boris-yakemenko.livejournal.com 23.02.2015 19:13
У художника Н.Дубовского есть известная картина «Притихло», замечательно передающая захватывающее чувство, которое овладевает душой в тот недолгий момент, когда наступает тишина перед большой грозой. Все замерло, склонилось и благодарно ждет первого удара грома, блеска молнии, внезапного порыва ветра, тяжелых капель очистительного, волнующего сердце и душу дождя. Именно так можно представить период Великого Поста.
Того времени, когда, не надеясь на наши силы и сознавая переменчивость наших чувств и нетвердость натуры, сам Господь приходит на помощь и начинает очищать наши души и сердца, готовя нас к принятию грядущего Воскресения Христова, ибо «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1.4). Утихают страсти и сиюминутные чувства, успокаивается сердце, откладывается всякое житейское попечение. Человек и Бог становятся ближе, начинают вглядываться друг в друга и человек под этим взглядом вдруг находит в себе под сиюминутными наслоениями то, что порой казалось ему неважным, несущественным, устарелым. Под временем он обнаруживает вечность и начинает понимать, что ценно по настоящему лишь то, что вечно, то, что имеет своим источником Бога, который есть любовь. Любовь преображающая, та, которая подставляет щеку и идет три поприща и прощает до семидесяти семи раз.
К дням Великого Поста очень подходит эпизод из Книги Царств (3 Цар. 19.12), в котором рассказывается о том, как Господь явился пророку Илии на горе Хорив. Была буря, был огонь, было землетрясение, но в них не было Бога. А затем, когда все утихло, был «глас хлада тонка» и в нем был Бог. Сейчас наступило время именно этого «гласа хлада тонка», осторожно касающегося разгоряченного сердца, который почувствовать можно только в тишине и покое. «Вот стою у двери и стучу: если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мной» (Песн.5.2, Иоан. 14.23) Пост дает возможность услышать этот негромкий стук, почувствовать, как коснулся души тот самый еле заметный тонкий хлад и отворить. Выйти навстречу. И сказать. «Господи, верую. Помоги моему неверию». (Мк.9.24)
В наше время во всех ресторанах появились постные меню. Появились постные фуа-гра и постные кофе латте. Правильно это или нет – решать каждому для себя. Просто хотелось бы напомнить слова великого Иоанна Златоуста: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает».
Стоит напомнить, что пост означает не только телесное, но и духовное воздержание – постом стараются не ссориться, избегать праздных разговоров и развлечений, чаще ходить в храмы, исповедоваться и причащаться. Нередко для человека того времени на первом месте по значению была именно духовная составляющая поста, а пост телесный лишь дополнял ее. Не случайно в Рязанской губернии бытовала поговорка: «Лучше рыбу есть постом, чем обидеть рыбака».
У отца Александра Ельчанинова в его "Записях" есть несколько очень точных мыслей по поводу поста: "Смысл поста — послушание Церкви... упражнение воли, самоограничение, отказ, жертва... Существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост, как неядение того-то итого-то или как лишение себя чего-либо в виде наказания: пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью, и этим облегчить свое приближение к Богу. Как в наркозе, в опьянении, во сне, так и в посте человек проявляет себя. У одних проявляются высшие способности духа, другие делаются только раздражительны и злы; — пост открывает истинную сущность человека.
Работа, правильно-религиозно поставленная, не может привести к переутомлению, неврастении или сердечной болезни. Если это есть, то это знак, что человек работает "во имя свое" — надеясь на свои силы, свой шарм, красноречие, доброту, а не на благодать Божию. Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа. Карузо пел без утомления; Пушкин не мог сказать, что писание стихов утомительно; соловей поет всю ночь, но к утру его голос не слабеет. Если мы устаем от нашего дела, от общения с людьми, от разговора, от молитвы — это только потому, что душа наша "неправильно поставлена". Бывают голоса, "поставленные" от природы; другим приходится добиваться того же продолжительными трудами, искусственными упражнениями. Так и с душой".
Как понять, правильно ли прошел Пост, принес ли он пользу душе? Отец Александр Ельчанинов отмечает, что если жаль заканчивающегося поста - значит, он был полезен. "Мне всегда грустно от этого постепенного убывания духовной жизни после Пасхи, - пишет он. - Сначала нарастание духовных сил по мере углубления в Великий пост. Все внутреннее делается много легче, чище и спокойнее на душе, больше любви, лучше молитва. Потом — всегда необыкновенные дни Страстной недели, потом пасхальная радость... Но вот наступает суббота Светлой недели, закрываются врата алтаря, как будто запираются двери небесные, и все становится труднее, душа ослабевает, малодушествует, ленится, всякое духовное усилие становится трудным.
... Так грустно всегда расставаться с Постом и с пасхальной неделей. Я всегда тяжело переживаю и закрытие врат в алтаре в субботу Фоминой, и вообще конец пасхальной седмицы. Хоть и поют еще "Христос Воскрес", но все делается труднее, как будто действительно снова затворились двери Царствия, открывшиеся было навстречу усилиям и подвигам поста. Люди с какой-то усиленной жадностью опять погружаются в земное, в суету, церкви пустеют".
Всех с началом Великого Поста.
|