Бабло сфере посвящается
США ввели санкции против Игоря Коломойского. Нашему счастью нет предела. …Мы благодарны США за такой шаг. …Именно мы активно боремся за то, чтобы Национальный банк Украины оставался «национальным», а не «коломойским». …Именно мы писали американским конгрессменам и сенаторам про коррупцию Коломойского. …Олигарх был «причастен к коррупционным действиям»… Так утверждает Госдеп США. И мы не станем этого отрицать. …Берите друзей, родственников, и приходите под Посольство США, где мы будем праздновать победу. С нас шампанское, с вас – хорошее настроение.
В этом анонсе праздника[1] прекрасно всё – особенно украинские «патриоты», пишущие доносы американским конгрессменам, и приглашающие отпраздновать «национальную» победу под посольство иностранного государства. Всё это в разгар пандемии, на фоне растущей статистики заражений от COVID-19, в стране, власти которой запретили[2] «плохую» вакцину, не предоставив «хорошей».
Отсутствие исторических знаний, безусловно, помогает нашим «националистам» нести бананы под офис метрополии, и игнорировать тот факт, что национализация чего угодно, – тем более банка, – это то, за что Америка обычно вводит войска. Если бы наши «националисты» хотели, чтобы наша экономика была национальной (без кавычек), и реально пытались реализовать эту политическую цель, все они уже лежали бы в канаве как «красная угроза». Ни Америка, ни МВФ, ни Мировой Банк в национализацию не играют. Про «национальный Национальный банк» с Госдепом можно забыть. Если, конечно, не сводить понятие «национального» к этнографическому декору, коим всякая империя украшает быт своих «уйгуров».
Америка как источник надежды на деолигархизацию – это настолько наивно, что даже по-своему трогательно. И, всё же, пчёлы не борются с мёдом. Большинство крупнейших олигархов[3] живут в США, и разница между ними и нашими олигархами – словарная, культурная, но не меняющая сути явления олигархии, сколько бы ты ни называл олигарха бизнесменом. Речь всё равно о власти сытой кучки.
Санкции против Коломойского не имеют ни малейшего отношения к борьбе «с» олигархией. Это – борьба олигархии; внутренние разборки финансовых фракций в рамках правящего класса. И идёт эта борьба не за устранение олигархического порядка, а, как всегда, за власть «своих».
Все участники этой борьбы вписаны в глобальную экономику, и поэтому у их соперничества есть не только локальное измерение грызущихся друг с другом петь, бень, викторов и ринатов. На международном уровне в нём участвуют большие международные пацаны, сидящие за фасадами иллюзорных, уже откровенно призрачных национальных государств.
Выползая из советских руин в буржуазную демократию, мы просто не успели зафиксировать в потоке событий тот факт, что в результате неолиберального триумфа изменились не только мы, но и сама демократия.
Если вчера буржуазно-демократические правительства представляли собой народных избранников из правящего класса, и состояли из представителей национальной буржуазии, то сегодня они редуцированы до менеджеров. Их функция не в том, чтобы представлять народ, который, в свою очередь, уже распался на одиноких рыночных индивидов, а в том, чтобы обслуживать средствами государства интересы закадровых папиков – международных корпораций, крупного бизнеса.
«Конец истории» стал концом политики, которую сожрала экономика. И сегодня нужно совсем уж быть тотошкой, чтобы отрицать эту очевидность, и продолжать хлебать известную похлёбку разлива Холодной войны: веровать в карго-культ Хорошей Америки, которая ведёт борьбу за чужие национальные интересы; в слова имперских политиков, которые сначала поддерживают местных князьков в их «борьбе с ордой», а затем, когда срок годности князьков истекает, выражают «обеспокоенность» по поводу их «усилий по подрыву демократических процессов».
Всё это понятно. Не понятно другое, а именно – как наши «патриоты» умудряются совмещать такой «патриотизм» с холопскими плясками под посольством США?
Я в этом вижу не столько повод для сарказма, сколько намёк на то, что наш «патриотизм», все эти разговоры о «национальном достоинстве» и прочей «Слава Украине!» – это не взгляды, не убеждения, а, снова таки, словарь – официальный язык, на котором говорит наше гражданское общество; язык, позаимствованный у националистов в результате Майданов, но не делающий националистами тех, кто его использует; язык, безусловно, воздействующий, подсказывающий нам смыслы, актуальные в 19-м веке, но ведомый не головой, а местом пониже и мягче – конформизмом. На нём говорят, потому что так сейчас принято здесь и сейчас. Однако, в конечном счёте, это – скорлупа; узор на пустоте в том месте, где жили политические мечты. То есть, это декор. Как и вышиванка в 21-м веке.
Сознательный патриот не пойдёт кланяться под посольство чужой страны. Тем более, под посольство одной из империй. И, тем не менее, мы ходим, продолжая называть себя «патриотами», и противопоставляя своё хорошее про-американское холопство холопству плохому, про-российскому.
Вместо того, чтобы измываться друг над другом по этому поводу, необходимо осмыслить наше колониальное положение, перестать быть вещами в чужих руках, стать субъектами исторического процесса, хозяевами своих судеб.
То, что мы декорируем свою политику брошками старых «измов» указывает, среди прочего, на то, что мы выкликаем политику. И отказываемся от «конца истории».
Проблема не в российской или американской империи, а в империи как таковой, во всех империях, которые играют нашими телами в своих интересах.
Агрессия России в Украине неразрывно связана с агрессивной экспансией НАТО, и наоборот. Мы можем либо участвовать в этой экспансии на той или другой стороне, и тогда не нужно удивляться тому, что по украинской земле гуляют «вежливые люди» и «американские инструкторы», либо отказаться быть чужим рингом, занять внеблоковую позицию, осознать, что ни одному из блоков нет до нас дела, а когда есть, то лишь в том смысле, в котором мы им полезны.
Последовательная национальная позиция – это анти-имперская позиция. И, в то же время, последовательная анти-имперская позиция в современном мире ведёт за пределы национального государства, к новому универсализму, в солидарность всех угнетённых, к глобальной борьбе против глобального правящего класса – как в его национальном, так и в его над-национальном изводе.
Возвращать «в родную гавань» нужно не только российских, но и американских суфлёров. Не для того, чтобы обособиться в суверенной изоляции национального государства (более невозможного по причине изменений, которые произошли с миром за полвека), а чтобы создать локальные условия для глобальной борьбы; укрепить творящие классы всех народов, помочь друг другу расправить крылья.
Не нужно дегустировать сорта империй. Сегодня все империи, включая Китай, являются частью одного, конкретного, современного империализма. Всё это – тентакли единого капиталистического спрута, глобальной империи бабла, чьи буржуазные фракции в разных странах грызутся друг с другом за наш счёт.
В этом смысле, обнадёживает, что, при всей разнице в наших взглядах, при наличной, но преодолимой поляризации, в колониальной Украине сохраняется критическое отношение к фигуре олигарха. О чём свидетельствуют, в том числе, комментарии бегущих под американское посольство «патриотов», которые хоть и связывают свои овечьи чаяния с волком, и готовы говорить «спасибо», стоя под забором чужой страны, но сама суть их надежд верная. Им хочется, чтобы их миром перестал владеть вампир. Всё, что им осталось понять – это что национальность вампира не имеет значения.
Эти надежды, и критическое отношение к олигарху (куда менее расхожее в США, которым мы смотрит в рот, как закомплексованные птицы, не видящие красоты своих отражений), значит, что в культуре нашего общества имеются осколки того сознания, которое может стать сознательностью, необходимой не только для деолигархизации как условия демократии, но и для освобождения из цепей империй, которые превращают нас в лояльных субальтернов, спешащих с караваем под посольство США, России и других панов.
Анатолий Ульянов
Слава Украине! Европа! мы идём к тебе!
Ссылки
|