Природа нравственности двойственна. С одной стороны, нравственность как совокупность позитивных духовных и душевных качеств свойственна некоторым людям и сообществам на генетическом уровне, в виде унаследованных от предшествующих поколений свойств психики или ВРОЖДЕННОГО уровня развития сознания. С другой стороны, жизненное влияние условий среды проживания [к чему, кстати, относится и воспитание] в виде действующих в обществе правил, норм, установок и стереотипов социального поведения, в зависимости от их направленности, могут способствовать как развитию нравственности, так и ее деградации. Есть и другие нюансы заключающиеся в том, что некоторые люди (группы) не в состоянии к усвоению нравственности генетически. Устройство и работа их психики, обусловленные генетической наследственностью, не позволяют этого добиться. Сколько не воспитывай нравственность у каннибалов, при прекращении такого воспитания они возьмутся за старое - пожирание себе подобных. Так что воспитание не является панацеей в данном случае, и это надо учитывать. К тому же в современном обществе сформировались целые наследственные кластеры социальных "каннибалов", готовых "сожрать" любого ради личной выгоды и собственных интересов. Поэтому воздействие воспитания для людей подобного рода все равно, что мертвому припарка. В человеческом плане они безвозвратно потеряны для общества, им свойственно лишь понимание закона силы и личного выживания. На уровне безусловных рефлексов на них могут воздействовать только методы принуждения. |