Деловая газета «Взгляд» – vz.ru
Настоятель монастыря Всемилостивого Спаса на острове Вашон, штат Вашингтон, США, иеромонах Трифон подвергся нападению неизвестного хулигана.
Будучи на заправочной станции, иеромонах заметил человека, который приближался к нему, с яростью глядя на его нагрудный крест. «Когда он увидел крест, он как с ума сошел», – рассказал отец Трифон. Подойдя к священнику, неизвестный спросил: «Ну как Трамп?» Отец Трифон, человек совершенно аполитичный, с недоумением ответил: «Понятия не имею», – после чего незнакомец ударил в его лицо и сбил с ног. «Я никогда не получал такого сильного удара», – говорит священник.
В данном случае нам, очевидно, скажут, что это просто мелкое происшествие из криминальной хроники. Такое бывает. В любой стране хулиганы совершают бессмысленные акты насилия против самых разных людей. Власти расследуют инцидент. Он произошел на глазах у множества свидетелей, лицо преступника хорошо видно на записях видеокамер, очевидно, безобразника скоро найдут и осудят. Совершенно незначительный эпизод, пролистываем.
Но что если бы жертвой нападения стал не настоятель монастыря[1] Русской православной церкви за границей, а представитель какой-то другой группы?
Нам не нужно напрягать воображение – потому что еще не затих скандал[2] с известным актером Джусси Смоллеттом, который сообщил, что подвергся нападению со стороны двух белых хулиганов, выкрикивавших оскорбления ему как чернокожему и гомосексуалисту. Это «преступление ненависти» вызвало бурю негодования. Побитый актер оказался в центре общественного внимания, пресса наполнилась гневными статьями против ужасающего расизма и гомофобии, которые расцвели в трамповской Америке, люди вышли на демонстрации в его поддержку.
Некоторые сенаторы назвали нападение «современной попыткой суда Линча», Конгресс призвали принять специальный «закон против линчевания». Президент Трамп назвал нападение «ужасным».
Недавно в Канаде был случай, когда вообще никто никого не ударил – а просто подростки из католической школы состроили кривые и презрительные мины индейцу, одетому в национальный костюм и бившему в барабан. Потом оказалось, что индеец вел себя неадекватно – но ребят уже успели заклеймить[3] на весь англоязычный мир как злобных, исполненных ненависти расистов.
Можно ли ожидать подобной реакции на преступление против отца Тихона?
Вроде бы налицо нападение на человека, обусловленное его принадлежностью к определенному религиозному и национальному сообществу, самое что ни на есть «преступление ненависти». Пожилой и абсолютно безобидный человек подвергся неспровоцированной атаке из-за того, что его внешность и одеяние выдавали в нем священника Русской православной церкви.
Прочитаем ли мы на тех же ресурсах гневные статьи против русофобии и христианофобии, увидим ли обвиняющие персты, указующие на медиа, месяцами забивавшие мозги читателей воображаемым сговором изменника Трампа с этими страшными, ужасными, коварными русскими, которые покусились на американскую демократию?
Увидим ли мы массовую кампанию, в ходе которой Голливуд будут обвинять в насаждении ненависти через образы русских[4] (или даже более конкретно, именно церковных[5] русских православных) злодеев? Вот в фильме «Джек Райан: теневой рекрут» спящие агенты оказываются ревностными православными[5] и приступают к своей миссии по погублению Америки после того, как в православной церкви (прихожанами которой они являются) читают отрывок из библейской книги «Плач Иеремии», где речь идет о гневе Божием на нечестивое царство.
Православная церковь в целом в фильме показана как инструмент злодейской антиамериканской деятельности. Станут ли пресса и Голливуд платить и каяться, ползать на коленях, изгонять всех заподозренных в недружелюбии к русским или православным и клясться, что больше никогда – как это делается, когда их подозревают в недружелюбии к некоторым другим группам?
Нет, такой массовой кампании мы точно не увидим. Возможно, кто-то из американских консерваторов и укажет на этот случай, но ничего столь масштабного, как в ситуации с Джусси Смоллеттом, не будет.
Почему такая асимметрия? Ответ достаточно очевиден: разговоры о «борьбе с ненавистью» – это пропагандистское оружие, а оружие употребляют против неприятеля – не против себя же! Обличение «ненависти», «атмосферы ненависти», «пропаганды ненависти», «ненавистников» – это риторический прием, характерный для совершенно определенной политической среды, и для этой среды священник, да еще и православный, да еще из русской церкви – по определению не может быть жертвой «преступления ненависти».
«Преступления ненависти» – это те и только те преступления, которые могут быть использованы для демонизации консервативных, христианских сил и для продвижения прогрессивной либеральной идеологии.
Если хулиганы напали на гомосексуалиста, то это преступление ненависти, проявление гомофобии, и в этом нападении виноваты все, кто не разделяет либеральных взглядов. Конечно, консервативные христиане не принимали в нападении никакого участия, более того, его безоговорочно осуждают – но, раз они считают образ жизни Смоллетта греховным, они повинны в создании «атмосферы ненависти», надышавшись которой хулиганы и пошли на преступление. Они должны осознать свою вину и пересмотреть свои взгляды. Упираются? Ну, этим они доказывают, какие они злобные ненавистники, которых должны с негодованием осудить все честные и гуманные люди.
Источник vz.ru/opinions/2019/4/24/974440.html
Ссылки
|