colonelcassad.livejournal.com 20.09.2020 13:15
"Уродство и испанский стыд"
Участники кинофорума "Золотой витязь" предложили разогнать "Фонд Кино" в текущем его виде, повысить роль государства в отечественном кинопроизводстве и вернуться к доперестроечному кино после 30 лет деградации.
Участники XXIX Международного кинофорума (МКФ) «Золотой Витязь» выступили с обращением к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Мишустину:
«
«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Глубокоуважаемый Михаил Владимирович!
Мы, участники XXIX Международного кинофорума "Золотой Витязь" (кинорежиссёры, актёры, драматурги, продюсеры, музыканты, художники, собравшиеся в Севастополе на конференции: "Реализация Основ государственной культурной политики, проблемы и перспективы", обращаемся к Вам с выражением озабоченности состоянием современной Российской кинематографии. На конференции обсуждался вопрос о том, как претворяется в жизнь исторический Указ президента РФ (от 24 декабря 2014 года) "Об основах государственной культурной политики".
Данный Указ, признанный сотрудниками Минкультуры ведомственной "Конституцией", в должной мере не воплощается в реальность, по причине действующего поныне, "перестроечного" принципа вседозволенности культуры и безответственности в вопросах качества произведений культуры и распределения государственных средств, согласно порочному принципу "пусть цветут все цветы", не исключая "сорняков".
Отечественный кинопроцесс последнего 30-летия, свидетельствует о неуклонной духовной деградации российского кинематографа. В обществе назрел вопрос о нравственном, воспитательном качестве предлагаемых кинопродуктов, вопрос о соответствии создаваемых фильмов, узаконенным государством "Основам государственной культурной политики". На вопрос: служит ли сегодняшний российский кинематограф и телевидение укреплению морально-этических норм и традиционных, духовно-нравственных ценностей нашей культуры – участники конференции единодушно ответили – нет!
Кинематограф и телевидение – важнейшая часть культуры, являющейся духовной основой национальной безопасности государства, воспитания и просвещения народа. Кино и телевидение оказывают тотальное воздействие на зрителей, которые соприкасаясь с экраном, невольно воспринимают безнравственность ярких персонажей в качестве жизненного примера и средства выражения своих мыслей, поступков и идеалов.
В сфере российского кинопроизводства и кинопроката наблюдается колониальная парадигма, несущая негативный идеологический заряд, способствующий духовной деградации народа, латентного подрыва основ государственного строя, подготовку подрастающего поколения к тотальной переоценке ценностей и возможным переворотам. Российский кинематограф и телевидение игнорируют основополагающие установки "Основ государственной культурной политики", призывающей к гармонизации общества, морально-этическому и духовно-нравственному совершенствованию, изменению народа в лучшую сторону. Деструктивные, разлагающие сознание, современные российские кино и телевидение – прямая угроза национальной безопасности государства.
Несмотря на тектонические, подчас пагубные процессы тотальной капитализации и коммерциализации всех сфер российского бытия, руководству государства необходимо признать то, что культура и рынок – понятия не совместимые. У культуры и рынка разные задачи: рынок – нацелен на извлечение прибыли, культура – на гармонизацию общества, возвышение и просветление души и сознания народа.
Государственный бюджет Министерства культуры, должен быть адекватным бюджету Министерства обороны государства, ибо культура есть главная оборона – оборона души. Потеряем душу – потеряем государство.
Много великих зарубежных умов в разные века говорили о том, что спасение России – есть спасения мира, гибель России – есть гибель мира. Россия должна возродиться и стать примером, способствующим духовно-нравственному спасению человечества».
В связи с этим участники XXIX МКФ «Золотой Витязь» предложили реформировать российский кинематограф. В частности, предлагается наделить Минкульт полной ответственностью за исполнение Основ и Стратегии государственной культурной политики, усилить роль и ответственность Общественного совета при министерстве. Кроме того, поднимается вопрос о необходимости ввести цензуру, поскольку «государство, заботящееся о духовно-нравственном состоянии народа и грядущих поколений, наследников нашей великой истории и культуры, имеет право на "строгое суждение" и "взыскательную критику"».
«Система государственного заказа должна стать основополагающей в отечественном кинопроизводстве и культуре. Необходимо плановое производство фильмов для детей и подростков, анимации, дебютов, авторского кино», – считают авторы обращения.
Также они задаются вопросом: а нужен ли государству Фонд кино? «Из 20 членов экспертного совета Фонда кино – 14 продюсеров и прокатчиков, ориентированных на "доходный кино-промысел". Экспертный совет Минкультуры РФ также лишён возможности адекватных оценок. Итоговые решения принимаются подковёрным, "телефонным правом", некомпетентными, заинтересованными чиновниками, удивляющими своими решениями даже экспертов Минкультуры. Назрела насущная необходимость реформирования экспертных советов и всей системы Российского кинопроизводства. Члены экспертного совета должны быть лишены права распределять субсидии самим себе, блокируя от экрана всех остальных конкурентов. Экспертный совет должен состоять не из лиц, лоббирующих свои проекты, а из людей социально-значимых профессий: педагогов, медиков, представителей правоохранительных органов, духовенства – людей, способных внести реальный вклад в оздоровление экранной экологии нашей страны», – предлагают участники «Золотого Витязя».
Авторы обращения считают, что Минкультуры и Фонд кино, расходующие государственные средства, должны поддерживать исключительно социально-значимые проекты.
«Необходимо создать Роскомкино, ответственный за производство и духовно-нравственное качество кинопроизведений, с компетентным редакторским пулом, способствующим повышению идейного, профессионального и творческого уровня кинопроизведений. Необходимо повысить ответственность и публичную отчетность рецензентов за принимаемые решения, – говорится в документе. – Создать Госкинокорпорацию, во главе с Мосфильмом, сделав главную киностудию страны центром господдержки. Признать пагубность Закона "Об акционировании и приватизации кинематографа". Вернуть Мосфильму статус основной кинопроизводственной базы отечественной кинематографии, ответственной за реализацию государственной культурной политики, формирование морального, социального, нравственного, патриотического сознания отечественного зрителя».
Участники МКФ «Золотой Витязь» считают, что Госкинокорпорация должна в течение трёх первых лет увеличить количество производимых при господдержке фильмов в 4 раза, а ещё через два года прийти к ежегодному производству 300 отечественных картин. Предлагается, чтобы Госкинокорпорация осуществляла кинопроизводство через продюсерские компании и независимых продюсеров, с долей государственного участия не менее 51% (идеально – 100%). В этом случае государство будет выступать в качестве основного заказчика и формировать базовые содержательные требования к проекту. «Следует признать порочной и деструктивной систему ориентации на "кассовый успех"», – пишут авторы обращения.
Они также предлагают создать государственную прокатную организацию «Роскинопрокат» с квотой проката российских фильмов не менее 50%, а со временем, когда «российский кинематограф очистится от примитива и пошлости, увеличить прокатное время отечественных фильмов до 80%. Ввести в действие механизмы квотирования показа иностранных фильмов».
«Вопрос возрождения российского кинематографа – вопрос национальной безопасности, требующий политической воли руководства страны и более серьёзной бюджетной основы, – говорится в обращении к Путину и Мишустину. – /…/ Реформируя российскую киноиндустрию следует опираться на позитивную модель доперестроечного кинематографа, который был не только экономически успешным, (2 статья дохода госбюджета!), но служил духовно-нравственному укреплению народа.
»
Обращение к главе государства принято единогласно участниками XXIX (Севастопольского) МКФ «Золотой Витязь» на конференции «Реализация Основ государственной культурной политики, достижения и недостатки».
Модератор конференции – президент МКФ «Золотой Витязь», сопредседатель Общественной палаты Союзного государства, член Патриаршего совета по культуре, член рабочей группы по культуре Госсовета РФ, народный артист России Николай Бурляев.
Вице-президенты, члены президиума и почётные сопредседатели МКФ «Золотой Витязь»:
народный артист СССР, худрук и главный дирижёр Большого симфонического оркестра В.И. Федосеев,
Герой труда России, худрук Академического Малого театра Ю.М. Соломин,
народный художник СССР, академик РАХ А.М. Шилов,
народный артист СССР, профессор А.И. Полетаев;
народные артисты России, лауреаты Государственных премий:
А. Михайлов,
М. Ножкин,
В. Ливанов,
С. Никоненко,
З. Кириенко,
В. Гостюхин,
В. Мережко,
Н. Лебедев,
С. Андрияка,
А. Ливанов,
И. Скляр,
А. Пашутин,
Б .Невзоров,
Д. Мизгулин,
киноактриса О. Будина
кинорежиссёр Д. Чернецов;
заслуженные артисты и заслуженные деятели искусств России:
Н. Бондарчук,
А. Мерзликин,
С. Маховиков,
А. Большова;
члены экспертного совета Минкультуры РФ
Е. Чавчавадзе
С. Зайцев;
лауреаты международных кинофестивалей – актёры, режиссёры, драматурги, операторы, киноведы, музыканты, журналисты:
С. Копылова,
И. Шатова,
В. Гуркаленко,
И. Днестрянский,
И. Сидельников,
В. Орехов,
В. Тимощенко,
Т. Карпова,
С. Струсовский,
Е. Богданович,
В. Кузнецов,
Е. Иваниченко,
С. Роженцев,
В. Крупин,
А. Семенюк,
Н. Пантюшкова,
Г. Сафонов,
А. Шафран,
А. Мамонтов,
М. Тарковский,
А. Орлов,
Т. Лис,
Г. Ледвина,
В. Головкин,
Р. Ничик,
М. Макаров,
А. Лепегов,
А. Костюченко,
Н. Полукарова,
Н. Мягкова;
М. Николов,
О. Маркова,
И. Иванов (Болгария);
Й. Маркович,
Л. Ристовски,
И. Жигон,
С. Брдар (Сербия);
М. Голубович,
А. Колесник (Украина);
С. Катьер (Белоруссия)
likorg.ru – ""
По сути, деятели культуры и кино призывают к возвращению советской модели кинематографа – государство как основной заказчик, худ.советы, цензура, ориентирование на внутреннего потребителя, Мосфильм как флагман кино-индустрии и так далее.
Получится ли у них? Думается что нет, потому что обсевшие Минкульт и Фонд Кино творцы, так просто от кормушки не отползут, продолжая и далее "радовать" зрителя потоком низкопробных помоев "творческих неудач".
Тем не менее примечательно, что творцы ратуют за возвращения цензуры в кино, в том виде, как это было реализовано в СССР. До некоторых, спустя 30 лет дошло, что она не вредила, а помогала творцам не скатываться в откровенное дерьмо, что собственно и произошло после развала СССР, когда освобожденные от цензурных оков творцы получил возможность нести все содержание своих мозгов в массы, в результате чего, как правило, на выходе получалось сплошное уродство и испанский стыд. Ну а спустя 30 лет "свободы творчества" настала пора вспомнить о доперестроечной модели кинопроизводства. Как говорится, "нажрались свободой творчества" по самую макушку.
Испанский стыд
Самая простая и популярная теория говорит о том, что именно испанцы первыми обозначили словами такого рода чувства. Психологический дискомфорт за действия других там стали называть «verguenza ajena» или же «позор за других». Дословный перевод фразы на английский язык стал заметно длиннее, а при переводе на русский решили просто говорить «испанский стыд». Дошли до нас и другие синонимы – «конфуз секонд-хэнд» и «эмпатический стыд». Есть свой термин для этого чувства и в Германии – Fremdschämen (стыд для чужака).
По другой версии это происхождение имеет библейский подтекст. Мы все помним предание о замучавшей Иуду совести, что стало причиной его повешения на осине. Считается, что даже дереву было стыдно за смерть на нем предателя-самоубийцы. На иврите же название осины звучит, как «аспа» или «испа». Возможно, эта лексема и стала основой выражения «испанский стыд».
Комментарии
skydm
Ничего у них не получится. Люди не те.
И школа тоже.
Допересроечное (советское) кино тоже отстоем было.
Среди массового выпуска картин что-то хорошее встречалось иногда.
Это сейчас попытка перехвата финансовых потоков.
Алексей Губанов
Во всем мире снимают шедевры без государственной поддержки без цензуры – но в России без цензуры никак, обязательно нужно что то запрещать, ограничивать рыночную конкуренцию тд. Правда советское кино со всей цензурой не особо блистало в мире... Если кино дрянь, что с цензурой что без, то ставить в прокат 80% плохого и 20% нормального кино скорее убьет кинотеатры, которым потом тоже понадобится гос поддержка.
Короче русских все тянет в прошлое – гулаги, цензура, пятая колонна, враги народа. Учиться на своих ошибках – не, не слышали.
Андрей Россинский
Почитайте новые требования американской киноакадемии к Оскару и успокойтесь.
В нашем же случае тянет не русских, а богему, которой хочется госфинансирования побольше.
Судя по тенденциям, гулаги, цензура, пятая колонна, враги народа это не прошлое, а будущее, а СССР лишь опередил время.
Сергей Бражкин
Чтобы вернуться к доперестроечному кино надо:
а) запретить демонстрацию голливудского дерьма на территории РФ (за исключением идеологически верных фильмов наподобие "Аватар");
б) вернуть советское образование;
в) ограничить рыночные отношения;
г) вернуть идеологию;
д) осудить ельцинско-путинский режим и привлечь к ответственности всех его организаторов и участников.
Короче, восстановить Советскую власть, других вариантов нет.
"Мне кажется это слишком большая цена за восстановление советского кинематографа."
Алексей Киреев
"По сути, деятели культуры и кино призывают к возвращению советской модели кинематографа"
Думается, вы выдаете желаемое за действительное. Ничего советского они не предлагают, даром что через слово долдонят про духовность. Просто хотят вместо примитивных комедий про алкашей и сериалов про ментов снимать "патриотический" отстой про возвращение к истокам, дорогу к храму и пр. Но без госфинансирования такой унылый продукт клепать невыгодно, а без цензуры его никуда не продвинуть.
Вот вы сами как думаете, ну что хотят цензурировать эти престарелые деятели при поддержке педагогов, полицейских и попов? Всё то же самое, что и всегда: сиськи-жопы из кадра убрать, намеки на однополые отношения убрать, намеки на гендерное и социальное равенство убрать, революционные намеки убрать... А что осталось – залить нравоучениями, традициями и духовностью, пока они уже из ушей у зрителей не потекут.
Сесе Секо Мобуту
Еще раз и на те же грабли
Если интересно, поройтесь в советских киноСМИ второй половины 80-х: найдете точно такие же высказывания и с точно такой же аргументацией.
И, как доказывает здравый смысл, с такой же чушью в качестве аргументов. Перефразируя старый анекдот – "чукча актер и режиссер, чукча не прокатчик и не продюсер".
Вот почему среди подписавших нет ни одного продюсера? Вообще ни одного? И ни одного успешно работающего режиссера? Скажете, нет таких? А Сергей Сельянов? Александр Роднянский? Владимир Бортко? Константин Бронзит? Алексей Федорченко? Здесь можно было бы добавить еще с десяток имен (как минимум), да ладно...
На самом деле здесь речь идет не о "спасении культуры", а о спасении самих себя от лишних забот. Чем главным отличалась советская система проката:
1. Гарантированное финансирование. То есть если ты режиссер (а режиссер в советском понимании – не тот, кто снимает хорошие фильмы, а тот, у кого есть диплом ВГИКа), тебе деньги на кино дадут.
2. Гарантированный прокат. Если фильм снят, он (как бы он ни был плох) гарантированно будет в прокате. Как он там пройдет – создателям наплевать: "чукча не прокатчик".
3. Отсутствие конкуренции. Иностранное кино не только допускалось с ограничениями, но и квотировалось по количеству сеансов (сейчас из развитых стран такая система только в Южной Корее. Даже в Китае формально иностранное кино не квотируется).
То есть цель – забить на интересы зрителя и жить, как советские НИИшники из фильмов Рязанова, которых интересовало все, кроме непосредственно работы. Как в поговорке: "Работать как здесь, а получать как там".
mihalchuk_m
Вносим правки.
Продюсеры не могут быть против системы. Продюсер – это тот, кто ищет деньги на кино. С какой стати ему отказываться от сложившихся отношений и денег из фонда?
В СССР не было гарантированного проката – всякое дерьмо складывали на полку и до проката не допускали.
Про квоты на иностранное кино слышу впервые. Не могло такого быть. Было иное – валюта на эти цель имела ограничения, потому какие фильмы отбирали, те и показывали.
|