Святослав Князев , «КМ онлайн» – km.ru 14.12.2019, 10:24
Если бы российская столица участвовала в исследовании как отдельная страна, она бы заняла верхние строчки рейтинга
На днях Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Program for International Student Assessment) обнародовала[1] данные своих исследований за 2018 год. И они содержат массу информации для размышления.
Фото с сайта Pixabay.com
Исследование проводится с 2000 года. В 2018-ом в нем приняли участие порядка 600 тыс. 15-летних школьников из 79 стран мира, определенных для репрезентативности по специальной демографической подборке. Интерес планеты к работе, проводимой PISA, растет – в первом исследовании участвовали всего 32 государства.
Школьники демонстрировали свои знания в трех основных сферах: математике, естественных науках и читательских навыках. Составители вопросов постарались, чтобы их работа позволяла оценить не только конкретные знания, но и критическое мышление с креативностью.
Россия в ходе последнего исследования заняла 31-ое место по чтению, 30-е по математике и 33-е в сфере естественных наук. Если брать баллы – то по всем трем направления результаты РФ были «выше среднего». Однако в динамике показатели сместились вниз – в ходе прошлого исследования российские школьники находились на 26-м месте по читательской грамотности, на 23-м месте по математике и на 32-м месте по естественным наукам.
При этом показатели Москвы[2], которая была выделена в отдельную категорию, напротив, уверенно выросли. Если бы российская столица участвовала в исследовании как отдельная страна, она бы заняла 3-е место в мире по чтению, 5-е место по математике и 6-е в области естественных наук. В целом московские школьники оказались гораздо грамотнее всех своих «западных» коллег.
Немного опередили их только занявшие все призовые места на учебном пьедестале азиатские страны. Так, во всех категориях уверенно лидирует Китай (представленный 4 провинциями), на 2-й позиции во всех категориях – Сингапур. На 3-м месте по математике и естественным наукам – специальный административный район Китая Макао.
На фоне «азиатского прорыва» успехи богатых западных стран выглядят сравнительно скромно. Во вторую половину первой десятки попали Канада, Финляндия, Ирландия и, что достаточно любопытно, Эстония. Германия второе исследование подряд теряет позиции, и находится сейчас на 18-20-м местах в различных категориях. США заняли 13-е место по чтению, 18-е по естественно-научной грамотности и 37-ое по математике.
При этом эксперты отмечают рост образовательного расслоения[3] в Соединенных Штатах. Примерно пятая часть американских 15-летних школьников демонстрируют навыки по чтению и пониманию текста на уровне 10-леток.
Впрочем, в России, образовательное расслоение тоже явно растет. Причем, по «географическому» принципу. Ведь Москва по всем основным образовательным параметрам вырвалась в мировые лидеры, обойдя весь «западный» мир. А среднероссийские образовательные показатели, хоть и достаточно приличные, но все равно отстают от «призеров».
Кому стоит огорчаться, так это Украине. Она оказалась в 40-х позициях, да еще и с уровнем математической грамотности «ниже среднемирового». Интегральные показатели Незалежной – на уровне Турции. А ведь еще в 1991 году украинские наука и образование были в числе, как союзных, так и мировых лидеров.
В Харькове впервые в СССР расщепили ядро атома и сконструировали лучшие советские танки. Огромный вклад украинские НИИ и вузы (в которые присылали специалистов из всего СССР) сделали в развитие ракето-, авиа – и судостроения. Косвенно это свидетельствует о том, что школа в УССР также была приличной. Движение вниз действительно стремительное...
Но какие выводы из итогов PISA-2018 нужно сделать России?
Во-первых, проанализировать «внутренний» московский опыт, позволивший столице стать одним из мировых образовательных лидеров. Внедрив его в масштабах страны, можно резко нарастить общенациональный человеческий капитал. Объяснить все банальным «деньгами» – не получится. Ведь столица РФ, как минимум, оставила далеко позади многие богатые страны.
Во-вторых, судя по всему, нам есть чему поучиться у китайцев. В западной прессе после объявления результатов PISA появились, конечно, желчные материалы по поводу того, что Пекин «не случайно» проводил исследование только на территории четырех своих провинций.
Однако здесь не следует забывать о том, что практически любая китайская провинция по численности населения может потягаться с немалым европейским государством, поэтому ирония американских журналистов здесь совершенно неуместна. Если Китай смог так подготовить школьников «всего лишь» в четырех провинциях – это все равно круто.
В-третьих, стоит понимать, что даже незначительная негативная динамика в годовом измерении – это нехорошо. Это может быть «погрешностью выборки», а может быть и тенденцией. Поэтому за работу над ошибками стоит садиться побыстрее, особенно с учетом наличия позитивного московского опыта прямо под рукой.
Источник km.ru/v-rossii/2019/12/13/obrazovanie-v-rossii/864008-pisa-kuda-dvizhetsya-mirovoe-obrazovanie 14.12.2019, 10:24
Ссылки
|