнь. До этого момента папа должен оплачивать еду, одежду, покупку игрушек и игр, школьные учебники, расходы на транспорт, кружки и секции, репетиторов по разным предметам и дополнительные курсы. Дети не повинны в том, что происходит в жизни их родителей, а потому кризис в отношениях взрослых не может поколебать прав ребенка, дарованных ему Господом Богом! Вместе они или врозь, наслаждаются ли супружества или проходят через тяготы бракоразводного процесса, дети не должны быть лишены того, что им необходимо!
Бывает и так, что в жизнь счастливых семей вторгается горе и смерть. Все мы предстанем перед Богом, и никто не застрахован от безвременной кончины. И если отец умирает или пропадает без вести, обязанность обеспечивать детей ложится на плечи деда по отцовской линии. И только если его уже тоже нет в живых, тогда ребенка должна содержать мать. Если же и мать покидает этот мир, тогда забота о ребенке становится обязанностью дедушки и бабушки по материнской линии.
Равными правами на содержание обладают и дети от постоянного брака, и дети, родившиеся во временном браке, который признается законной в нашей школе права (хотя наши братья-сунниты не дозволяют такой брак).
Да, даже если мама и папа ребенка, родившегося от временного брака, давно не являются мужем и женой, их дитя все равно обладает правом на отцовское содержание и воспитание. В этом проявляется одно из главных отличий временного брака от «свободной любви» и «отношений без обязательств», которые во всех небесных религиях называются словом «прелюбодеяние». Правда, некоторые знатоки исламского права при этом подчеркивают, что временная жена должна обговорить с мужем вопрос о рождении ребенка и не ставить его врасплох сообщением о беременности. Ибо Ислам — религия мудрости, честности и разумного баланса между правами женщины и правами мужчины.
Впрочем, стоит отметить, что куда большим уважением и признанием в иранском обществе пользуется брак постоянный. Поэтому я по преимуществу буду говорить об этой форме супружества, более распространенной и почитаемой в Иране, в отличие от временного брака, который иранцы рассматривают разве что в виде крайней, редко когда оправданной меры.
Если муж не содержит жену в постоянном браке, она имеет полное право подать на развод. Более того, если мужчина не в состоянии обеспечивать ее, он обязан с ней развестись! Однако бывает так, что нерадивый муж проявляет строптивость и отказывается как давать развод, так и содержать жену. Тогда женщина вправе обратиться к судье, чтобы тот оформил развод по всем правилам, предписанным исламским законом, даже в отсутствии мужа. Но здесь есть и другой важный нюанс: жена может по собственной доброй воле отказаться от содержания. В таком случае, если такое согласие прописано в контракте, мужа не принудят разводиться. Однако на практике мало кто из женщин отказывается от своего права на мужскую опеку и финансовую поддержку!
Разумеется, любые права подразумевают ответные обязанности. И женщина, которую муж в постоянном браке окружает своей заботой и полностью содержит, должна слушаться своего мужа. Воображение человека, далекого от исламской культуры, тут же рисует ему страшные картины мужского деспотизма и бесправия затравленной жены. Как же далеко это от действительных реалий Ирана!
Один из самых авторитетных богословов и правоведов Ирана, аятолла Макарем Ширази так прояснил вопрос о послушании жены:
«Многие люди неправильно понимают данное положение Ислама, и ошибочно считают что исламская религия обязывает женщину во всем повиноваться своему мужу. Недоброжелатели ставят это в минус для исламской религии. А некоторые невежественные мусульмане, неверно истолковав данное положение, начинают угнетать своих жен, совершая тем самым грех.
На самом деле исламская религия предписывает женщине повиноваться мужу всего в двух случаях:
1. Если муж изъявит желание вступить с ней в интимную близость, то ей не следует отказывать ему без уважительной причины. Конечно же муж тоже должен учитывать возможности и состояние своей супруги.
2. Если муж запретит жене покидать дом, то ей запрещается делать это. Опять же, запрет мужа должен основываться на веских и уважительных причинах, а не на безосновательных прихотях.
Во всех других случаях женщина не обязана повиноваться своему мужу. Она не обязана готовить для него еду, не обязана убирать в доме, не обязана стирать и выполнять другую работу, не обязана исполнять его прихоти. И ее муж не имеет никакого права заставлять ее выполнять какие-либо работы.
В заключении необходимо добавить, что будет лучше всего, если муж и жена будут приходить к взаимному согласию во всех своих семейных делах». http://makarem.ir/websites/russian/estefta/?it=261&mit=257
Разъясняя понятие «разрешение мужа на выход из дома», Макарем Ширази так отвечает на соответствующий вопрос:
«Должна ли женщина получать разрешение своего мужа всякий раз, когда она решит выйти из дома (пойти в магазин, к родителям, к подруге и т.д.)?
Нет, достаточно того, что она будет знать, что муж не против».
Тем самым, речь идет вовсе не о домашнем рабстве или о заточении в золотой клетке без нужд и хлопот. По сути, жена просто должна согласовывать с мужем свои действия, работу, круг общения. Конечно, нормальные люди не будут изводить себя ревностью и пустыми подозрениями. Более того, дурные предположения о человеке, основанные на домыслах, предосудительны и греховны с точки зрения нашей религии! Человек не должен сомневаться в добрых намерениях своей супруги и в чистоте ее помыслов. Муж и жена должны уважать и почитать друг друга. Ведь без чуткости, стремления понимать и слышать друг друга, взаимных компромиссов невозможно построить счастливую семью. А семья, раздираемая надуманными подозрениями и скандалами, не устоит и разрушится.
В случае, если положение совсем безнадежно, исламская религия предусматривает для супругов возможность развестись. Хотя в священных текстах не раз подчеркивается, что развод — это самое ненавистное для Всевышнего Бога из того, что Он дозволил.
Лишившись мужа, женщина не может сразу же выйти замуж за другого. Она должна выждать небольшой период времени, который называется «идда». Для вдовы это четыре месяца и десять дней, для дамы в положении — девять месяцев беременности, для разведенной — три менструальных цикла или три месяца, а для женщины, состоявшей во временном браке, срок которого истек — два менструальных цикла или сорок пять дней.
Но Всевышний Господь не любит, когда браки разрушаются и люди расстаются. Поэтому срок временного брака может продлеваться сколько угодно раз, а после развода люди могут воссоединиться в течение идды без заключения нового брака. И даже если срок идды прошел, в большинстве случаев бывшие муж и жена могут заключить новый брак (хотя после истечения идды разведенная женщина имеет такое же право и выйти за другого).
Однако, согласно мудрому исламскому закону, они не могут сходиться и расходиться до бесконечности. Им предоставлено две попытки. Если же люди два раза разведутся и два раза воссоединятся в супружестве, третий развод считается уже окончательным. Разведясь в третий раз, муж и жена больше не смогут заключить третий брак. Потому что очевидно, что с этим браком что-то не то, иначе семейную лодку не трясло бы с такой силой! Воссоединение станет вновь возможным, только если женщина побывает замужем за другим и разведется. Только тогда бывшим супругам, остывшим и многое переосмыслившим, будет предоставлен третий шанс. Потому что даже если по прошествии такого времени люди хотят быть вместе, значит, их чувство выдержало проверкой временем и разлукой. И есть надежда, что они будут более трепетно и ответственно относиться к такому дару Бога, как супружество и возможность быть вместе.
Исламская религия столь сострадательна к женщинам, что и во время идды они не лишаются права на содержание. Ведь фактически женщина еще может вернуться к своему мужу и в какой-то степени остается его супругой. Кроме того, немилосердно сразу лишать содержания бывшую жену, пока она еще не адаптировалась к одинокой жизни и, возможно, не нашла источник заработка, если она в браке не работала. Однако если развод третий и окончательный, женщина в состоянии идды имеет право на обеспечение бывшим мужем, только если она беременна. И, конечно, как я уже писал, в будущем на него лягут заботы по содержанию ребенка.
Если Всевышнему Богу будет угодно, я продолжу тему прав женщины в Исламе, посвятив несколько постов таким темам, как мехрие, развод, судьба детей в случае развода, виды брака в Иране, многоженство, этика супружеской жизни, воспитание девочек, хиджаб и критерии скромности, нормы трудового законодательства касаемо женщин. Что интереснее всего для вас, мои дорогие друзья и читатели? Я с великой радостью выслушаю ваши вопросы и предложения.
Права женщины в Исламе. Часть два. Хиджаб и нормы скромности
Я внимательно прочитал все ваши комментарии и вопросы к моему тексту о праве женщины на содержание, дарованном ей исламской религией. Я чрезвычайно тронут таким искренним интересом, заставившим меня вновь и вновь поверить в прекрасный народ России, не утративший живость ума и стремление к непредвзятому познанию мира! Я обязательно буду отвечать на все ваши вопросы, которые вы задали в связи с такой животрепещущей темой положения женщины в Иране и Исламе, по поводу которой ходит столько кривотолков!
Я обратил внимание на то, что множество моих друзей задавали вопрос о хиджабе. Действительно, эта тема стала чрезвычайно актуальной и болезненной по мере того, как в неисламских странах увеличивается доля мусульманского населения. Запад и сионисты любят спекулировать на том, что хиджаб якобы является символом угнетения женщины, что несчастных мусульманок лишают права выбора их жестокие отцы и мужья, заставляя их скрывать свое тело и волосы!
Возможно, мне многие не поверят, если я скажу, что многие из прекрасных женщин Ирана (я имею в виду тех из них, кто религиозен) блюдут хиджаб гораздо строже, нежели этого хотят их отцы, мужья и братья, и намного ревностнее, чем того требует Исламская республика. В иранском обществе женщина пользуется особым уважением, будь на ней изящное модное манто или традиционная чадра. Однако чем скромнее и достойнее выглядит женщина, тем более глубоким становится это изначальное уважение и преклонение со стороны мужчин. Закрытая одежда ассоциируется с самым почтенным статусом верной жены и любящей матери, на чем искони стояло человечество.
Конечно, для своего супруга праведная мусульманская женщина прихорашивается и украшает себя, как только может. Для мужа не существует никакого дресс-кода, никаких ограничений. Единственное правило — выглядеть как можно более обворожительной, желанной, пленительной! Согласно священным исламским текстам, хорошая жена должна душиться самыми прекрасными духами, искусно использовать косметику, надевать кокетливые наряды, чтобы прельщать этим своего супруга.
Иностранца, попавшего в Иран, может поразить такая картина: по улицам консервативных городов ходят женщины в длинных черных чадрах, а в витринах магазинов красуются манекены с яркими вечерними платьями — без рукавов, с глубоким декольте! Дома, в кругу близких родственников (махрамов) женщина может носить открытую одежду. Однако на улице, по законам Исламской республики, прекрасные дамы должны соблюдать хиджаб.
Иностранок, не знающих Ирана, часто пугают якобы страшными и строгими требованиями к хиджабу в нашей стране. Мне не раз доводилось слышать истории, как россиянки, собираясь в Иран, брали с собой самые длинные юбки, самые глухие пальто в пол, самые невзрачные туфли! И каково же было их удивление, когда они видели разноцветные манто, изящные шарфы, которые носят молодые иранки! «Так все оказалось не так уж страшно», – с удивлением и облегчением вздыхали прекрасные гостьи Ирана.
Конечно, далеко не все иранки носят хиджаб правильно. В строгом соответствии с правилами хиджаба, волос не должно быть видно вообще, как, впрочем, и шеи, и выреза одежды на груди. Все, кроме лица и кистей рук, следует прикрывать. Но ограничений не так много, как это принято себе представлять. Например, ни один цвет не является запрещенным для хиджаба. Ведущие религиозные правоведы весьма доходчиво разъясняют это в своих фетвах. Однако при этом одежда должна выглядеть скромно по критериям конкретного города или села.
Если какая-либо излишне яркая расцветка смотрится вызывающе, ислам не рекомендует носить его в данном конкретном месте, несмотря на то, что любой цвет сам по себе дозволен для хиджаба. Скажем так, если женщина наденет красное манто в Тегеране, это не вызовет нареканий в обществе. Однако по меркам священного Кума это будет расцениваться как вольность. Большинство дам носит там чадру, однако у нее нет ничего общего с душным мешком с сеткой для глаз, в котором женщина словно заживо похоронена, зажата, как птица в клетке! Иранская чадра не скрывает лица. Она не мешает женщине вести активную социальную жизнь, работать или учиться.
О чадре — чадор — следует упомянуть отдельно. Священный исламский закон не обязывает дам носить именно чадру. Ислам не предписывает какой-то специальной формы хиджаба, дозволяя каждому народу следовать в этом своим особым, самобытным традициям. В строгом смысле слова, даже нельзя говорить о желательности чадры.
Однако чадор черного цвета является нашей национальной формой хиджаба, одним из символов Ирана, подобно кимоно в Японии. Специальная белая или светлая чадра предназначена и для молитвы.
Запад упрекает нас в том, что мы кутаем наших женщин в черное. Но это глубокое заблуждение, будто бы мы принуждаем их к этому! У каждого народа есть свои эстетические предпочтения и вкусы. Где-то любят яркое и пестрое — розовое, голубое, желтое, зеленое. Во многих мусульманских странах носят многоцветные хиджабы.
Но иранские женщины считают черный цвет образцом вкуса и утонченности. И когда Запад упрекает их в этом, он проявляет верх лицемерия и двойных стандартов! Ибо многие европейские модельеры также пропагандируют черный как эталон стиля, а пастельные, приглушенные тона считают признаком хорошего вкуса. Однако когда иранская женщина одевается в черное, ее объявляют угнетенной. То есть получается, что иранки не имеют права на то же понимание вкуса, что и европейские женщины, только потому, что они иранки! Но это явный абсурд. Если вы посмотрите на более светских и модных молодых иранок, вы с удивлением обнаружите, что и они предпочитают черные манто и черные платки, нося их с тертыми джинсами и большими солнечными очками! А на закрытых дамских вечеринках они надевают черные вечерние платья. Неужто и это признак угнетенности? Уж не иранские ли фундаменталисты придумали маленькое черное платье для дам?
Отдельный вопрос — о макияже. Здесь мнения наших богословов несколько разнятся. Имам Хомейни и нынешний Верховный лидер Ирана, его светлость аятолла Хаменеи не считают возможным для праведной мусульманки появляться с макияжем перед посторонними. Но другой авторитетный богослов — аятолла Макарем Ширази — который также пользуется большой популярностью среди верующих в Иране, не видит ничего дурного в использовании косметики, даже если женщина выходит накрашенной в люди. При этом, он, конечно, добавляет, что она не должна усердствовать в этом, ибо мусульманке подобает выглядеть благопристойно и скромно. Есть еще и такие богословы, которые разрешают подводить глаза сурьмой и показываться в таком виде, но запрещают красить губы или накладывать яркие румяна. Опять же повторю — для мужа можно все!
Такие расхождения связаны с разной трактовкой священных текстов, и это не мешает нашим почтенным богословам уважать друг друга и право другого богослова на свое понимание сакральных источников. В таком случае это личное дело женщины, кому из них она следует в данном вопросе. Те из моих друзей, кто был в Иране, подтвердит, что многие наши девушки красятся очень и очень ярко.
Также нет ничего предосудительного в ношении красивых сумок, туфель, солнечных очков. Можно следить за собой, посещать салоны красоты, делать стрижки и прически, красить волосы, ходить на сеансы массажа, заниматься фитнесом и спортом, плавать в бассейне или в море на специальном женском пляже. Самое главное, чтобы все это было в чисто женском кругу, чтобы мастера были женщинами и ни одно мужское око не имело ни малейшей возможности наблюдать за происходящим. Мусульманка обязана следить за своей внешностью, ибо это одна из основ гармоничного супружества. Быть скромной не значит быть неряшливой. Одно из изречений нашего любимого Пророка (да благословит Господь его и его пречистое семейство) гласит: «Бог Прекрасен и любит красоту».
Хиджаб не является тюрьмой для своей обладательницы. Скорее, он — красивая оправа, защищающая прекрасную даму от посягательств непрошенных чужаков на ее личное пространство. Ведь никто не скажет, что пассажиры и водитель стильного автомобиля представительского класса порабощены постольку, поскольку они едут в машине черного цвета с тонированными стеклами! Напротив, тонировка является символом престижа и статуса. (Этот образ я придумал исключительно для своих российских друзей на основе собственных наблюдений. Ибо в Иране не распространено такое явление, как тонирование стекол автомобилей!)
В комментариях мне задали вопрос, может ли замужняя женщина учиться, работать, встречаться с подругами, путешествовать? Да, безусловно! Иранская конституция гарантирует и мужчинам, и женщинам гражданские, избирательные, имущественные права. Огромное число женщин в нашей стране работают, а в университетах число девушек давно превысило количество юношей.
Хиджаб — не помеха работе и учебе, а, напротив, условие участия женщины в общественной жизни. Имам Хомейни говорил: «Мы горды тем, что наши женщины, молодые и старые, наравне с мужчинами, а иногда даже лучше, чем они, участвуют в культурной и экономической жизни, служат в армии». Множество женщин в Иране занимают крупные руководящие, парламентские и даже правительственные должности. Более того, для некоторых из них в список требований входит условие, что женщина, занимающая этот пост, должна быть замужем.
Что до права мужа запретить жене выход из дома в постоянном браке, то такой запрет должен иметь под собой веские основания. Мне не приходит на ум ни один случай, когда муж запер бы супругу в доме, запретив выходить на улицу в принципе! Такое возможно только в странах, где господствует искаженное восприятие Ислама в духе полного предрассудков учения ваххабитов. В иранском же обществе, где статус женщины священен и почитаем, такой домашний деспот станет просто нерукоподаваем.
|
Муж вправе запрещать постоянной супруге общаться с какими-то людьми или посещать определенные места и собрания. Однако у него должны быть для этого веские основания — например, если такие встречи угрожают репутации или безопасности его супруги, либо же вредят интересам семьи, или если выход на улицу в каких-то обстоятельствах попросту опасен. Но если жена считает, что этот запрет несправедлив, она также имеет право обжаловать его у судьи. Никто не может отнять у нее это право. И если справедливый исламский судья постановит, что запреты мужа необоснованны, ему не останется ничего другого, кроме как подчиниться решению суда и разрешить жене то, что он доселе не дозволял. Учитывая иранский менталитет, ни один муж не захочет прослыть домашним тираном, обижающим и притесняющим супругу. Это будет воприниматься как позор.
|
Точно так же, и девушка может обжаловать решение отца в суде, если тот не разрешает ей выйти замуж за любимого человека. Не говоря о том, что она не может быть принуждена к браку насильно. Впрочем, это уже тема другого поста, который, если соизволит Всемогущий Господь, я обязательно напишу для вас в обозримом будущем.
Права женщины в Исламе. Часть третья. Заключение и расторжение брака
Я бесконечно благодарен вам, дорогие друзья, и внимательно читаю ваши вопросы. Ведь относительно предписаний исламского закона бытует столько домыслов и небылиц, что многие его доподлинные положения остаются неизвестными.
Один из уважаемых читателей задал вопрос о том, распространен ли в Иране обычай похищения невест. Я могу ответить однозначно: эта практика находится в вопиющем противоречии с исламским законодательством! Подобное в Иране запрещено и наказывается. И по нормам нашей религии, и сообразно общественным устоям такое невозможно даже себе представить. Ведь это тяжкое оскорбление, нанесенное и самой девушке, и ее семье, и самой исламской системе. Женщины в Иране пользуются особым почтением, даже взять постороннюю даму за руку или приобнять ее за талию — немыслимая и недопустимая дерзость. Не говоря уже об актах насилия, и не обязательно речь идет об изнасиловании в привычном для криминалистов смысле слова. Ударить женщину, наговорить ей фривольностей, увезти ее куда-то против ее воли — это тоже акты насилия.
Похищение невесты — это посягательство на неприкосновенность свободной личности, которая обладает свободой воли и правом выбора. Если молодой человек пылает чувствами к девушке, и она отвечает ему взаимностью, он должен прийти к ней в дом и попросить руки у ее родителей. Похищение, даже по обоюдному сговору влюбленных, не допускается.
Да и более того: запрещено выдавать девушку замуж вопреки ее желанию. Если отец сосватал свою дочь против ее воли за нелюбимого и устроил им свадьбу, по исламским законам такой брак вообще не считается действительным. И некоторые наши законоведы говорят, что в таком случае женщина может уйти из дома навязанного ей мужа без развода.
Для наглядности я приведу несколько фетв (богословских постановлений) аятоллы Макарема Ширази, у которого существует прекрасный и подробный сайт на русском языке:
В каких случаях девушке не обязательно получать разрешение своего отца для заключения брака?
Ей не обязательно получать разрешение отца, если она уже выходила замуж, и ее муж покинул этот мир или же они развелись. В этом случае она может заключить следующий брак без согласия отца. Также она может сделать это, если ее избранником будет достойный мужчина, но ее отец без уважительной причины будет против этого брака.
Девушка намеревается выйти замуж за порядочного верующего молодого человека, который по всем статьям подходит ей в мужья. Необходимо ли ей получить разрешение своего отца на брак с этим молодым человеком?
В этом случае, если отец будет возражать против брака без весомой причины, ей не обязательно получать его разрешения на брак.
К моей тете, молодой женщине 23-ех лет, сваталось несколько человек, которые были верующими и порядочными людьми. Однако мой дед, отец моей тети, отказал им всем. Он настаивает на том, чтобы она вышла замуж за одного нашего дальнего родственника, и говорит, что даст свое согласие на брак только с ним. Хочу спросить вас, как ей быть, обязательно ли ей, по настоянию деда, выходить замуж за нашего дальнего родственника?
Если сватавшиеся к вашей тете молодые люди были порядочными, верующими, подходящими ей в мужья молодыми людьми, то ее отец не имел права без серьезной причины отказывать им в браке с ней. Также он не имеет никакого права заставлять ее выйти замуж за вашего дальнего родственника. В этом случае вашей тете необязательно получать согласие отца для того чтобы выйти замуж за порядочного человека. Но вместе с тем будет намного лучше, если она сумеет получить согласие своего отца.
Фетвы мусульманских ученых гласят, что для того чтобы выйти замуж девушка должна получить разрешение своего отца. А до какого возраста девушки должны получать разрешение своих отцов? Например, должна ли делать это девушка, которой 32 года?
Если девушка не была замужем, то для того чтобы выйти замуж ей необходимо получить разрешение своего отца. Если же девушка уже достигла зрелого возраста, например, ей уже исполнилось 30 лет, то с точки зрения шариата при наличии необходимых условий ей необязательно получать разрешение отца. Этими необходимыми условиями являются – рассудительность и здравомыслие, возможность принятия самостоятельного правильного решения, способность осознать пользу и вред для себя.
В любом случае перед принятием такого важного решения как заключение брака мы призываем девушек и юношей советоваться с родителями, родственниками и близкими людьми.
Замечу, что другие уважаемые законоведы считают согласие отца на брак дочери обязательным в любом случае, если девушка раньше никогда не была замужем и, тем самым, не знала мужчины. Они убеждены, что ее возраст при этом не имеет значения. Однако разведенная или овдовевшая женщина рассматривается исламским законом как полностью самостоятельная личность, которая сама может принимать решение, когда и за кого ей вновь выйти замуж.
Но при этом Боже упаси выдавать замуж дочь без ее согласия! Это прямо запрещено исламским законом, и с этим согласны все без исключения наши богословы. Итоговое решение — только за девушкой. Если жених ей не по сердцу, ни один человек не вправе заставить ее выйти за него замуж.
Мы, мусульмане, верим, что Всевышний Господь по мудрости Своей не случайно даровал нам определенные законы. В любом из повелении Господа есть разумность и глубокий смысл. Невинная девушка еще плохо разбирается в мужской психологии и может стать жертвой корыстного и безнравственного человека. Да и к тому же — молодыми часто движут исключительно чувственные, эмоциональные порывы, но при этом их жизненный опыт минимален. А потому на отца — взрослого мужчину, немало повидавшего на своем веку и способного отличить негодяя от человека с серьезными намерениями — возложена миссия охранять ее от возможной ошибки.
Но власть отца при этом не безгранична. Конечное решение все равно за девушкой. И поскольку люди часто предвзяты, если отец несправедлив к жениху, молодые влюбленные могут обратиться к религиозному судье за советом. Если же исламский судья, справедливый и сведущий, постановит, что возражения отца не имеют под собой оснований, любящие смогут пожениться. Здесь я отмечу, что ввиду особенностей правящего строя Исламской республики Иран религиозный суд — это не что-то обособленное от государства, это и есть государственный суд, обладающий полномочиями принуждения.
Но коли женщина побывала замужем, и познала вкус семейной жизни, ее счастья, неурядиц, проблем и ответственности, она уже понимает, какой мужчина ей нужен, и почему ее прежний брак был не столь удачен. Она проанализировала свои и чужие ошибки и готова их исправить. Обыкновенно женщина всегда нацелена на создание и сохранение очага. По нашим преданиям развод — самое ненавистное для Господа из дозволенного. Но иногда это — единственный выход, и наша реалистичная религия не настаивает на том, чтобы мучить людей, если их брак превратился в нестрепимую пытку.
Однако потребность в домашнем тепле и гармоничном браке естественна и неизбывна. Пройдя через тяготы развода, люди — и особенно женщина! – все равно будут стремиться к созданию семьи. Разведенная женщина более всего желает не допустить развода снова, а значит, будет еще более взвешенно, руководствуясь жизненным опытом, подходить к выбору нового супруга. Ислам верит в разумность человеческих существ — будь то мужчина или женщина — а потому дозволяет взрослой, умудренной опытом (порой и горьким!) разведенной или овдовевшей женщине выбирать спутника жизни самостоятельно.
Первый брак у женщины или не первый, но в любом случае она также имеет право на брачный дар — мехрие. Это сумма, выплачиваемая невесте, своеобразный подарок, символизирующий готовность мужчины покровительствовать своей жене и поддерживать ее финансово.
Мехрие ни в коем случае нельзя путать с калымом за невесту. Отец и родня невесты не имеют никаких прав на обладанием этим имуществом. Оно принадлежит исключительно самой женщине — и она вольна распоряжаться им на свое усмотрение, точно так же, как и собственной зарплатой. Увы, мне доводилось слышать, как в некоторых мусульманских странах отцы буквально продают дочерей замуж. Эта чудовищная дикость противоречит положениям исламского закона! Такая практика — ни что иное, как попрание прав дочерей.
Не существует особых указаний относительно того, каким должно быть мехрие и какую сумму оно должно составлять. Теоретически девушка может попросить все, что ей угодно, и это является ее неотъемлемым правом. Современные иранские невесты обычно требуют очень большие мехрие. Считается, что уважающая себя девушка не согласится принять предложение руки и сердца, пока жених не окажется в состоянии предложить ей в качестве мерхрие отдельный дом, машину, солидный счет в банке! Мужчине нужно изрядно попотеть, заработав на женитьбу. Поэтому в Иране многие молодые люди сегодня вступают в брак довольно поздно, годам к тридцати. Хотя священная исламская религия, напротив, рекомендует не медлить с женитьбой.
Интересно, что на заре возникновения Ислама, во времена благословенного Пророка Мухаммада (да благословит Господь его и его семейство!) все было совершенно не так. То общество не придавало столь большого значения бренным материальным ценностям. И часто мусульманки требовали от своих женихов чисто символические мехрие. Иногда это было всего несколько монеток, иногда — обещание научить жену каким-либо сурам Священного Корана. В преданиях Святого Пророка говорится о том, что чем меньше мехрие, тем лучше, тем благословеннее брак. Но это скорее вопрос этики и личного выбора женщины, нежели исламского права. Современные мусульманки в Иране, признаться честно, мало следуют данной рекомендации! Они пользуются всеми теми благами и привилегиями, которые дарует им исламский закон. А с чисто формальной точки зрения он не накладывает ограничений на размер мехрие.
Но у этой медали есть и оборотная, в некотором смысле позитивная сторона. Большое мехрие является залогом стабильности брака и гарантией женщине на случай, если ее супруг погибнет либо пропадет без вести.
Порой сумма мехрие, вписанная в брачный контракт, составляет порядка ста тысяч евро! Однако это не значит, что женщина требует все это мехрие сразу же после свадьбы. Но если происходит развод по инициативе или вине мужа, он обязан выплатить ей все это мехрие, в противном же случае его ждет тюремный срок. А перечень случаев, когда жена может потребовать развода из-за неподобающего поведения мужа, достаточно велик. Сюда входит: отказ содержать жену или пропажа без вести сроком не менее полугода (если только жена не согласилась потерпеть и войти в положения, принимая во внимание сложности супруга с трудоустройством или тяготы военного времени), отказ от интимных отношений в течении четырех месяцев, тюремное заключение сроком более 5 лет, или обнаружение у супруга психического заболевания либо возникновение пагубного пристрастия (как то наркомания, алкоголизм), или деятельность мужа, угрожающая репутации жены и престижу семьи...
И даже если муж возьмет себе вторую жену без разрешения первой, по действующему иранскому законодательству. Она также вправе потребовать развода в любой момент, если отношения в полигамном браке не складываются. Правда, относительно этого пункта существуют дискуссии. Многие религиозные законоведы отказывают женщине в праве возражать против второй женитьбы мужа, ведь по закону мужчина может иметь максимум четыре постоянные жены. Они ссылаются на исламские тексты и постановления богословов.
Тем не менее, в иранском менталитете и культурной традиции многоженство не очень приветствуется. Большинство иранок относятся к нему негативно, а большая часть иранских мужчин — однолюбы по натуре, которым достаточно одной жены. Содержание семьи и попечительство над ней — тяжелый, кропотливый труд, и многие верующие люди не готовы взять на себя ответственность еще за одну семью, понимая, что это не развлечение, а дополнительные обязательства — и очень серьезные! Ведь за несправедливое обращение с женами мужчина ответит перед Господом как угнетатель.
Лицемерные западные правозащитники сетуют на то, что иранской женщине трудно развестись по своей инициативе. Но они либо лукавят, либо не знают истинного положения дел. Помимо развода по мужской инициативе или вине (это называется «талак»), в исламском праве есть и понятие развода по инициативе женщины (он носит название «хул»).
Замечу походя, что в Иране разводы по обыкновению осуществляются в суде компетентными людьми, знающими правила и законы касательно расторжения брака, и способными урегулировать споры относительно детей и имущества. В Иране признаются законными все исламские школы права — шиитская джафаритская (являющаяся официальной) и четыре канонические суннитские. А потому мусульманин может обратиться к судье того правового толка, нормам которого он сам следует, и решение этого судьи в любом случае будет иметь законную силу. Это важный момент, поскольку законы, регулирующие семейные отношения, несколько разнятся в зависимости от мазхаба (школы права). Однако, при всех отличиях, понятия «талак» и «хул» есть во всех исламских юридических толках.
Развод относится к категории «хул», если муж добросовестно выполняет свои обязательства по отношению к жене и семье, но она просит развода по причине отсутствия любви. В исламском священном предании (Сунне) рассказывается, что однажды к досточтимому Пророку (да благословит Господь его и его семейство!) пришла женщина и сказала, что не имеет претензий к мужу, что он праведный и честный человек, но она не может жить с ним более и дня, ибо не любит его, и он ей физически неприятен. Пророк велел ей вернуть ему мехрие, а после провел процедуру развода.
Тем самым, если женщина разводится по своей инициативе, но при этом муж ничем перед ней не виноват, кроме того, что не мил, она обязана вернуть ему мехрие. Но, как я уже упомянул, часто мехрие составляет такую баснословную сумму, что выплатить его трудно как мужчине, так и женщине! Кроме того, прекрасные дамы очень часто сами не хотят расставаться с дарованными им благами. На эту тему в 1997 году снят любопытный документальный фильм «Развод по-ирански». Он как раз посвящен такой тонкой и деликатной теме, как развод по инициативе жены. И мы видим, как милые женщины всеми силами пытаются доказать, что именно супруг виноват в разрушении их брака. Они делают это потому, что не хотят жертвовать дарованным мехрие, и совершенно не выглядят испуганными либо забитыми, хотя создатели фильма представляли его именно как документальное свидетельство о «тяжкой доле» женщины в Иране!
Впрочем, судьбе детей в случае развода родителей я посвящу отдельный пост, если будет на то воля Всемогущего и Достославного Господа.
Права женщины в Исламе. Часть IV. Развод и судьба детей
Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью.
Конечно, ваш покорный слуга внимательно отслеживал все ваши комментарии, обращая внимание на вопросы, которые вы, уважаемые читатели, мне задаете. И, конечно же, один из главных, звучащих не только в моем блоге, – кому достаются дети при разводе? Неужели это правда, что в Иране отлучают детей от матери? Что при любом раскладе ребенок остается с отцом? Я знаю, что многим людям в России это кажется жестоким. Ведь, насколько мне известно, в России при разводе дети в большинстве случаев остаются с матерью.
Прежде всего, я хотел бы повторить: в исламской религии развод считается самым ненавистным для Всевышнего из дозволенного. Поэтому в Иране суд всегда пытается сначала помирить супругов, отговорить от этого шага — особенно, если у пары есть дети. Несчастные, они так страдают и не понимают, почему мама и папа разрушают свою семью! Все причины, представляющиеся взрослым серьезными, кажутся им непонятными и надуманными, а шаг родителей — катастрофическим.
Но, тем не менее, исламское право дозволяет развод. Иногда в жизни возникают такие ситуации, когда он неизбежен, а продолжение семейной жизни невозможно. Кроме того, оговариваются случаи, когда та или иная сторона имеет право на развод. Эти случаи описаны в книгах по исламской юриспруденции. Например, женщина может обратиться в суд с прошением о разводе, если муж не обеспечивает ее, или если он пропал без вести на срок более, чем полгода, или если он не вступает с ней в интимные отношения дольше четырех месяцев, или если занимается деятельностью, предосудительной с исламской точки зрения и способной нанести ущерб репутации семьи, или если жестоко с ней обращается. В таком случае это считается разводом по вине мужчины, и он обязан выплатить ей всю сумму мехрие (брачного дара), прописанную в агд-наме — договоре о браке.
Но бывает и так, что муж выполняет все свои обязательства по отношению к жене и детям, но чувства с ее стороны угасли настолько, что он вызывает лишь отвращение. В таком случае жена может подать на развод по собственной инициативе (это называется развод-хул), но уже она должна вернуть мужу мехрие.
Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака. Например, если до свадьбы жених знал, что невеста не девственна, и согласился жениться на ней, он уже не имеет права расторгать брак по этой причине, но если это стало для него неожиданностью, у него есть полномочия аннулировать брак без выплаты мехрие. Конечно, на практике это касается молодых девушек. Если достоверно известно, что невеста — разведенная или вдова, никакой предвзятости в Иране по отношению к этому нет. Такие женщины без проблем выходят замуж, и мужья заботятся о них и любят так же, как и не бывавших замужем: в конце концов, мало ли какие ситуации бывают в жизни. Наоборот, согласно нашим религиозным текстам, жениться на женщине, лишившейся супруга, – благое, рекомендуемое дело.
Точно так же, если один из супругов узнал, что другой еще до брака был заражен опасной болезнью (например, СПИДом), уже в процессе семейной жизни, за ним сохраняется такое же право на развод. И если женщина поняла, что ее муж страдает импотенцией, ему дается год на излечение, в противном случае она также может потребовать расторжения супружеских уз. И даже если он скрыл от нее наличие детей от предыдущего брака, и она узнала об этом после свадьбы, она может подать на развод. Под «правом жены подать на развод» подразумевается, что муж должен будет выплатить ей мехрие. Но если человек до вступления в брак знал, что суженый или суженая страдает тяжелой болезнью, или же был осведомлен о прошлой семейной жизни «второй половинки» и о наличии детей, права на безоговорочный развод у него нет. И тогда на супруге, инициирующем развод вопреки отсутствию прямых к нему показаний, лежит обязанность по возврату мехрие.
В разных исламских правовых школах, впрочем, могут по-разному трактоваться допустимые поводы к безоговорочному разводу, но то, что я описал — это общая схема. В Иране официальным мазхабом (правовым толком) является шиитский джафаритский, но суннитские школы права — ханафитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская — пользуются уважением и признанием. Этот их статус закреплен в Конституции, и все браки и разводы, заключенные и растогнутые по нормам этих мазхабов, а не джафаритского, в Иране имеют законную силу.
В любом случае, согласно всем исламским мазхабам, люди не могут разводиться до бесконечности. Процедуру развода можно проводить трехкратно. После того, как была проведена процедура развода (в разных исламских школах она регламентируется по-разному) для женщины начинается период идды — в течение трех менструальных циклов она не может выйти замуж за другого мужчину. В течение этого срока муж и жена могут помириться и вернуться к супружеской жизни. Но если время идды истечет, развод считается вступившим в силу, и для возобновления отношений надо заключать новый брак. Во время идды супругам дается два шанса на восстановление брака. То есть если они развелись и помирились, потом снова развелись и снова воссоединились, третий развод уже будет окончательным и бесповоротным.
После трехкратного развода уже нельзя ни возобновить отношения во время идды, ни даже заключить новый брак. Женщина должна будет выйти замуж за другого, и только если и этот новый брак (при условии, что он постоянный!) закончится разводом — тогда она может вновь попытать счастья с предыдущим мужем. Если они опять пройдут эту троекратную процедуру, она снова станет для него запретной, покуда не выйдет за другого и не разведется с ним! И если и третий их «заход» тоже потерпит фиаско, и снова они трижды разведутся, тогда на их браке исламский закон ставит жирный крест. Им больше нельзя будет заключать брак, никогда и ни при каких обстоятельствах. Они становятся навечно запретными друг для друга, словно кровные брат и сестра.
Я очень надеюсь, что не запутал вас. :) Но я хочу продемонстрировать вам на этом примере, как исламская религия ценит брак и сколько шансов она предоставляет супругам. С другой стороны, она и не дает им возможности относиться к разводу как к развлечению. Исламский закон, если вы не сбились и все верно подсчитали, разрешает одним и тем же супругам разводиться девять раз. После девятого развода — все. Невозможно сходиться и расходиться до бесконечности, это просто несерьезно. Очевидно, что такой брак не имеет перспектив. А представьте себе, какой это стресс для несчастных детей! Они живут в постоянной «зоне турбулентности». Разве может маленький человечек гармонично сформироваться, когда супружескую лодку так трясет и переворачивает?
Несчастные дети не понимают, почему родители мирятся и ссорятся, расходятся и вновь женятся. Какова же их судьба при разводе, спросите вы, дорогие читатели? Я много слышал о том, в некоторых мусульманских странах отцы отбирают детей и даже не дают бедным матерям видеться с ними. Это — жестоко и бессердечно. Но это — обычаи, основанные на неправильном понимании исламского закона.
Я не берусь судить о нюансах юриспруденции наших суннитских братьев и сестер. У них — своя богатейшая правовая традиция, и, возможно, в ней не все совпадает с тем, что я излагаю в этом посте. В Иране сунниты обладают полным правом обращаться в свои суды, которые выносят решения сообразно правовым нормам четырех мазхабов людей Сунны. Но большинство мусульман Ирана являются шиитами, поэтому буду говорить о нашем правовом толке — джафаритском.
В исламском праве есть понятие попечительства. Это значит, что ответственность за содержание и воспитание ребенка в любом случае лежит на отце. И если он умирает — она ложится на плечи деда по отцовской линии. Если и он уходит из жизни — на деда по материнской линии. И только после его смерти — на мать.
Какой кошмар, скажут некоторые «горячие головы», не разобравшись в сути этого закона! На самом деле эти гуманные нормы освобождают одинокую женщину от того, чтобы, забыв о себе и своих нуждах, работать не покладая рук, чтобы прокормить детей. Даже если она разведена, или если она родила ребенка от временного брака, и ничто не связывает ее с бывшим мужем, кроме общего чада, он обязан полноценно заботиться об этом ребенке, который — плоть от его плоти, его кровиночка, его полноправный наследник. Бесчеловечно водружать эту обязанность на хрупкие плечи матери.
Но вот то, с кем ребенок будет жить после развода — это совершенно иной вопрос, который также решается в суде. И уже здесь права на ребенка изначально есть как у отца, так и у матери. Исламский суд выносит вердикт в зависимости от обстоятельств. Он принимает во внимание личность обоих родителей: их образ жизни, репутацию, уровень благочестия, профессию. Бывает и так, что мать гораздо более праведна и образованна, чем отец, и серьезнее подходит к воспитанию. Поэтому бывает и так, что суд оставляет ребенка в доме матери.
Но если она снова выходит замуж, она обязана передать ребенка в дом отца. Естественно, это не отменяет ее права на то, чтобы видеться со своим чадом. Но, каким бы жестким вам ни показался этот закон, у него есть своя железная логика. И эта логика продиктована заботой о ребенке. Случаи, когда мужчины плохо относятся к падчерицам и пасынкам — не редкость. Увы, часто мужчинам не нужны чужие дети. Они дарят любовь и нежность своим, но холодно и с раздражением воспринимают детей супруги от предыдущего брака. Эти дети — жертвы обстоятельств — невольно напоминают мужчине об их отце, предыдущем муже его благоверной. Это продиктовано инстинктом мужчины оставить свои гены в последующих поколениях, а также духом соперничества, присущим мужскому роду.
Сейчас мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо. Конечно, человек, взявший на воспитание не своего ребенка (усыновление в нашей религии запрещено, но забота о сиорте — в высшей степени одобряемо), и относившийся к нему с добротой и лаской, достиг вершин нравственности. Но мы говорим об обычных людях, и большинству из них присущи свои, свойственные их полу слабости. Что до новой жены отца, взявшего к себе в дом детей от бывшей жены, то здесь исламская религия чрезвычайно высоко ценит женщину. Согласно исламскому взгляду, сердце женщины настолько исполнено милости и сострадания, что она в гораздо большей степени, чем мужчина, способна принять чужого ребенка и полюбить его как своего. Недавно я видел в Интернете удивительные фотографии, как кошка выкармливает своим молоком маленьких ежат, чья мама умерла. Если даже в животном мире матери проявляют такие чудеса сострадания, что уж говорить о венце Божьего творения — человеке!
Каково бы ни было решение суда о судьбе ребенка в каждом индивидуальном случае, есть и некоторые фиксированные правила. Например, до 2 лет ребенок остается с матерью, если ему от 7 до 9, в это время он должен жить в доме отца. После 9 лет ребенок считается уже достаточно разумным, и ему предоставляется право самостоятельного выбора, с кем из родителей от хочет жить. Подчеркну, что, в любом случае, это не снимает с отца обязательств по его содержанию. Вспомните фильм «Развод Надера и Симин»! В конце фильма одиннадцатилетняя девочка должна дать ответ, будет ли она жить с мамой или с папой. И вспомните, какой это мучительный выбор и для нее, и с каким невероятным напряжением родители ждут ее решения. Они стоят в коридоре понурые, испуганные, напряженные, словно один из них ожидает оглашения смертного приговора! Поистине, это большая трагедия — гибель семьи. Я желаю всем моим читателям семейного благополучия, чтобы их счастливый дом никогда не был разрушен разводом.
|