Когда читаешь чужую работу, будь то рассказ, повесть или политическую статью, я уж не говорю о больших произведениях типа повестей или романах, кажется, что так легко это написать, кажется, что и я могла бы. А начинаешь писать – и двух слов не получается связать. Конечно, огромную роль играет талант, тот, у кого он есть, помогает работать. А если таланта нет, а очень хочется писать, как быть? Писать или нет? У меня , наверное, таланта нет, но какие-то способности есть. Однако не хотелось бы стать графоманкой, которую как у Чехова в «Драме» Мурашкину, убивает слушатель её романа после многочасового мучения рядом с автором. Надеюсь, что я всё-таки не Мурашкина, хоть и не Чехов. Писать мне очень нравится – это для меня радость, но радость с мукой пополам. Если вспоминается какой-то интересный момент из собственной жизни или моих друзей, хочется рассказать его многим. Особенно , если это относится ко времени СССР, когда счастья было больше, чем невзгод.
Я была из того поколения, которое только слышало о репрессиях, а моя семья фактически не имела к ним отношения. Был момент, когда беда могла свалиться на нашу семью, но нам повезло, нас «минула чаша сия». А дело было в том, что перед тем, как немцы подошли к Москве, был издан строжайший приказ, выселить всех немцев из Москвы. Моя бабушка была из обрусевших немцев, её требовалось изгнать из Москвы. В это время ей было уже 56 лет, она ещё работала библиотекарем в больнице, откуда её сразу же уволили. Мама решила пойти в самые серьёзные инстанции, чтобы бабушку не выгоняли из Москвы. Попала мама к помощнику Берии, он отвечал за выселение потенциальных врагов и предателей. Мама объяснила, что мой отец на фронте, мой дядя, сын бабушки, на фронте, что сама мама работает в Книжной палате и имеет на иждивении малолетнюю дочь, бабушка живёт с нами и никаким врагом Советской власти не является, а даже , наоборот, её прогнали сейчас с работы и ей приходится делить с мамой и мной то продовольствие, что выдают на детские карточки и карточки служащих. Мама показала сотруднику КГБ свой партбилет, трудовые награды, ещё довоенные и он не только не потребовал выселения бабушки из Москвы, а дал требование на карточки иждивенца на питание. Так бабушка осталась с нами в Москве и получила свои карточки, что по голодным военным временам было очень кстати. Только после войны бабушка снова вернулась на свою работу, теперь её уже никто не боялся принимать, у неё на руках была справка из КГБ, что ей разрешается проживать в Москве, а значит, и работать.
Когда встречаешь хорошего человека очень хочется , чтобы о нём узнали побольше людей. В СССР мне казалось, что плохих просто нет. Так было много желающих помочь по любому поводу. Да и телевидение рассказывало, как и газеты, главным образом, о хорошем и хороших людях. До сих пор старшее поколение очень доверчивое и потому мы слышим, что обманули того или другого старика или старушку. Мы выросли в стране, где главная газета называлась «Правда», ну как было можно представить себе, что она лжёт? К сожалению и теперь, когда мир перевернулся и лжи огромное количество, особенно в Интернете, старики по привычке часто попадаются на обман, привыкнув верить людям. Помните замечательный фильм «Приходите завтра»?Девушка из глухой сибирской дали попадает в Москву и просит пустить её переночевать у совершенно незнакомого человека, который когда-то знал завхоза, работавшего в школе, во времена его детства. И герой Папанова верит девушке, впускает её в свою квартиру, всячески помогает ей. Эта доверчивость пронизывала нашу жизнь, хоть порой и играла с нами и плохую игру. Как-то , когда я только закончила десятилетку, мне, не привыкшей к нарядам, вдруг к выпускному вечеру подарили сразу три шёлковых платья. По тем временам – это было неслыханное богатство. В одном-таки я появилась на выпускном вечере, а прочие я берегла и не надевала их даже на работу. Дело в том, что сразу после школы я пошла работать лаборантом в одну из школ, где в это время начался ремонт. Я же , боясь запачкать свои удивительные наряды, оставляла их дома. И вот однажды к нам в квартиру залезла воровка, которая собрала все мои платья заодно и мамины и костюмы отчима. Она даже не заперла сумку с ворованными вещами, а так и понесла их по лестнице. Навстречу ей вышла наша соседка, увидела моё платье сверху в сумке и сказала: «Это платье очень похоже на Ирино, где вы его взяли?» Воровка не спеша, ответила, что только что в универмаге их продавали. Соседка ей поверила, а воровка спокойно удалилась. Конечно, потом милиция никого не нашла, а я сожалела, что берегла свои платья, уж лучше бы запачкала на работе в извёстку, которая легко отчистилась бы, чем совсем их потерять. Но подобного рода огорчения были редки, зато часто было много радости, когда, сдав макулатуру, получал талон на право выкупить подписное издание Льва Толстого или Тургенева, Гоголя, Тютчева! Тома выходили по одному, а право выкупа их сохранялось до конца издания. А сколько было радости от чтения классиков, которыми мы обменивались с подругами, а потом обсуждали, что понравилось, а что не очень.
Любили мы и домашние спевки. Моя бабушка имела абсолютный слух, она в молодости училась в консерватории, но так сложилась жизнь, что пианисткой бабушка не стала. Зато у всей нашей родни был хороший слух и поэтому частенько , собравшись вместе по какому-нибудь приятному событию, бабушка начинала петь и все подхватывали. Получался многоголосный хор, квартет как минимум или трио, иногда дуэт. Это пение наполняло радостью душу, было чем-то возвышенным над обыденной жизнью. В СССР подобные спевки были приняты в семьях, вот вспомним фильм «Улица полна неожиданностей», там, на дне рождения героини как раз такая спевка. Почему сейчас это потеряно? Может быть, для желания так петь нужно внутреннее состояние радости, чего сейчас нет, а в СССР было? Вот опять-таки в советском фильме «Женщины» сколько твоего личного в каждом кадре! Почему до сих пор эти фильмы мы смотрим с удовольствием. В них была наша юность, зрелость. Наша общая со страной жизнь. А значит, наши радости и наши беды. В «Женщинах» героиня Макаровой купила новое пальто, это после войны было счастье, тем более, что она жила сама, на свои деньги и ещё что-то посылала в деревню своим близким. Даже то, что она не срезала ценник на пальто – это своего рода радость: мол, посмотрите, оно новое! И там же героиня Сазоновой , такая же деревенская женщина, как и героиня Макаровой, приглашает её жить у себя, помогает устроиться ей на работу на фабрике. Это не придумано, это всё наша жизнь в СССР после войны, наше добро к людям и сочувствие к каждому. Даже то, что героиня Макаровой неразборчива в выборе женихов, это тоже жизнь. Их не было после войны, унесшей миллионы лучших ребят. Вот она и боялась остаться одна. Мы смотрели эти фильмы, как рассказы о себе или о своих родителях или о своих друзьях хорошо знакомых. Разве можно сравнить ту чистую жизнь этих трёх женщин, показанных в фильме с тремя подругами в современном фильме «о любви» «Бальзаковский возраст или все мужики сво»? В «Женщинах» за 1.5 часа рассказали целую эпоху страны после войны, её радости и трудности каждой советской женщины. И в фильме о трудной судьбе каждой из них побеждает любовь к людям, доброта, настоящая человеческая сердечность. «Бальзаковский возраст» пересыщен постельными сценами, даже дружба между подругами замешана, на умении подцепить богатого мужика. Актрисы хорошие, но от сюжета тошнит. Такое , наверное, есть в наше современное капиталистическое время, но не в моём кругу, надеюсь и не в кругу моих детей. Понятия – доброта, мораль, человечность – эти понятия не существуют в куче серий о трёх подругах.
Ханутина
|