Николай КОРИНЬ , «Одна Родина» – odnarodyna.org 05.02.2019
Худшее уже позади, и теперь Украине нужно «четко определить приоритеты и сделать акцент на тех секторах экономики, где мы можем выйти на лидерские позиции», заявил[1] Порошенко на форуме «От Крут до Брюсселя. Мы идем своим путем». Всего глава государства выделил пять «точек прорыва, которые подтолкнут нас вперед». Но достичь успеха в четырех из них без налаживания отношений с Москвой попросту нереально.
Ничего не меняется
Примечательно, что Россию в своей речи Порошенко упомянул 30 раз, и каждый из них – в негативном контексте. С ней он связывает войну, экономическую агрессию и торговую блокаду. Рядом с названием государства, прочно удерживающего статус крупнейшего торгового партнера Украины, мелькнули такие слова, как «наш враг», «имперские амбиции», «нашествие», «пропаганда», «агрессия», «газовая игла», «реванш» и даже такой поэтический оборот как «смертоносные объятия».
С ЕС все ровно наоборот. Во время своего выступления П. Порошенко произнес однокоренные с Европой слова 31 раз, и все в позитивном свете. Играя на умело созданных стереотипах, президент все время пытался выдать ЕС за какую-то высочайшую планку экономического развития, к которой управляемая им страна уже приблизилась и даже кое-где достигла этого высочайшего уровня. По отношению к ЕС у главы Украины нашлись такие слова, как «вектор развития», «интеграция», «стратегический курс» и даже «цивилизационный союз». Более того, Порошенко подчеркнул, что «никто в страшном сне не представит себе, чтобы он [ЕС] когда-нибудь закрыл рынок для украинских товаров». То есть сейчас, по его мнению, европейский рынок для отечественных предприятий полностью открыт?!
(president.gov.ua)
Фактически речь Порошенко означает, что он считает выбранный путь в экономике верным, и никаких изменений не планирует. Все будет, как сейчас, более того, «достигнув макроэкономической стабилизации и возобновления роста мы, наконец, создали основу для того, чтобы начать наступление против бедности», подчеркнул он и выделил пять направлений: агропромышленный комплекс, IT-услуги, машиностроение, туризм и логистика. Правда, «макрофинансовый стабилизацией Порошенко считает обвал гривны с 8 грн. за доллар до 28 грн., безудержный рост цен и тарифов, полную неспособность самостоятельно рассчитываться по долгам! Вообще-то, в мировой экономике такая ситуация называется катастрофой!» подчеркивает[2] бывший премьер-министр Украины Николай Азаров.
АПК
Первая точка роста – это агропромышленный комплекс. Глава государства делает упор на то, что «население мира ежегодно растет в среднем на 80-85 млн. и, по имеющимся прогнозам, до 2024 года превысит 8 млрд. И все хотят есть. Очевидно, тут огромнейшая ниша для Украины как для глобального аграрного лидера». Все вроде бы верно, но не совсем.
Во-первых, П. Порошенко пользуется устаревшими данными. Если в 2017 году население Земли действительно увеличилось[3] на 83 млн. человек, но по итогам прошлого года – только на 5,3 млн[4]. Более того, есть подозрения, что некоторые страны Азии и Африки попросту занимаются приписками. К примеру, исходя из данных[5] статистики Государственного комитета по делам здравоохранения и планового деторождения КНР, население Поднебесной впервые за последние 70 лет начало сокращаться (-1,27 млн.).
Во-вторых, привлекательные продовольственные рынки находятся не вообще «в мире», а в конкретных странах. Из десятка стран с самым большим населением Украина граничит только с Россией, но входу украинских аграриев на ее огромный продовольственный рынок мешают взаимные санкции. Кроме того, РФ – это мост в Юго-Восточную Азию, где находятся крупнейшие страны-импортеры еды. Именно по российской скоростной железной дороге Минск активно отправляет[6] свою сельхозпродукцию в Китай, приспособившись заполнять возвращающиеся назад из ЕС в Поднебесную пустые ж/д контейнеры. Но Киев с упорством, достойным лучшего применения, пытается пробиться на рынки ЕС и США, которые сами являются крупными производителями и экспортерами сельхозпродукции.
(dsnews.ua)
В-третьих, именно скоростные железнодорожные поставки продовольствия через РФ смогут просто открыть для Украины китайский, а в перспективе и корейский, японский, вьетнамский, а также другие крупные азиатские рынки, но и изменить структуру аграрного экспорта. Готовая продукция последние три года занимает[7] в нем лишь 16%. Остальные 84% - это сырье, как правило зерно. Тогда как, по словам самого Петра Алексеевича, «настоящее лидерство возможно только при условии, когда экспорт переработанной продукции будет значительно превышать экспорт сырья». К примеру, 66% белорусского железнодорожного экспорта в Китай – это молочная продукция, 16% льноволокно, 11% рапсовое масло и 1% мясная продукция.
Наконец, в-четвертых, современный АПК не может функционировать без минеральных удобрений и дизельного топлива, основным поставщиком которых на Украину является Россия. Все попытки прекратить с ней торговлю по столь чувствительным позициям больно бьют по отечественным аграриям, что ярко проиллюстрировало[8] эмбарго на импорт российских удобрений. Если же Киев наладит экономические взаимоотношения с Москвой и АПК получит российские товары по более приемлемым ценам, это даст толчок всей украинской экономике.
Машиностроение
Развитие IT-сектора, который президент назвал второй точкой роста, почти целиком зависит от решения внутриукраинских проблем, а вот сделать машиностроение одним из локомотивов экономики без помощи РФ у Киева точно не получится. «Традиционно в Украине сильными были и авиастроение, и космическая отрасль, судостроение, военно-промышленный комплекс», – говорит П. Порошенко, но без кооперации с российскими предприятиями и российского рынка сбыта все машиностроительные отрасли попросту умрут (как первые три из вышеперечисленных), или будут топтаться на месте в технологическом тупике (как ВПК).
За последние пять лет европейский вектор развития четко показал, что «продать готовый автомобиль или вагон в ЕС невозможно, а вот продать провода, которые потом в ЕС будет использованы для строительства Аэробуса возможно и реально. Вот это наше будущее», говорит[9] глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Еще останутся давальческие схемы, когда сырье, технологии и даже оборудование завозят из-за рубежа и проводят отверточную сборку, а также производство отдельных простейших деталей (кабелей, подшипников) для иностранных компаний, которые продадут потом Украине готовые ж/д локомотивы, вагоны, самолеты...
Еще один немаловажный фактор – цены на энергоносители. Промышленность, особенно химическая, просто не выдерживает курса «энергетической независимости» от Москвы. Цена газа, немецкий хаб плюс доставка до Украины породили заоблачный тариф для предприятий ($390-430 за тыс. кубометров). А если Киев окончательно скинет с себя «имперские оковы» и прекратится транзит российского газа после 2019 года, то последствия будут и вовсе непредсказуемыми.
Логистика и туризм
Последним П. Порошенко упомянул инфраструктуру, модернизация которой позволит Украине не только стать «транспортно-логистическим хабом Европы», но и войти в «десятку наипопулярнейших культурно-туристических направлений», а «туризм – это колоссальный рынок для малого и среднего бизнеса». Все это реально, но только не в условиях, когда 3/4 своей границы (с Россией и Приднестровьем) Украина собственноручно заблокировала, вживаясь в роль «европейского вала» или «ворот Европы». А если учесть периодическую блокировку[10] границы с Белоруссией, то окошко во внешний мир для Киева и вовсе сужается до неприличия.
Реальным транспортно-логистическим хабом Европы становится не Украина, а Белоруссия (sputnik.by)
Транспортный хаб – это центр, узел, мост между экономическими центрами современного мира. Единственная возможность для Украины им стать – это присоединиться к китайско-российским проектам развития скоростного железнодорожного сообщения между КНР и ЕС, но пока Киев решительно не желает пользоваться своим выгодным географическим положением и безропотно отдал эту привилегию в руки Минска.
Такую же стену Порошенко выстроил и для граждан РФ, которые ранее составляли[11] львиную долю туристов, посещающих Украину. Если же президент собрался привлекать европейцев, то его регулярные стенания о полномасштабной войне с Россией вряд ли подействуют нужным образом на западную аудиторию. Есть, конечно, любители острых ощущений (к примеру, посетители чернобыльской зоны отчуждения), но на них туристическую отрасль не разовьешь.
В конечном счете для развития экономики Украины нынешнему главе государства придется налаживать диалог с Москвой, в противном случае вся его стратегия развития лопнет как мыльный пузырь. То же касается и следующего президента страны.
Николай КОРИНЬ
Источник odnarodyna.org/content/uspeh-poroshenkovskoy-ekonomicheskoy-strategii-na-80-zavisit-ot-rossii 05.02.2019
Ссылки
[10] – | Украина заблокировала поставки азотных удобрений из Беларуси - Хартия'97 :: Новости Беларуси - Белорусские новости - Новости Белоруссии - Республика Беларусь - Минск
14.12.2018, 9:47
charter97.org/ru/news/2018/12/14/316429/
|
|