Живёт в Германии человек, который до сих пор считает своей Родиной СССР. Это и не удивительно практически всю свою жизнь он прожил на Украине.
Детство и юность прошли в Харькове, потом учился в Харьковском университете. По окончании университета был распределён на работу в школу в деревню Снежки Харьковской области, работал учителем в Луганске и селе Георгиевка. Там же женился, растил двоих детей. Как большинство советских людей был сначала пионером, затем комсомольцем, а позже вступил в КПСС. И всё вроде бы обычно, но характер его постоянно требовал действия. Ну, что необычного в том, что человек преподаёт в школе историю? А видели ли вы, или хотя бы слышали ли вы, что на уроке истории можно петь тему, которую проходишь с ребятами, читать о ней стихи? И это не на одном, каком-нибудь показательном уроке, а каждый день!
Причём и музыку, и стихи учитель сочинял сам. Зачем? А чтобы воздействовать не только на мозг и память ребёнка, а и на его чувства. Когда разбужены эмоции, школьник уже не забудет урок, ему помогут его вспомнить стихи и мелодия.
Начинается урок, и звучат слова, сопровождаемые музыкой:
« И снова урок истории - в минуты сжатые века!
О сколько крови, слёз и горя впитала книжная строка! Сменилось много поколений. Труд и борьба вели вперёд!
Путь указали Маркс и Ленин! Теперь Отчизна нас зовёт!» Затем шёл эмоционально насыщенный урок, а в конце могли звучать слова:
«Ещё одна прочитана страница истории давно минувших дней.
Из прошлого век будущий родится. Мы видим силу ленинских идей!
От старших знамя Коммунизма принимая, вперёд его по жизни понесём.
И пусть когда-то дети изучают, что нашим будет создано трудом!»
Придумка Луганского учителя была так необычна, что ею заинтересовались в Академии педагогических наук. Сколько городов Советского Союза объездил автор удивительной идеи, сколько педагогов по всей стране читали его статьи и книги о методике такого преподавания истории – не счесть! Эта методика фактически была революцией в преподавании истории в школе.
Каждый, кто помнит, как его учили в советской школе, может сказать, что в основу построения любого изложения новой темы лежал принцип: от причин к следствиям. Излагались причины событий, их ход, а затем последствия. Учитель из Луганска всё сделал наоборот. Он вёл ребят от следствий к причинам! Зачем? Для него главным стала задача: научить школьника методу научного познания. Можно сказать, азам диамата и истмата! Для этого нужно было «вписать» философские знания в ткань изучения исторического процесса не искусственно, а органически. А как? Школьники любят детективы. Вот учитель и устраивал им ежедневный детектив. Например, известно, что произошло то-то, но потом выясняется, что неожиданно и внезапно свершились такие-то события. Почему? Вот наше мышление, рассмотрев событие-следствие, должно дать ответ. Из каких принципов исходить? Какие причины найти? Что мы сможем узнать, пользуясь этими принципами?
Этой оригинальной методикой заинтересовался ректор Института психологии В. Давыдов, который о ней рассказал Президенту АПН С.Р. Столетову. И чтобы заслушать автора собрали семинар виднейших психологов в Москве!
Советских передовых учителей всегда интересовало всё новое необычное, интересное. Луганский учитель дал огромное число «открытых уроков» по своей методике. Он придумал, как эмоционально раскрасить законы диалектики для школьников. Если марксизм читался в особых отвлечённых курсах, то здесь он вписывался в живую ткань изучения истории и работал на каждом уроке. Чтобы абстракции легче усваивались, перед глазами ребят был огромный электрифицированный стенд «Овладевай методом познания». На нём высвечивались отдельные этапы, ступени метода в действии. Шло формирование коммунистического мировоззрения школьников. Одновременно ребята учились мыслить. А научить школьника мыслить было самым нужным и интересным и в этой методике и вообще для любого учителя по любому предмету.
Защитить диссертацию, посвятив её своему открытию Феликс Борисович не захотел. Для этого требовалась большая работа с учителями из разных городов, они должны были бы не только опробовать его метод, но длительное время так работать. Командовать другими он не умел, да и не стремился, ему хотелось продолжать заниматься своим открытием дальше, его увлекала практическая работа, поэтому он отверг предложение работать в институте психологии, которое ему сделал ректор этого института. Горелика интересовали встречи с живой педагогической аудиторией в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Талине, Донецке и т.д. – всюду, где он проводил педчтения по своему методу работы со школьниками. Словом, кандидатом наук наш герой не стал, но писать книги, популяризируя, свой метод продолжал.
И тут случилась беда. Один из лучших выпускников Луганской школы, Андрей Линёв, закончив её, пошёл добровольцем на войну в Афганистан и там погиб. Учитель написал балладу о своём ученике, и вся школа пела её в память о герое. Потом он, обошёл все советские учреждения, от которых это зависело, и добился, чтобы именем Андрея назвали улицу города Луганска. 24года , как нет советской власти, а улица Андрея Линёва в Луганске есть и сегодня. Его именем названа школа, где он учился, его огромный портрет, который тоже сделал учитель, до сих пор украшает школу. На всех торжествах в школе глаза Андрея Линёва смотрят в душу теперешних мальчишек и девчонок, как бы давая урок тому, как надо любить свою Землю.
Когда 24 года назад развалился Советский Союз, учитель заболел с горя. У него открылось много разных болезней, но хуже всего было со зрением. На нищенскую пенсию учителя сделать операцию, которая требовалась, было нельзя. Дети к тому времени , уже переехали за границу на постоянное жительство. В 1997 году они забрали к себе отца, чтобы в Германии сделать эту операцию. Вот так случилось, что ему пришлось остаться жить в Германии. Но душа советского учителя, отработавшего 43 года в школе на Украине, осталась в СССР. Он – коммунист, продолжает работать в партии. В первые годы развала и предательства КПСС, ещё в 1991 году, он первым делом стал собирать тех, кто не предал партию. Обклеил весь город приглашениями на партийное собрание. На это его собрание пришли 6 человек из Артёмовского района города Луганска. Причём директор школы тоже бывшая членом КПСС ранее, у которой он проработал много лет, не позволила собраться коммунистам в школе. Эти шесть человек провели своё первое собрание в беседке. С этих шести коммунистов учитель начал возрождать партийную организацию. Но активно в этом участвовать и сегодня он не может, ведь его постоянным местом жительства стала Германия. Однако при каждом удобном случае, при каждой материальной возможности
( он сейчас живёт на государственное пособие, а это небольшие деньги) учитель едет в Луганск к своим коммунистам. В этом году он радостно сообщил, что партийная организация Артёмовского района города насчитывает теперь 300 человек. За последнее время она выросла и главным образом, из-за притока молодёжи. Находясь вдали от Украины, он не забывает свою Родину СССР ни на минуту. Уже вышли десятки его статей о причинах гибели Советского Союза, несколько книг, посвящённых анализу болезни советского общества , приведших к гибели страны. За одну из них, обращённую опять к молодёжи, о которой у него до сих пор болит душа, учитель получил премию имени Ярослава Галана от ЦК КПУ. Книга называлась « Антиучебник к курсам истории». Понятно, что антиучебник против истории современной: против капитализма, антикоммунизма, против лжи об СССР. Книга написана языком очень понятным для молодёжи, с прекрасными примерами из жизни, в каждой строчке чувствуется мудрый учитель, знающий своих молодых читателей. Не зря Горелик Феликс Борисович отработал учителем в школе 43 года.
Этот пожилой человек, разъезжает по городу на велосипеде, чтобы не платить за транспорт, который дорого стоит. Так он экономит средства на издание очередной книги. Феликс Борисович всем сердцем стремится в социализм и в каждой своей работе объясняет молодым, чем социализм лучше капитализма. Когда он ещё до войны в Донецке узнал, что в Молодогвардейском районе Донецкой области целый посёлок остался без отопления , он первым делом поспешил на помощь. Ведь в посёлке проживает учительница, с которой он когда-то был знаком из-за её детского кружка «Уголёк». Женщина эта и сейчас возглавляет агитбригаду, которая по-прежнему называется «Уголёк». Но теперь эта бригада занимается сатирой на современную власть. Учительница имеет дочку, только что вступившую в пионеры. Девочка тоже молодец. Зная, чего от неё ждали учителя «жовто-блокидной незалежной» страны, спрашивая о государственных символах Украины на экзамене, эта юная пионерка ответила:
« Наше знамя красное с серпом и молотом!» Это вместо трезуба и желто-голубого знамени. Саша не побоялась двойки, она настоящая советская пионерка!
При нищенской учительской зарплате в посёлке, которую ещё и не регулярно выплачивали, учительница не имела средств купить себе даже дрова, и обречена была, вместе с дочкой, замерзать, как только настанут холода. Феликс Борисович Горелик из своих сбережений , приготовленных на новую книгу, выслал этой учительнице 500 евро, чтобы она могла приобрести «индивидуальный котёл отопления». Этих денег, конечно, на долго не хватило, но Горелик уже собирает их снова и надеется опять послать свои евро, когда немного накопит. Он снова экономит на всём, включая транспорт, но я уверена, что вновь пошлёт помощь человеку, с которым когда-то познакомился ещё в советское время, а сейчас возобновил знакомство, узнав о её беде.
А недавно, узнав о том, что в Киеве не выплачивают зарплаты и пенсии, он вновь послал практически свои последние «еврики» матери троих детей, с которой был знаком из-за того, что она помогала ему до войны в Новороссии распространять его книги.
Вот такой, наш неугомонный герой! Человек советской души и доброго сердца.
Ханутина
|