08.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Часть 1. Теоретические (мировоззренческие) предпосылки прогноза. 09.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Часть 2. Простота хуже воровства 10.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Часть 4. Главные действующие лица и исполнители (начало) 10.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Часть 5. Главные действующие лица и исполнители (окончание) 11.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Часть 6. Что нам стоит, дом построить? (начало) 12.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Часть 7. Что нам стоит, дом построить? (окончание) 12.07.13 Взгляд на "Зазеркалье": Человечество – осознание будущего. Послесловие.
Оригинал chipstone.livejournal.com 09.07.2013 16:05
В нашем мире главными действующими лицами является пара противоположных по смыслу типа энергий, которые я называю Инферно и Любовь, а также два типа соответствующих этим энергиям общественных конструкций, Солидарное и Конкурентное общество. На протяжении всей известной нам истории между этими энергиями и между этими типами общественного устройства идет непримиримая борьба за право объединить человечество. А именно объединение человечества при определенных условиях и является обязательным для выхода на следующий уровень «Игры». Но объединение это лишь форма. Определяющим является содержание такого общества. Оно должно обладать, как минимум, двумя принципиальными характеристиками.
Первое это гармонизированная структура самого общества. Что это такое я достаточно подробно описал в серии «Неклассическая теория систем». Сейчас лишь дополню, что внутренние конфликты такой структуры настолько сбалансированы, что при любом внешнем воздействии вся система лишь становится крепче, подпитываясь энергией давления. И чем больше давление, тем крепче структура.
Второе, это творческий потенциал такого общества, достигший определенного порогового уровня. Каким именно он должен быть, не скажу, да и в каких единицах его измерить не знаю, но уверен, что именно наличие и развитость творческого потенциала является приоритетом для выхода цивилизации из замкнутого круга перерождений.
Но ведь что такое творческий потенциал?
Во-первых, это некий уровень развития Разума. Он должен обладать сбалансированным умением использовать как абстрактное, так и образное мышление. Первое способно на создание того, что еще не существует. Второе обладает способностью мгновенного соединения множества элементов в единый Образ, понятный Мирозданию (Увы, но ни наши тексты на любом из языков, ни слова, ни даже математические формулы Мироздание не понимает. Или понимает совершенно не так, как нам хочется. А понимает она лишь графические Образы и Музыку, то есть некоторым образом гармонизированные колебания дуэта энергия-информация). В принципе все это есть в каждом человеке, за каждый из видов мышления даже отвечает одна из половинок головного мозга. Левая – за абстракцию, правая – за образы. Вот только пользоваться правой умеют немногие. Даже немногие из тех, кто имеют прямую связь с собственным подсознанием в виде развитой интуиции, не так часто пользуются своим Даром.
Примерно так же должно быть организовано и все человеческое общество в масштабах единой цивилизации. В нем должны присутствовать центры, отвечающие за абстрактное моделирование и рациональное управление развитием на основе этих моделей, но так же должно присутствовать и осознанное восприятие человеческого коллективного бессознательного, то есть считка и перевод в привычные понятия энерго-информационного состояния общечеловеческого эгрегора. Но раз есть два центра, то необходим еще и третий элемент управления, арбитр, в противном случае система никак не сможет быть устойчивой. В человеке эту роль исполняет Совесть. В цивилизации должен быть ее прямой аналог.
Во-вторых, творческий потенциал это энергия, которую надо откуда-то брать. Как говорится, «прежде чем купить что-нибудь нужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное». Энергию можно брать только из хаоса за счет разрушения чего-либо из старого, утратившего свою актуальность. В масштабах человеческой цивилизации это могут быть отжившие профессии, общественные структуры, формы социальных связей и так далее. То есть наша система не имеет права быть жестким и навсегда установленным Порядком, она обязана гармонично сочетать в себе и Порядок и Хаос в управляемом режиме.
А еще цивилизация для прорыва на новый уровень должна иметь сформулированную идею, Цель, к которой все общество согласованно хочет двигаться. Разумеется, в любом обществе на любом уровне его развития будут те, кто станет активным носителем и даже «продвиженцем» этой Идеи, кто сделает достижение общей Цели делом всей своей жизни. Но будут и те (причем, в большинстве), которые будут пассивны, будут следовать общему цивилизационному движению лишь в той минимально допустимой степени, чтобы не выбиться из общества вообще и не оказаться за его бортом. И это нормально. Первые исполняют роль мотора, двигателя цивилизации. Вторые играют роль тормоза, сдерживая безудержные порывы новаторов. Тем самым они заставляют новаторов-творцов изыскивать все новые и новые аргументы для убеждения пассивного большинства в своей правоте, а заодно в процессе этого поиска и выискивать в своих идеях ошибки, способные завести всю цивилизацию «не в ту степь».
Если внимательно осмыслить написанное, пусть и самыми общими мазками, то становится ясным, что чисто солидарное общество при всей своей привлекательности, особенно по сравнению с сегодняшним днем, это такой же тупик, как и чисто конкурентное.
С конкурентным все более или менее очевидно. Как только капитализму перестало быть жизненно необходимым поддерживать некий уровень декларируемой солидарности вследствие безвременной кончины социалистического оппонента, выраженный в социальных гарантиях и высоких социальных издержках всему подконтрольному человечеству, как тут же началось активное сворачивание всех этих социальных программ, и хищнический оскал владельцев системы стал все очевиднее проглядывать сквозь манипуляционную завесу СМИ. Вслед за отринутыми социальными достижениями прошлого века туда же активно отправились и все нормы общественной морали. И ведь это лишь самое начало. Окончательная победа конкурентного общества имеет вид прямого рабовладения кучки семейных кланов всем остальным человечеством, которое даже из инстинкта самосохранения придется привести к оптимальному количественному уровню, в разы меньшему существующего сегодня. И эти планы не фикция, а тщательно и конкретно зафиксированы в известных скрижалях Джорджии.
С солидарным обществом дело обстоит так же, но менее очевидно. Именно потому с такой откровенной ностальгией большинство нашего населения вспоминает времена СССР, всячески желая вернуться в это светлое прошлое. Причем, эта тенденция наличествует не только среди старшего поколения, заставшее при своей жизни ушедшую эпоху национального величия, но и молодежь, которая воспринимает это прошлое еще более романтически. Но давайте попробуем нарисовать в голове гипотетическое общество типа СССР, только в общепланетарном масштабе. И взглянем на полученную картину без розовых очков и излишнего романтизма. Уверяю вас, это будущее не более привлекательно, чем то, к которому нас ведут сегодня нынешние кукловоды. Вся разница по сути только в одном. В первом (конкурентном) случае власть получена иерархами в результате масштабных экономических войн, а власть зиждется на комплексе деньги-военная сила, во втором в результате не менее ожесточенных бюрократически-номенклатурных с основой власти в комплексе бюрократический статус-военная сила. Но это лишь потому, что в своей основе в СССР, начиная с 50-х годов строился не социализм, а государственный капитализм, который обрел свои полноценные черты уже в начале 70-х. То есть солидарный характер этого общества был не фактическим, а лишь декларативным.
Но для чистоты эксперимента попробуем нарисовать себе подлинно солидарное идеальное общество. Увы, результат будет не лучше. А все потому, что в солидарном обществе равнение всегда идет по последнему. А последним у нас всегда будет лодырь и тунеядец. Именно на обеспечение его солидарного с другими уровня жизни будут уходить основные результаты труда активных членов общества. В результате мотивация к активному труду исчезает, производительность труда падает, желание творить пропадает. Признаки этого явления в позднем СССР были довольно заметны, причем, носили не случайный, а именно системный характер. Нет никаких шансов в такой обстановке вытянуть все общество в светлое будущее только за счет труда убежденных подвижников-трудоголиков. Слишком не равны силы. Но есть у солидарного общества и еще один серьезнейший принципиальный дефект. Это непонятный принцип отбора требуемых специалистов. Ведь даже в СССР это производилось на нормальной конкурентной основе. И не так важно, какие именно критерии, чисто профессиональные или профессионально-идеологические, при этом применялись. А в абсолютно солидарном обществе подобные критерии отбора не возможны в принципе. В идеале любой должен подходить для любой работы. И даже если, что довольно трудно себе представить, на каждом уровне и по каждому направлению будет существовать совершенно объективный и независимый арбитр, который будет в каждом случае подбирать для работы объективно самого лучшего для общества в целом, то при существующей человеческой психологии это будет вызывать лишь постоянное недовольство и напряжение в обществе. Зависть и подлость никто не отменял. А мечтать о том, что все человечество в едином порыве возьмет и отбросит все свои негативные черты, это мечтать о том, что все станут ангелами и начнут жить в раю. Да и не может, возвращаясь к «напечатанному», свет существовать без Тьмы. Лишнего ничего нет уже сейчас, даже в человеке.
Но если не подходит ни один тип общества сам по себе, значит, нам стоит рассмотреть из комбинацию, пытаясь найти оптимальное соотношение в ней каждого из типов. Для этого рассмотрим в чем состоит суть энергий Инферно и Любви.
Инферно отвечает не за разрушение, как кто-то может подумать. Оно отвечает за жесткое, в том числе и принудительное подчинение. Инфернальный порядок так же вероятен и устойчив, как и порядок, образованный энергией Любви, даже больше. Символ Инферно – Пирамида, то есть чем выше уровень и положение в обществе, тем меньше на этом уровне людей.
В отличие от Инферно энергия любви формирует общество иного типа, равноправное и на полностью добровольной основе. Символ Любви – Круг. Но такой тип общества может существовать успешно и устойчиво лишь при небольшом количестве его членов. А потому часто встречается в семье, реже в «кругу друзей» и практически не встречается в больших коллективах. Причина в резко возрастающей сложности принятия решений. Ведь обществе любви все равноправны, а значит, имеют равные права в принятии любых решений, касающихся всего общества. И чем больше людей, тем меньше вероятность, что кто-то, отказавшись от собственного права, признает точку зрения друга более весомой и обоснованной.
Совершенно очевидно, что основа единого человеческого общества должна быть солидарной и справедливой. Первое означает, что любому, даже самому ленивому или недееспособному члену общества должна быть обеспечена такая поддержка, чтобы он чувствовал благодарность и ни в чем жизненно важном не нуждался. Второе означает, что не должно быть полнейшего равенства всех вне зависимости от их личных человеческих и профессиональных качеств. Должен существовать конкурентный отбор, обеспечивающий в каждом случае принятие оптимального решения.
Поскольку в данном материале я не ставил себе задачи подробного описания идеальной модели общества, то на этом стоит остановиться.
Главное для нашей способности прогнозирования будущего сказано вполне достаточно.
В следующей части мы еще более приземлимся и внимательно присмотримся к тем силам современного общества, которые потенциально способны куда-либо нас повести.
|