pravoslav-pol.livejournal.com 01.12.2016 00:47
Проявило, наконец, характер общество «Радонеж» – опубликовало статью о том, почему люди теряют желание работать в Церкви: (radonezh.ru – "Огонь, вода и медные трубы | Радонеж.Ру" (30.11.2016)) . Отец Андрей Кураев пишет, что этот текст с сайта «Радонежа» исчезал. Однако сейчас он снова стоит – и правильно. Не согласен с тем, что в статье мягко отрицаются победность Православия, стремление утвердить в обществе христианский образ жизни. На этом пути мы никогда не можем остановиться, почивая на лаврах: если возродим как православные страны Россию, Украину, Беларусь, Молдову, то пойдем дальше, в Европу и Азию, куда уже постепенно и идем.
Но вот эти слова пронзительно правильны: «Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей».
Да, люди уходят. По факту получается так, что в церковных общинах и в церковной администрации трудятся либо подвижники, либо юные дурачки и дурочки. Первых становится меньше, вторые быстро умнеют и уходят. Платят копейки (если вообще платят), обманывают, унижают, вышвыривают, требуют прежде всего личной преданности, по принципу которой набирают «команду». Да, не везде и не всегда – но во множестве мест. Живая жизнь и «низовая» инициатива подменяются спущенными схемами, часто безжизненными, и бесконечной отчетностью с ориентацией на статданные, на цифры. Форма выплескивает содержание. Однако лучшее в Церкви создано не указаниями «свыше» (хотя они и разблокировали за последние годы несколько застарелых проблем вроде епархий-гигантов), а инициативами монастырей, приходов, мирянских организаций. Идеи, возникающие в Москве (и часто разумные), на местах нередко оборачиваются уродливой пародией на церковное возрождение.
Теряются реализм и трезвенность: чего стоит попытка выстроить параллельную систему богословского образования для приходских миссионеров, катехизаторов и социальных работников в объеме, не сильно отличающемся от семинарского, причем на фоне кризиса самих семинарий, многие из которых скоро наверняка придется закрывать. (О нереалистичности создания такой системы я говорил когда-то на Высшем церковном совете). В рамках новой системы часто преподают лица, имеющие гораздо меньше опыта, знаний и авторитета, чем обучаемые. Людям, которые ведут в приходах катехизическую и социальную работу, надо в ножки поклониться – и при этом аккуратно смотреть, не ошибаются ли они. Однако почти никто из этих людей, если они реально трудятся для Церкви, на жизнь все-таки зарабатывают вне прихода и не имеют времени посвящать год-два почти каждый день новому образованию, пусть даже вечернему. Заставь их это делать – большинство уйдет, и на место ушедших не придет никто.
Подобных проблем – масса. И не поднимать их нельзя. Православная пресса как раз для этого и создана. Возникающая в ней критика должна быть поводом не для обид, цензуры и «разбирательств» с редакцией, а для самой существенной переоценки того, что сегодня происходит в церковном управлении. Замести проблемы под ковер уже не удастся. Господь и история накажут тех, кто пытается это делать.
Прот. Всеволод Чаплин
Огонь, вода и медные трубы | Радонеж.Ру
radonezh.ru/analytics/ogon-voda-i-mednye-truby-164035.html
30.11.2016, 13:17
Сергей Комаров
Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру» – объяснила она свое решение.
Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.
***
Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью – не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода, и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.
Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт. Николая Чудотворца, детский садик в честь прп. Сергия Радонежского, театр имени св. Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.
И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить – не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.
Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но – вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.
***
К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного – жизни в Христе – гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. – Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.
Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.
Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.
И про медные трубы тоже лучше не забывать.
|