ardelfi.livejournal.com 2020 - 04 - 20 18:26:00
Интересный разбор полётов, или точнее падений, по экономикам множества стран. Чтобы все сколько-нибудь честные люди могли разжать руку с литровой банкой валидола, сразу скажу что электроника кризис переживёт: Тайвань, Корея, Япония и Китай отделались тяжёлым испугом, и экономически не повреждены. Исключением оказалась Малайзия, через которую проходит множество производственных цепочек в микроэлектронике и прочей электронике (там завод HGST[1], который вроде работает и сейчас[2]). На этой оптимистической мысли оптимизм решительно заканчивается, и дальше как в песне: суровые годы уходят, и начинаются трудные годы. Однако, как отмечено в другом народном творчестве, кому война (а до этого ещё определённо дойдёт), а кому и нет.
Весь разбор сводится к таблице,
– где "не очень плохо" – это тёмно-зелёный, "можно закапывать" – красный, и все промежуточные состояния. По-хорошему, чего автор не сделал, надо бы всё это проинтегрировать, чтобы получить оценку накопленного ущерба.
Что уже видно из всего этого, и других данных по отключениям: значительные доли производств металлов оказались отключены. Основные первичные производители серебра оказались отключены в разной степени. Производители побочного серебра (медные, цинковые и свинцовые производства), если и не отключены, будут вынуждены снижать добычу из-за сокращения спроса и уменьшения цен, когда станет ясно что никакого V-востановления не будет, а величайшая депрессия началась полгода назад. Как сказал бы мастер Йода, дефицитов время наступает.
Однако эти процессы создают не только дефициты, но и профициты, в равной степени. Например, не так давно дефицитный рений, который побочный продукт производства молибдена, который побочный продукт производства медного концентрата, оказывается крайне профицитным в ситуации избыточности добычи меди в начале депрессии, полного коллапса спроса на самолёты, и большого сокращения нефтепереработки. Это всё не только сократит цену рения, но часть производств могут просто закрыть – им придётся работать на склад или даже в убыток.
По всем остальным веществам ещё предстоит осознать направление и масштаб изменений, но уже понятно что созданные перекосы создали ещё не реализованные (в ценах и доступности) возможности. Что было с массками и туалетной бумагой, лишь обозначает ход процессов, которые пройдут по всей экономике. Что-то внезапно окажется в лютом дефиците, что-то окажется в категории "только заберите", и всё это также лишь переходной процесс между стабильным состоянием системы до и после экономического шока. Каждый такой перекос потенциально может быть использован с великой пользой, потому что планетарный normality bias не может быть преодолён быстро. Несравнимо меньший масштаб кризиса лишь с одним веществом создал такие организации как Glencore.
Ну а пока актуальным веществом я назначил серебро. Рекордный перекос в отношении цены золота (мера стоимости) и серебра, одновременно с отключением основных первичных производителей (Мексика, Перу и другие южноамериканские), одновременно с "валютным" аспектом серебра и его резиновой привязки к золоту, одновременно с сохранением электронного производства, создаёт относительно лёгкую возможность для "локальных антикризисных действий".
Где-то далеко за серебром должна быть платина, родий и рутений. Всё это преимущественно добывается в ЮАР, и преимущественно используется в промышленности. ЮАР оказалась в красной части списка, и даже в мирное время там не всё нормально с добычей. А теперь добавился коллапс автопрома, что неминуемо скажется на спросе и ценах. Родий, иридий и рутений могут добываться на склад годами, и есть мнение что их на складах уже немало, однако платина является основой финансового положения южноафриканских производителей, и коллапс спроса и цены легко приведёт их к мыслям о прекращении дальнейших страданий. В недавнем прошлом такое уже было из-за сочетания низкой цены и негритянского фактора, а теперь ко всему этому добавится экономическая депрессия. Есть смысл следить за настроением южноафриканских производителей, чтобы не пропустить момент когда они решат что так жить нельзя.
"С никелем чего слыхать? А у титана какие шансы?"
У никеля всё должно быть хорошо на выходе из депрессии – это battery metal, а депрессию всенепременно попытаются использовать для проталкивания электромобилей. Во время депрессии наверно не лучше чем у всего прочего – уничтожение спроса накрывает целые индустрии, а не только отдельные вещества.
Относительно титана, неминуем вопрос: а что вы таки имеете ввиду? Титан в форме диоксида титана – это прежде всего пигмент. Титан в форме чистого металла (губки) – это продукт химической промышленности, и сырьё для металлургической. На каждом переделе цена подрастает на порядок, а там их минимум два (переплавки) чтобы получить чистый титан, и ещё минимум одна чтобы получить какой-нибудь полезный титановый сплав. В результате получается продукт высокого передела, лишь формально считающийся "металлом", а на самом деле он настолько же "металл", насколько пирожные – "мука". Это делает его цену зависимой от спроса в большей степени чем от предложения. А как будет со спросом на титан во время депрессии и на выходе из неё – не знаю. Если авиация схохнет, это сокращение спроса. Что будет с большой химией – неизвестно, но депрессия уничтожает спрос (demand destruction), а не временно сокращает его, как рецессия. Чтобы ответить, нужно быть внутри этого бизнеса, но даже этого сейчас недостаточно – никто ещё не знает.
Напомню, что нынешний консенсус по депрессии – это два года, начиная с начала 2020.
Из личного, пообщался с человеками из добывающей промышленности, у которых разработаны планы дождаться пика страданий, чтобы купить себе готовую шахту с актуальными веществами за кошкины слёзы, и стать очень довольными собой человеками при росте спроса на эти вещества. Планы не лишены оптимизма, но в целом больших дефектов в них не видно. Так что во мраке депрессии пора включить или отрастить ночное зрение, чтобы увидеть раскиданные вокруг возможности, не забывая наглядные указания что наступило время решительных волевых действий[3], и вокруг бегают опасные организмы с ночным зрением. Примерно так.
Avp 2|Alien campaign|"Keen sight of night vision!" - YouTube – on Jul 23, 2017
Комментарии
dimedusa
На самом деле ЭТО время - время головокружительных возможностей. Мир перекраивается заново, и кто знает где мы будем завтра? Уверен, что все затевалось именно по таким причинам - рестарт мира по большинству параметров.
zeliard77
Касаемо рения: точка зрения хозяина блога о «дефицитности» рения была ошибочна. Уже как-то дискутировали на эту тему в этом же блоге. Рений, являясь сопутствующим ресурсом при переработки меди присутствует на рынке ровно в том объёме, в котором он требуется. Потребуется больше – начнут его больше извлекать в драгметальном переделе медного комбината, коих у нас достаточное количество. Спрос на рений ограничивается ракетно-космической техникой, т.к. рений является ключевой лигатурой к высокотемпературным сталям и сплавам основным потребителем которых являются структуры типа NASA и Роскосмоса. Плюс ВПК. (Возможно, это основной потребитель, но я не располагаю точной информацией). Таким образом, если спрос упадёт – рения будут извлекать меньше, никакого профицита на рынке так же не образуется, т.к. все его покупатели заранее известны. Извлечение/неизвлечение рения никак не влияет на основное производство. Более того, если рассмотреть тезис о новой Мировой Войне, как средству разрешения экономического кризиса, то ракет, а следовательно и рения потребуется гораздо больше и платить за него будет ВПК.
Теперь, касаемо титана(обсуждается в комментариях): Достоверно знаю, что 70% сбыта титана в изделиях у ВСМПО приносившего комбинату основную прибыль было от Боинга. Касаемо прибыли, это были цифры приближающиеся к 90% от всего дохода. Российское государство титан покупало и покупает, но маржа на этих переделах у ВСМПО кратно меньше, чем продажа титана в изделиях(!) для авиационной промышленности. Производство как работало, так и продолжит работать, а вот московская публика привыкшая жировать на наследии Тетюхина и отжавшая комбинат у прежних собственников подохренеет от оскудения кормовой базы (Боинг стоит, Эйрбас стоит), что чревато локальными политическими потрясениями. Разумеется, отрасль знатно начнёт лихорадить, 20тыс. сотрудников начнут роптать после чего Государство выделит некоторую часть средств на поддержание штанов и увеличит закупки.
ardelfi
Рений был дефицитен некоторое время, потому цена его сходила почти на традиционный в таких случаях порядок вверх: с 600 в начале нулевых, до 4800 в 2007~2008. Так бывает со всеми «малыми металлами» в ситуации «склады распроданы, извлечение на максимуме, а покупатели не кончились». Например, палладий в таких ситуациях бывает гораздо чаще рения. Ключевой (для вас) нюанс в этом: извлечение на максимуме – невозможно извлекать больше побочного рения, чем его количество в руде. До тех пор можно менять долю извлечения от нуля, но не выше 100%. Следующая такая ситуация для рения пока так далеко, что можно и не дожить. Причина в том что ~половина рения идёт в нефтепереработку, ~половина в газовые турбины (авиации), и единицы процентов во всё остальное. Сейчас нефтепереработка грохнулась, авиация подохла, но цена рения ещё не изменилась.
Вы правы что рений не влияет на основное производство. Я написал что основное производство влияет на рений, что относится и ко всем прочим побочным продуктам. Профицит или дефицит возникает не из-за убавления или добавления покупателей, а из-за изменения объёмов производства содержащих рений изделий. Покупатели сами не знают что у них будет с объёмами через полгода, как и получилось в этом году. Никого из них жизнь не готовила увидеть покрытые их наспех законсервированной продукцией просторы вокруг аэродромов, а также к внезапному сокращению нефтепереработки в ~два раза.
Война никак не может быть причиной роста потребления, потому что она может быть только быстрой – длительность конфликта короче цикла производства, о чём сказал ещё мистер Рамсфелд: „You go to war with the army you have, not the army you might want or wish to have at a later time.“ Ну а после войны спрос «уменьшится», возможно до нуля и уже навсегда. Чтобы увеличить спрос, война должна быть средней интенсивности, использовать много боевой реактивной авиации (там рения 6%+ в сплавах для моторов), и немало этой самой авиации оставлять на поле боя. А такая война абсолютно несовместима ни с какой экономикой стран, способных строить реактивную боевую авиацию. По 50 мегабаксов за самолёт четвёртого поколения, который строится как минимум месяцы, а пилот для него обучается годы – это не армия, которая может воевать годами, а армия, которая будет потрачена за месяцы, после чего останется лишь железная армия с «мобилизационным» уровнем и стоимостью техники, который сегодня в изобилии представлен во всяких сириях и ливиях. Ракеты, которым может понадобиться рений – это ошибка округления в его потреблении. В целом, рост потребления рения, и достижение состояния его дефицита на рынке – это результат длительного экономического роста, который сегодня остался светлыми воспоминаниями об ушедшем.
zeliard77
Спасибо за ответ. Я был абсолютно не в курсе использования рения при нефтепереработке. Изучу вопрос. Касаемо войны, вы абсолютно правы. Однако, современная война во многом война ракетной техники, а это уже одноразовое оружие требующее массового производства и высокотемпературных сталей. (которые, впрочем, могут и с со складов стратегического резерва подтянуть для производства, а когда возникнет потребность их обновить активная фаза уже должна закончиться в т.ч. и по экономическим причинам)
ardelfi
В авиационных турбинах рений идёт в сплавы горячей части – сама газовая турбина (сразу после камеры сгорания), отчасти камера сгорания, и прочее в этом месте. Функция рения – стабилизация никелевого сплава при высокой температуре, и чем больше рения, тем больше может быть температура, тем больше КПД мотора, тем дороже мотор. Поэтому он идёт в моторы дорогих боевых самолётов, а в моторы крылатых ракет наверняка не идёт вообще – они всегда малоресурсные, и наверняка непредельные по температуре, а также как минимум отчасти оптимизированы по экономике. Не знаю какие там сплавы, а то можно было бы посмотреть. А для авиации такие: (скопировал из своих записей):
ренийсодержащие жаропрочные сплавы (ЖС)
ВЖМ1, ВЖМ3, ЖС36, ЖС40
сплав ЖС-26
2%Re
двигатель ПС-90А
сплав ЖС-32 второе поколение
4%Re
1 ступень турбин высокого давления, двигатели РД-33, АЛ-31Ф
двигатель ПС-90А II
сплав ЖС-32М, ЖС32-ВНК
Re4%
сплав ЖС-36 второе поколение
2%Re
двигатель ПС-90А2
сплав ЖСКС–2
1%Re
стационарные ГТД
сплав ВЖМ-1ВИ
Re9%
сплав ЖС47
9.3%Re
сплав ЖС50
6%Re
двигатель 5 поколения, возможно ПС90А2, ПС-12
сплав ЖС55
9%Re
двигатель 5 поколения
При соответствующем охлаждении лопатки из такого сплава способны работать при стехиометрической температуре газов до 2200 К.Существенно (в 5 раз) растет ресурс двигателя, что окупает затраты на дорогой рений в сплаве.
Помню попробовал посчитать сколько рения в таком моторе. Получилось порядка килограмма при 6%, потому при ежегодной добыче порядка 50т, боевая авиация на потребление рения почти не влияет.
|