Оглавление
Экономика: есть ли основания для оптимизма?
Борьба в верхах и меры по упорядочению политического пространства
charsov.livejournal.com 03.11.2015 19:21
Экономика: есть ли основания для оптимизма?
В начале прошедшего месяца российские власти почувствовали себя более уверенно в связи с тем, что наметился некоторый рост мировых цен на нефть, главный источник пополнения российского бюджета, закрепившихся, было, на уровне 53–54 доллара за баррель. В связи с этим у ЦБ и правительства возникла надежда на возможность снижения Центробанком ставки рефинансирования, что могло бы сделать финансовые ресурсы более доступными для бизнеса, оживив экономику. Но в конце месяца Центробанк всё же отказался от этой идеи и решил сохранить базовую ставку на прежнем уровне. ЦБ также намекнул, что вновь готов начать пополнение своих резервов, чтобы не допустить снижения курса доллара ниже 60 рублей за доллар. В этом, мол, не заинтересованы нефтяные компании и правительство, которому легче исполнять бюджет в условиях низкого курса национальной валюты.
Фонды, инвестирующие в Россию, на волне роста цен на нефть вновь начали скупать акции российских нефтегазовых компаний. С конца сентября эти фонды приобрели российские акции на сумму 100,5 млн. долларов, побив апрельский рекорд. Тогда же сенсацию вызвало сообщение Банка России, который впервые за последние 5 лет зафиксировал квартальный приток капитала, составивший 5,3 млрд. долларов. Однако уже к концу первой недели октября цены на нефть снизились на фоне сезонного выравнивания закупок нефти нефтеперерабатывающими предприятиями США и Европы. В начале октября (вслед за ростом в сентябре спроса на нефтепродукты), как правило, начинают расти объёмы переработки нефти. Этот сезонный фактор и обусловил незначительную позитивную динамику цен на нефтяном рынке, которая быстро вернулась к некомфортному для России уровню цен ниже 50 долларов за баррель вслед за увеличением предложения.
В конце октября американская инвестиционная компания Goldman Sachs предупредила о предстоящем новом обвале цен на нефть, по причине снижения спроса на неё со стороны нефтеперерабатывающих предприятий, ввиду того, что они, скупая подешевевшую нефть, накопили запасы сырья, и не имеют больше свободных емкостей для его хранения. Мнение о возможности падения цен на нефть ниже отметки в 40 долларов высказали и в Центральном Банке РФ. Но даже при нынешних, относительно устойчивых ценах на нефть в пределах 45–50 долларов за баррель, Россия в результате конфронтации с Западом и ухудшения отношений с нефтедобывающими монархиями Персидского залива, стала терять рынки Восточной Европы. Так, в октябре поставки нефти в Польшу начала Саудовская Аравия, потеснив позиции российских компаний в этой стране. Было заявлено и о том, что в ближайшее время страны Балтии откажутся от импорта газа из России и перейдут на потребление сжиженного газа, который они будут получать через Литву.
Тем не менее, заряд оптимизма, полученный российскими властями в начале месяца, продолжал действовать довольно долго. В течение прошедшего месяца участились заявления российских официальных лиц о том, что пик кризиса уже пройден, и экономика России достигла «дна», хотя на самом деле в годовом выражении она продолжает падение, хотя и с замедлением. Оптимистично оценил состояние и перспективы национальной экономики В.Путин, выступая 13 октября на VII Инвестиционном форуме «Россия зовёт!». По его словам, ныне экономика уже достигла «дна» и в ближайшие годы пойдёт в рост.
По мнению экономистов, оптимистичные заявления представителей российской власти исходили из того, что, поскольку современная экономика во многом представляет собой экономику настроений, необходимо привлечь инвесторов, убедив их в наличии позитивных тенденций в экономической жизни России, и сформировать у них чувство уверенности в завтрашнем дне. Дело ещё и в том, что серьёзные искажения в оценку экономической ситуации и тенденций её развития вносят диспропорции в структуре российского ВВП, в частности, объём выпуска продукции оборонной промышленностью, создающий иллюзию преодоления кризиса. Так, ряд экономистов, сопоставляя месячные показатели, которые росли в течение последних трёх месяцев, приходят к выводу, что кризис в российской экономике закончился, и она вошла в фазу роста. В действительности, однако, рост наблюдается, прежде всего, в секторе ОПК. В то же время в других секторах, работающих на внутренний спрос, продолжался спад.
В связи с этим глава Минэкономразвития А.Улюкаев указал на несбалансированность бюджета на следующий 2016 год. По его мнению, этот бюджет унаследовал недостатки, присущие всем бюджетам последних лет (видимо, отсчёт идёт с 2012 года, когда был запущен процесс перевооружения армии). По словам министра, в этих бюджетах постоянно сокращается доля производительных расходов в инвестициях, иначе говоря, происходит рост расходов на ОПК, безопасность и т.д.
В гражданском секторе экономики складывается иная ситуация. Например, прибыль компаний в годовом исчислении за 8 месяцев упала на 77%, а опросы настроений руководителей предприятий, проведённые в октябре Институтом экономической политики им. Е.Гайдара и Росстатом, зафиксировали, что индекс оптимистических ожиданий, считающийся признаком снижения деловой активности и углубляющегося спада экономики, продолжил падение.
Несмотря на оптимистические заявления российских властей, иностранные инвесторы давно потеряли к ним доверие. Так, по данным британской компании Global Council, исследовавшей отчёты 46 транснациональных корпораций, работающих в России, многие из них в будущем году могут уйти из российской экономики. Помимо ухудшающейся бизнес–среды, инвесторы не могут не учитывать возможного влияния факторов, которые способны усилить негативные тенденции в развитии российской экономики. Так, очевидно, что одним из таких факторов стала российская операция в Сирии. Несмотря на заявления официальных властей, что она финансируется из бюджета, предназначенного на обеспечение военных учений, независимые аналитики сомневаются в истинности подобных утверждений. По оценкам британских экспертов, сирийская операция может обходиться России до 4 млн. долларов в день, по оценкам агентства РБК — 2,5 млн. долларов. При таких расходах дополнительные бюджетные траты неизбежны, и участие России в войне в Сирии подхлёстывает обороты производства военной продукции.
К концу месяца, однако, представители правительства России сами перешли к мрачным прогнозам. Так, по оценкам министерства экономического развития российская экономика может испытать ещё один шок, если цена на нефть опустится до 40 долларов за баррель. Глава Минфина А.Силуанов предупредил, что в 2016 г. Резервный фонд может быть полностью исчерпан, и Россия окажется без финансовых резервов, иначе говоря, на грани острого бюджетного кризиса, который будет весьма сложно преодолеть такими средствами, как увеличение доходов или сокращение расходов.
Увеличить доходы в условиях экономического спада можно с помощью повышения сбора налогов, но повысить их можно лишь за счёт компаний–экспортёров (компании, работающие на внутренний рынок, этого сделать не в состоянии). Фактически увеличить налоги в текущей ситуации можно только за счёт нефтяных компаний, но вовсе не в том объёме, который необходим для покрытия дефицита бюджета. В противном случае будет прерван инвестиционный цикл, и ТЭК начнёт коллапсировать. Сократить расходы можно только за счёт социальной части бюджета и ОПК (всё остальное уже урезано), однако, сокращение социальных обязательств (пенсий) может вызвать дестабилизацию социальной ситуации, а секвестр оборонного бюджета повлечёт за собой внешнеполитическую капитуляцию Кремля с последующими внутриполитическими осложнениями.
В такой ситуации способом преодоления бюджетного кризиса является наращивание инфляции. Поэтому не случайно Минфин в конце октября заговорил о возможности новой девальвации рубля. Заместитель министра финансов РФ А.Моисеев заявил 28 октября, что ожидает в конце года очередного ослабления рубля на фоне сезонных факторов и динамики нефти. Девальвация повысит рублёвые доходы бюджета от экспорта и позволит выполнить бюджет за счёт снижения реальных располагаемых доходов населения. Статистические данные, обнародованные в конце октября, позволяют сделать вывод, что Россия погружается в стагфляцию. Между тем, Минэкономразвития 28 октября сообщило, что продолжающееся падение реальных доходов (они снижаются уже 11 месяцев подряд и в сентябре, по сравнению с августом, упали ещё на 0,6%) заставило россиян перейти на «сберегательную модель поведения». Иначе говоря, россияне стали больше откладывать на чёрный день и сократили расходы на всё, что не относится к предметам первой необходимости, т.е. снизили спрос, являющийся главным драйвером развития, роста экономики. Исходя из этого, эксперты делают вывод о том, что в ближайшие годы рост в российской экономике маловероятен.
Но, несмотря на ухудшающееся положение национальной экономики, правительство продолжало действовать в прежней парадигме, импульсивно реагируя на те или иные проблемы. Никакой антикризисной стратегии кабмин так и не предложил. Д.Медведев вынужден был признать, что у России пока не получается переход от сырьевой экономики к инновационной. По мнению аналитиков, отсутствие внятной антикризисной политики у правительства объясняется тем, что стратегические решения по проблемам экономического развития может принять только В.Путин. Но в настоящее время он сосредоточен на международной политике и проблемах безопасности. Более того, как полагают некоторые наблюдатели, В.Путин убеждён, что кризисная ситуация в экономике — это временное явление, и в скором будущем положение улучшится, поскольку после нынешнего падения, цены на энергоносители снова пойдут вверх. Веру в этот постулат, правда, не разделяют некоторые министры. Так, А.Улюкаев утверждает, что низкие цены на энергоносители останутся на долгие годы. Что касается позиции Д.Медведева, то он обеспокоен в первую очередь своим политическим выживанием и потому избегает какой–либо ответственности, в том числе за принятие стратегических решений.
В ситуации, когда у правительства отсутствует стратегическое видение антикризисной политики, оживились сторонники мобилизационной экономики. Так, члены Столыпинского клуба, в котором заметную роль играет советник президента по экономике С.Глазьев, подготовили доклад с предложением перейти к инфляционному финансированию экономики в размере 1,5 трлн. рублей, которые предлагается напечатать. По их мнению, это обеспечит переход национальной экономики к высоким темпам роста.
В прошедшем месяце правительство, похоже, после долгих колебаний и обсуждений, решилось сделать шаг в направлении повышения пенсионного возраста. Д.Медведев заявил, что пенсионный возраст будет повышен для госслужащих. Председатель правительства обратился к депутатам Госдумы рассмотреть это предложение. Однако при этом он не пояснил, что Минфин, выступивший с этой инициативой, одновременно предполагает и увеличение трудового стажа, в соответствии с которым госслужащие будут получать право на повышенную пенсию, и ликвидацию различных надбавок. В совокупности все эти намечаемые меры дадут существенную экономию для госбюджета.
В октябре правительство было вынуждено пойти на некоторое ослабление продовольственных контрсанкций в отношении импорта продуктов из западных стран. Так, было заявлено о том, что в Россию возобновятся поставки швейцарских сыров и мяса, а также частично лосося из Норвегии. Фактически это означало признание неудачи политики импортозамещения по этим видам сельхозпродукции, а также попыток её замещения импортом из других стран.
Борьба в верхах и меры по упорядочению политического пространства
Вопреки многим прогнозам, усиление борьбы в верхах в России стало набирать обороты не из–за принципиальных разногласий, которые могли возникнуть в связи с внешне– и внутриполитическим курсом страны. В этой части разногласия, если и существуют, то незначительны, не оказывают влияния на практическую политику и не имеют выходов в публичную сферу. Главным источником конфликтов в верхах становится схватка за контроль над ресурсами. Индикатором обострившейся борьбы в верхах явилось увеличение компромата, вбрасываемого в СМИ на высокопоставленных представителей властной элиты (например, Т.Голикову, С.Шойгу, С.Собянина). Особенно много негатива было выплеснуто на С.Собянина в связи с пятилетием его руководства Москвой в качестве мэра.
Но, несмотря на то, что борьба в верхах, судя по всему, всё более отчётливо приобретает характер «войны всех против всех», наблюдатели отметили заметный рост влияния С.Иванова, который чаще стал выступать с важными заявлениями и комментариями о политике страны. Напротив, влияние В.Володина сузилось до подготовки к новому избирательному циклу и текущему руководству партийной жизнью, вопросов взаимодействия между Кремлём и региональными властями.
Среди внутриэлитных конфликтов, получивших широкую публичную огласку, важнейшим эпизодом стала схватка за оказавшуюся в сложном положении авиакомпанию «Трансаэро». Уже в сентябре было понятно, что реализация первоначальной схемы, предполагавшей практически бесплатное поглощение этой компании «Аэрофлотом» и создание монополиста на рынке авиационных перевозок, столкнулось с серьёзным сопротивлением влиятельных групп. В октябре картина борьбы стала приобретать всё более сложный и запутанный характер. Против «Аэрофлота», не желавшего платить огромные долги «Трансаэро», выступил альянс крупнейших кредиторов в лице Сбербанка, ВТБ и «Альфа–банка». Они стали отстаивать идею банкротства «Трансаэро». Правительство, по–видимому, решило занять компромиссную позицию, предполагавшую передачу «Аэрофлоту» наиболее привлекательных маршрутов, выполнявшихся «Трансаэро», вместе с частью её самолетного парка, и одновременно процедуру банкротства этой компании, дающую ведущим банкам–кредиторам возможность вернуть долги.
Однако вне рамок такого решения оказались интересы банка МФК, контролируемого М.Прохоровым, в котором, как утверждают, присутствуют и интересы главы «Ростеха» С.Чемезова. М.Прохоров выдвинул идею реструктуризации компании и замены с этой целью её менеджмента, обосновав свои предложения необходимостью сохранения конкурентности на российском рынке авиаперевозок. Однако правительство РФ отвергло эти предложения. В конце сентября проект реструктуризации предложил совладелец третьей по величине группы авиа-компаний России — «Сибирь» В.Филёв. По его плану «Трансаэро» после реструктуризации должна слиться с компанией S7, что приведёт к созданию на рынке авиаперевозок конкуренции по существу двух равновеликих компаний — «Аэрофлота» и S7. По имеющейся информации, за В.Филёвым стояла «Альфа–групп», решившая покинуть группу банков–кредиторов, в которой верховодили Сбербанк и ВТБ. Но и в этой ситуации правительство снова встало на сторону «Аэрофлота» и госбанков. 26 октября Росавиация лишила «Трансаэро» сертификационных документов на полёты. И хотя конфликт ещё далек от завершения, уже сейчас можно сделать некоторые обобщения.
Во–первых, конфликт вокруг «Трансаэро» показал, что борьба за сокращающиеся деньги и активы, принимая ожесточённые формы, начинает затрагивать верхушку элиты (С.Чемезов, Г.Греф, И.Шувалов, М.Фридман).
Во–вторых, реализуя свои групповые интересы, конфликтующие группы меньше всего думают о последствиях, которые могут иметь результаты борьбы за активы. Так, прекращение полётов «Трансаэро» привело к удорожанию билетов, оказавшемуся особенно чувствительным для жителей Дальнего Востока. Губернатор Приморья В.Миклушевский даже просил федеральные власти ввести дополнительные рейсы во Владивосток, чтобы разрядить ситуацию и снизить цены.
Судя по всему, обостряется борьба и вокруг «Газпрома», позиции которого на важнейшем для концерна европейском рынке в последнее время ослабли, а перспективы строительства нового газопровода в Турцию по–прежнему представляются туманными. «Газпром» резко опустился с 4–го на 43–е место в рейтинге мировых энергетических компаний. В этих условиях «Роснефть», НОВАТЭК, другие нефтегазовые корпорации, заинтересованные в разделении «Газпрома» на производственную и транспортную компании, усилили натиск на Кремль с целью добиться от него этого решения. Российские СМИ даже сообщали, что в конце месяца В.Путин, скорее всего, примет это историческое решение, чего, впрочем, не случилось. Это, однако, не означает, что борьба вокруг возможного разделения «Газпрома» закончилась.
Широкий резонанс в обществе и политических кругах приобрело, казалось бы, «ЧП районного масштаба», когда в Красногорском районе Московской области местный предприниматель А.Георгадзе застрелил заместителя главы администрации района Ю.Караулова, начальника «Красногорских электросетей» В.Котляренко за отказ подключать построенные его компанией дома к электрическим сетям. В обществе это событие было воспринято неоднозначно. По мнению аналитиков, многие восприняли преступление, совершённое А.Георгадзе, чуть ли ни как акт справедливости, поскольку коррупция в России приняла такие масштабы, что бороться с ней стало невозможно. В других публикациях по делу «красногорского стрелка» указывалось, что на самом деле руководители района, имевшие деловые связи с предпринимателем, в нынешнем году утратили контроль над строительными контрактами, который перешёл к областной администрации.
Сама логика внутриполитического развития России, определяемая сокращением финансовых ресурсов, и обострившаяся борьба за них подталкивали властную элиту к наращиванию инструментов политического контроля. Одним из направлений этого курса явилось продолжение усилий, нацеленных на национализацию элит. В принятом в октябре Госдумой правительственном законопроекте, предусматривающем ужесточение наказания депутатского корпуса всех уровней за несвоевременное предоставление декларации о своих доходах и доходов членов семей, содержится и другой важный пункт. Закон обязывает депутатов всех уровней (работающих на постоянной и непостоянной основе), и лиц, замещающих муниципальные должности, предоставлять декларации о доходах, информировать о наличии конфликта интересов и закрыть счета за рубежом. Депутатам и муниципальным служащим даётся три месяца на то, чтобы закрыть счета за границей и продать ценные бумаги, а также вернуть хранящиеся там деньги и ценности в России. В случае отказа они будут обязаны досрочно прекратить полномочия.
Курс на национализацию элит обсуждался на встрече руководителей фракций «Единой России» в законодательных собраниях регионов в связи с изменениями в антикоррупционном законодательстве, расширяющими перечень лиц, которые обязаны сдавать декларации, писать заявления о конфликте интересов и избавляться от счетов и активов за рубежом. Выступая на этой встрече, В.Володин подчеркнул, что необходимо отсеивать людей, которые идут на выборы не из политических и социальных соображений, а для удовлетворения своих бизнес–интересов и карьерных целей, не думая о тех людях, которые их выбирают. Отсутствие таких жёстких требований, подчеркнул куратор внутренней политики, привело к тому, что мэр Южно–Сахалинска, например, имел грин–карту США, а жена и дочь у него живут в Америке.
В то же время, наряду с курсом на национализацию элит начата и реализация курса на обособление элиты. В связи с расширяющимся фронтом войны компроматов и нарастающим потоком информации о сомнительном происхождении доходов представителей властной элиты, о незаконности оснований, по которым они владеют дорогими объектами недвижимости (особенно активен на этом направлении Фонд борьбы с коррупцией А.Навального), ФСБ и правительство решили навести порядок в этой сфере. Они поддержали идею закрытия доступа граждан к реестру недвижимости, фактически признав, что у элиты имеются особые привилегии, которые не должны быть известны обществу, а лишь компетентным органам. Такой шаг, однако, может вызвать волну недостоверных слухов, незаслуженно порочащих тех или иных членов элиты, а компетентные органы могут начать различными способами коммерциализировать имеющиеся в их распоряжении базы данных.
Логика политического контроля находила отражение и в расширении полномочий силовых структур; усилении пропагандистского давления на общественное мнение; в новых ограничениях для структур, функционирование которых не контролируется правительственными институтами.
Так, октябрьские события показали, что силовые структуры намерены и дальше добиваться расширения своих полномочий. По инициативе ФСИН, несмотря на протесты правозащитных организаций и либеральных партий, Госдума в первом чтении приняла законопроект, расширяющий применение силы и спецсредств против заключённых. СКР предложил расширить российскую юрисдикцию и на другие страны.
Увеличилась активность государства по линии усиления пропагандистской составляющей. В частности, объявлено о завершении разработки и начале реализации новой программы патриотического воспитания молодёжи. В.Путин подписал указ о введении комплекса ГТО. Реагируя на обращение всех фракций Госдумы, президент принял решение создать в стране единую детско–юношескую организацию — «Российское движение школьников», учредителем которой стала Росмолодёжь. Соответствующий указ был подписан в день рождения комсомола, 29 октября. Возрождение пионерии и тому подобные инициативы логично вписываются в политическую систему, созданную командой В.Путина для стабилизации своего положения в системе властных и имущественных отношений. 8 октября на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России» В.Путин заявил, что главной задачей гуманитариев является воспитание патриотизма. Позднее Минобразования разъяснило, что педагоги должны воспитывать молодое поколение в соответствии «с российскими ценностями».
Продолжилось давление государства на неправительственный сектор, в первую очередь — ту его часть, деятельность которой не санкционирована сверху. Минюст выступил с предложением закрывать некоторые НКО, имеющие статус «иностранных агентов», без судебного решения, если деятельность этих НКО будет представлять общественную опасность. В соответствии с принятым законом «О нежелательных организациях», Совет Федерации решил расширить список таких структур. По предварительной версии, ставшей достоянием СМИ, в этом списке, наряду с террористическим ИГ, может оказаться «Открытая Россия» М.Ходорковского.
Широкий резонанс в общественных кругах, включая протесты со стороны участников российского «Пен–клуба», вызвал скандал вокруг Библиотеки украинской литературы в Москве, в которой 28 октября правоохранительные органы провели обыски на предмет изъятия экстремистской антироссийской литературы. По итогам этих мероприятий была задержана директор библиотеки Н.Шарина. Однако вскоре выяснилось, что в своё время она была назначена на свою должность как раз для борьбы с «бандеровщиной» и чистки фондов библиотеки. Не случайно прокуратура опротестовала арест Н.Шариной.
Усилилось давление на оппозиционную часть крымских татар. Власти ведут дело к тому, чтобы ликвидировать Меджлис крымско–татарского народа, основанный в 1991 г. для представительства интересов крымских татар перед украинской и крымской властью, а также в международных организациях. В частности, Общественная палата направила в Генпрокуратуру обращение с просьбой проверить деятельность Меджлиса на предмет экстремизма. Прокуратура Крыма возбудила уголовное дело против председателя Меджлиса Р.Чубарова, проживающего в настоящее время на Украине.
В октябре заметно усилилось давление властных структур на русские националистические организации и наиболее заметных фигур в националистическом лагере. По–видимому, это вызвано тем, что в российских верхах осознали, что в условиях ухудшающегося социально–экономического положения в стране, «разогретых», но не сбывшихся общественных ожиданий, связанных с событиями в Донбассе, в России может начать формироваться мощная и агрессивная оппозиция существующему политическому режиму со стороны радикальных националистов.
Реагируя на активность националистов, власти в ряде городов отказались согласовывать «русские марши», намеченные на День народного единства (4 ноября). ФСБ предъявила 28 октября обвинение в экстремизме экс–главе комитета по печати России Б.Миронову. В тот же день, 28 октября, Мосгорсуд признал экстремистским движение «Русские» Д.Дёмушкина и А.Белова (Поткина). В связи с усилением борьбы с национализмом, руководство ЛДПР решило переформатировать агитацию партии, сменив националистическую риторику на центристскую. Началось выдавливание из публичной сферы движения «Новороссия» И.Стрелкова, который оказался в орбите влияния главы Центра научной и поли-тической мысли и идеологии С.Сулакшина, пытающегося создать «партию нового типа».
Одновременно на федеральных телевизионных каналах началась кампания с целью привлечь внимание к сталинским политическим репрессиям. Было принято решение об установлении монумента в память жертвам репрессий. Наиболее раскрученные медийные персоны, которых принято считать влиятельными проводниками идей сталинизма — С.Кургинян и Н.Стариков практически исчезли из эфира.
Власть продемонстрировала, что намерена и дальше поддерживать традиционные религиозные конфессии в стране, видя в них важный инструмент поддержки существующего порядка. В.Путин направил в Госдуму проект закона, запрещающий критиковать священные тексты основных конфессий, представленных в России (христианства, ислама, иудаизма, буддизма). По мнению наблюдателей, принятие такого закона в то же время создаст условия для расширения вмешательства некоторых акторов, таких как РПЦ, Р.Кадыров в текущую политику.
Внимание общественности привлекло и рукоположение в епископы духовника В.Путина, архимандрита Тихона (Шевкунова). В этой связи стало обсуждаться предположение, что нынешний владыка Кирилл может оставить патриарший престол и уступить его гораздо более близкому власти Тихону.
Встречной активизации оппозиционных кругов либеральной направленности в прошедшем месяце не наблюдалось. Можно лишь отметить предложенный Комитетом гражданских инициатив (КГИ) А.Кудрина вариант реформирования избирательной системы страны, предусматривающий снижение избирательного барьера для партий до 3% и переход к многомандатным избирательным округам. Реализация этой идеи теоретически могла бы оживить партийную жизнь и конкуренцию. Однако запроса на подобную реформу со стороны властных элит, стремящихся к сохранению статус–кво, в настоящее время нет, и не предвидится.
Начало военной операции в Сирии стало новым важным фактором, влияющим как на международное, так и внутриполитическое положение России. Она вряд ли улучшит отношения России с Западом и странами исламского мира, и, скорее всего, станет дополнительным бременем для продолжающей находиться в кризисе российской экономики. В этой связи главный вопрос, имеющий огромное значение, как для внешней, так и для внутренней политики России, будет состоять в том, как поведёт себя руководство страны, если станет очевидным, что добиться ни военных, ни политических целей в Сирии не получается.
Темы части 1:
Новая главная тема политической повестки дня.
Вовлечение России в сирийский конфликт и его первые итоги.
|