Если рассматривать различные варианты справедливого мироустройства, то надо понимать, что социализм и коммунизм далеко не единственные и, вероятно, не самые идеальные варианты этого. Могут существовать и другие возможности установления гармоничного социального строя, позволяющего обществу развиваться согласно уже известным законам (канонам) Мироздания, а не на основе придуманных самими людьми законов, которые отражают лишь их субъективное миропонимание далекое от объективности. Следует констатировать, что нынешний этап развития человеческой цивилизации характеризуется неуемным стремлением людей к материальному (злоу)потреблению и расточительной бездумной эксплуатацией природных ресурсов. Естественно, что такое положение дел в немалой степени обусловлено существенным отклонением от прежних нравственных устоев и ориентиров, которые рассматриваются значительной частью новых поколений, как отжившие себя "рудименты" общественного развития. А что можно считать той ментальной основой, на которой зиждется нравственность? В немалой степени на МЕРЕ понимания НЕОБХОДИМОГО и ДОСТАТОЧНОГО для обеспечения собственного нормального существования, жизни своей семьи, общества, всей цивилизации в целом. Принцип меры (соразмерности, умеренности, баланса) во всех его проявлениях является одним из основных законов Мироздания. И именно его не хватает сегодня, чтобы обуздать неуемное человеческое эго, способное в своих чрезмерных материальных устремлениях и поисках внешних врагов, разрушить биосферу планеты. Исходя из выше описанного, новое общественное устройство, которое, возможно, прийдет на смену капитализму могло бы называться, к примеру, МЕРАЭТИЗМ. Для русскоязычных понимание этого термина не составит труда: МЕРАЭТИЗМ = МЕРА + ЭТИКА. Это означает, что при названном общественном строе МЕРА во всех ее проявлениях будет лежать в основе правил и норм социального поведения, т.е. ЭТИКИ. В целом же этот принцип МЕРЫ должен распространяться и на функционирование субъектов хозяйственной деятельности. Соответственно, и экономическая деятельность государства при МЕРАЭТИЗМЕ должна строиться по принципу необходимого и достаточного, когда производится товаров и услуг ровно в НЕОБХОДИМОМ количестве, ДОСТАТОЧНОМ для нормального жизнеобеспечения людей, но не более того. И здесь опыт государственного планового хозяйствования, действовавшего в бытность СССР в лице Госплана, может быть как нельзя кстати. Само собой, что сознательное привитие понимания закона меры должно иметь место в государственной системе воспитания, образования и массовой информации. В идеальным же варианте после "созревания" общественного сознания представляется возможным постепенно отказаться от денежных взаимоотношений на внутригосударственном уровне. У населения должен быть равный бесплатный доступ к материальным, технологическим, культурным и духовным благам, являющихся общественным достоянием, а не объектами частной собственности. При этом доступ к материальным и технологическим благам все-таки надлежит контролировать во избежание нарушений принципа необходимого и достаточного, которые в любом случае будут происходить из-за различия в уровне развития сознания людей. Да, на сегодняшний день все вышеизложенное может рассматриваться, как утопия. Однако не стоит забывать, что социализм, как возможная форма общественного развития, тоже когда-то считался утопией. |