Ноомахия сегодня в 14:26
Фрагмент второго тома Ноомахии. Логос Европы. Книгу можно купить через сайт evrazia-books.ru или заказать по телефону 89035275271
Евроцентризм и практика планомерного истребления альтернативных Логосов
В заключение этой главы сведем всю полученную нами картину к единой схеме. Мы получим следующую цивилизационную карту. На ней наглядно видно, как в течение последних 500 лет одна цивилизация – один Логос – распространяет свое влияние на все пространство земли. Это происходит двумя путями:
• через прямое навязывание европейского господства носителям иных цивилизационных систем (в этом случае установление прямого внешнего управления от лица метрополии предшествовало европеизации культурного кода и принудительному внедрению западной рациональности);
• через демонстрацию конкурентных преимуществ стран Запада обществам даже тех цивилизаций, которые до определенного времени сохраняли определенную политическую и культурную независимость (евразийская цивилизация в лице России, исламский мир – в первую очередь, в лице Османской Империи и Ирана, Китай, Япония и ряд иных стран Юго-Восточной Азии), и в этом случае западные ценности, техники и институции заимствовались подчас с прагматической целью отражения давления со стороны Запада, но часто (хотя и не всегда) вслед за этим следовало ослабление и в любом случае попадание в зависимость от того же Запада и иногда к утрате независимости.
В первом случае прямая колонизация предшествовала культурной оккупации, во втором все начиналось с культуры и рациональности (западничество), а заканчивалось колонизацией.
В последние 500 лет истории человечества произошло одно в высшей степени важное явление: один Логос, одна этноцентрическая картина мира (западноевропейская) настолько укрепили свои позиции по отношению к другим Логосам и другим этноцентрумам, что сложилось впечатление о наличии у всего человечества только одной – глобальной – рациональности, одной универсальной идеологии, одной общеобязательной и оптимальной социально-политической, экономической и технологической модели. При этом Логос, претендующий на универсальность, строился отнюдь не на синтетическом включении в себя различных элементов множества цивилизаций и этнических культур (как складывались теории греческих философов, как правило, предварявших занятия философией путешествиями и знакомством с верованиями, обычаями, воззрениями и теологиями иных народов ), а напротив, на предельном упрощении своего собственного исторического содержания и агрессивном навязывании такой редуцированной схемы всем остальным культурам, при полной глухоте к их самобытности, приравниваемой к дикости и варварству. Мы видели, что этноцентризм свойственен любым культурам и обществам, но тот масштаб, в котором Запад эпохи Модерна развернул процесс планетарного истребления культурных систем, начав планомерно уничтожать любой намек на альтернативный Логос, не имеет никаких аналогов в истории иных народов. И в древности сплошь и рядом победившее племя, этнос или народ навязывал побежденным свою веру и свои обычаи, но никогда еще такая практика духовного истребления различий не приобретала всечеловеческого масштаба.
Только один Dasein – западный — брался за образец, причем вместе с его конкретной судьбой, то есть с его «историалом». Этот «историал», то есть путь во времени европейского Dasein'а от досократиков к философии, культуре и политике XX – XXI веков, также принимался за нечто универсальное, что все остальные цивилизации – добровольно или принудительно – обязаны повторить (пусть в ускоренном ритме), пользуясь теми «благами» оккупации, которые «даровал» Запад. Именно поэтому мы испытываем сегодня такие трудности с осмыслением структуры Логоса, с обоснованием самой возможности его множественности – как в вертикальном смысле (три Логоса, исследованные нами в первой книге «Ноомахии»), так и в горизонтальном смысле (допущение наличия своей особой рациональности, своего Логоса и глубже — своего коренного Dasein'а у различных неевропейских цивилизаций). Более того, даже бесконечные богатства самой западной – средиземноморской – культуры и философии, этот «историал» предлагает отбросить как нечто «наивное», «преднаучное», как первые шаги темного человечества в познании той истины, свет которой по-настоящему воссиял лишь с Просвещением, изобретением паровой машины, составлением «Энциклопедии» и началом эпохи «свободной торговли». Только то, что совпадает с актуальным состоянием западноевропейской истории следует брать за абсолютную точку отсчета – даже в том случае, если принцип становления, отождествленный с бытием и делает каждый момент эфемерным по сравнению с последующим.
Понимание такого катастрофического положения дел и заставило лучших мыслителей современного европейского Запада заново поставить вопрос о структуре и природе западного Логоса, о его истоках и связях с мифом, его трансформациях в ходе истории, его отношениях с другими – неевропейскими — цивилизационными формами. Рост осознания аномалии современного Запада шел рука об руку с новыми открытиями и техническими достижениями, с успехами в покорении материи и силовом навязывании всему остальному человечеству свой прямолинейной и грубой воли к власти. Мы легко можем различить в этом нечто знакомое, с чем мы имели дело в первой книге «Ноомахии». Эти ὓβρις, насилие, дерзость, материальная агрессивность, полное отсутствие чувства меры, безудержная воля к власти, доминации, одержимость материальностью и захватом ресурсов, экзальтация количества – типичные признаки титанов. Поэтому карта экспансии западного Логоса на территорию планеты вполне может быть рассмотрена как карта одной из самых успешных военных операций в истории, произведенных армией сынов Матери-Земли.
Наша задача в дальнейшем будет заключаться в следующем. Мы постараемся выявить на нескольких емких примерах структуры самых разных цивилизационных Логосов: как внутри западного культурного круга, так и за его пределами. Тем самым мы постараемся хотя бы отчасти возвратить то, что было подавлено, сметено и почти уничтожено в ходе карательной операции универсалистов по предельной и чрезмерной редукции плюрального человечества к столь упрощенной схеме, что она даже для самого западного человека выглядит уже как пародия на него самого, в которой он перестает себя узнавать.
Наша цель – воскресить Логосы цивилизаций, пробудить альтернативные рациональности от глубокого и – и сплошь и рядом не совсем добровольного – сна.
Но прежде, чем мы плотную приступим к исследованию плюрализма Логосов, нам следует сделать краткий обобщающий обзор тех мыслителей, которые задавались до нас подобной задачей и которые получили на этом пути ценные результаты. Эти результаты и методики могут быть чрезвычайно полезными для решения нашей главной задачи и служить нам в дальнейшем путеводной нитью.
|