www.odnako.org 09 апреля 2013
Минэкономразвития выступило против идеи создания госкорпорации «Роскосмос» на основе предприятий ракетно-космической отрасли, сообщают сегодня «Известия».
Так, замминистра экономического развития Андрей Клепач в официальном письме, направленном в РКС, сообщает, что при обсуждении реформирования ракетно-космической промышленности «Роскосмосом не были представлены обоснованные предложения по решению ее ключевых проблем — технической и технологической отсталости, проблем в области обеспечения качества, кадров, привлечения внебюджетных средств, совершенствования корпоративного управления и реализации инновационных программ».
В пресс-службе Роскосмоса корреспонденту «Однако» отказали в получении достоверной информации и не стали «подтверждать или опровергать» информацию о существовании письма и других документов, о которых сообщает издание.
Роскосмос ещё в середине марта этого года направил в правительство пакет предложений по отраслевой реформе, в который вошёл, в том числе, законопроект о создании госкорпорации, отражающий идею максимальной концентрации всех функций и возможностей в рамках единой структуры.
За госкорпорацией предлагалось закрепить функции лицензирования, контроля деятельности предприятий и качества их продукции, разработку кадровой политики и подготовку самих кадров. Компании могли бы быть переданы пакеты акций предприятий ракетно-космической отрасли, находящиеся у государства, и ей бы оказались подчинены ФГУПы, которые сейчас находятся в ведении Роскосмоса. Всё это вместе создало бы ситуацию, когда «Роскосмос» совместил бы в едином лице функции заказчика и исполнителя. По мнению авторов законопроекта о создании госкорпорации, подобные меры стали бы заградительными от проникновения на рынок иностранных конкурентов. Кроме того, крупной интегрированной структуре проще решать актуальные задачи.
Однако в Министерстве экономического развития идея не нашла положительного отклика: по словам Клепача, это лишь способно «повысить риски в различных областях ракетно-космической промышленности (РКП), включая коррупционные и финансовые: неэффективность использования бюджетных средств, в том числе рост объёмов финансирования в условиях отсутствия конкурсных процедур».
Не согласны в Минэкономразвития и с тем, что столь массивная интеграция упростит решение актуальных задач (что является одной из основных идей «Роскосмоса»). В заключении министерства говорится, что «при расширении имущественного комплекса в условиях единого центра управления возможности по решению ключевых проблем РКП могут соответственно уменьшиться, учитывая масштаб создаваемой структуры и ограниченное количество квалифицированных кадров в данной сфере».
Минэкономразвития вместо создания ГК «Роскосмос» предлагает двигаться в направлении, которое обсуждалось и ранее — сохранить космическое агентство как орган исполнительной власти и продолжить интеграцию предприятий РКП в холдинги, используя при этом т.н. лёгкие формы интеграции акционерных компаний, когда предприятия объединяются путём выбора общей управляющей компании.
Мнения большинства работающих в отрасли специалистов по поводу перспектив создания госкорпорации на этот раз совпадают с мнением министерства.
К примеру, научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев выступает резко против совмещения функций заказчика и исполнителя в одном лице. Такая схема, по его словам, практиковалась со времени кризиса 1990-х годов, когда стоял вопрос о выживании предприятий. Именно тогда они и собрались под крылом агентства, которое изначально замышлялось как чистый заказчик. С тех пор ситуация нормализовалась, «но к нормальному виду схема взаимодействия заказчик-исполнитель так и не вернулась», что приводит к очевидному перекосу – «госорган в лице Роскосмоса формирует заказ, не исходя из интересов государства, а с учётом интересов предприятий». По мнению Моисеева, именно отрицательные последствия всего этого мы и наблюдаем в форме сегодняшнего кризиса ракетно-космической отрасли.
В беседе с «Однако» Александр Железняков, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, также заявил, что не видит ничего конструктивного в объединении в одном лице функций заказчика и исполнителя, однако посоветовал не торопиться с выводами и дождаться публикации документов:
— Документы, которые обсуждаются, не опубликованы и известны только в пересказе журналистов. Поэтому как обстоит дело на самом деле, сказать сложно. Если верить этим публикациям, скажем, в «Известиях», то – да, Роскосмос предлагает создать госкорпорацию, которая объединит функции заказчика, исполнителя и всё прочее. Если в такой ситуации рассуждать с точки зрения здравого смысла, конечно, заказчик не может быть одновременно и исполнителем – это какой-то нонсенс. Поэтому, если действительно существуют такие документы, такие предложения, то я считаю, это неправильно и не приведёт ни к какой выгоде, а наоборот усугубит ситуацию.
На данный момент правильным решением мне видится создание вертикально интегрированных структур в отрасли. Главное, чтобы сохранялась конкуренция между предприятиями, тогда будет какой-то стимул для создания новой перспективной конкурентоспособной техники, будет какой-то результат.
Но это опять же какая-то частность. Такой комплексной программы, комплексного выхода из нынешней ситуации ни я, ни большинство специалистов предложить не могут, но что-то делать надо. Сейчас, наверное, не надо предпринимать никаких резких телодвижений – создавать госкорпорацию, всё ломать и строить новые холдинги. Так что вертикально интегрированные холдинги – это единственный приемлемый вариант, который большинство бы устроил.
Беседовала Ульяна Гортинская
|