ardelfi.livejournal.com 10.04.2018 15:27
Все сколько-нибудь честные люди что-то знают об EmDrive – электромагнитном двигателе на малопонятном принципе, не использующем реактивную тягу и выброс рабочего тела, и потому потенциально открывающем всю Систему. Так вот, новостей по этому предмету нет и не будет ещё лет десять несколько – изобретатель сообщил что у него достаточно финансирования лет на десять работы, и просьба не беспокоить пока не будет готово третье поколение, которое по его ожиданиям даст возможность сделать не только космический двигатель, но и двигатель для летающего при нормальной гравитации транспорта. Однако! Внезапная и волнующая новость от НАСА на ту же тему – у них завёлся и показал тягу на испытаниях аналогичный двигатель на совсем другом принципе. Тяга ничтожная, но она есть, а сам двигатель фактически является пьезокерамическим конденсатором, который в самом простейшем изложении (пока без подробностей, чтобы не повредить мозг) тянет массу на себя когда она тяжёлая, и отталкивает от себя когда она лёгкая. Если изобретателям таки повезло, эффект возможен аналогичный EmDrive – открывается вся Система, а за 25 лет они рассчитывают не только долететь до Проксимы, но и выйти на её орбиту. В подтверждение серьёзности намерений НАСА обеспечила финансирование проекта на более высоком уровне[1].
А теперь грязные подробности, в которых может быть полно недоразумений и ошибок, потому что двигатель взаимодействует со Вселенной (да, которая с большой буквы) в самом принципе своей работы. Называется аппарат « двигатель на эффекте Маха[2] ». Кроме НАСА им занимаются немцы, что даёт некоторую ненулевую надежду на реальность происходящего. Чтобы укрепить оптимизм зрителей, презентация проведена при фоновом звуке из жутких коридоров межзвёздного корабля «Ностромо» в кинофильме «Чужой».
Невозможный двигатель EmDrive: в космос без топлива
Журнал «Популярная механика» (№2, Февраль 2017)
В самом конце 2016 года Китайская академия космических технологий (CAST) сообщила, что уже несколько лет проводит собственные исследования потенциальных возможностей EmDrive и его применения. По словам одного из руководителей CAST Чэня Юэ, организация провела собственные, «многолетние и многократно повторенные» эксперименты, подтвердившие наличие у EmDrive тяги. Использованный в Китае прототип создавал всего несколько миллиньютонов, но в ближайшее время будут разработаны новые конструкции, рассчитанные на 100 мН и больше. Возможно, они будут испытаны уже на орбите.
SSI at NIAC 2017: Mach Effects for In Space Propulsion: Interstellar Mission” - YouTube – 28 сент. 2017 г.
Чтобы достичь скорости 0.4с для межзвёздного полёта и выхода на орбиту Проксимы, аппарат требует множества улучшений конденсатора: напряжение на уровне первых сотен вольт, частота на уровне первых гигагерц, ресурс отдельного компонента на уровне десятков лет, и всё это сделано из несколько экзотичных (но реальных) материалов при значительных размерах кристаллов. В результате, при целевой тяге 1Н, получается посчитать время полёта к разным объектам Системы[3], и время получается как в Expanse, но без лютых двухзначных ускорений: к Плутону за 111 дней с выходом на орбиту, к Нептуну 96 дней, к Сатурну 52 дня, к Марсу 12 дней. Заманчиво, но есть один маленький пустячок. Для всего этого хозяйства потребуется немало мегаватт чистого и стабильного электричества, для межзвёздного варианта – на протяжении десятков лет, которое по ожиданиям изобретателей будет проистекать из ядерного реактора, которого у них нет и пока не предвидится. И тут из кустов вываливается корпорация Локхид-Мартин с без преувеличения безумным проектом термоядерного реактора мощностью ~100МВт с запатентованной возможностью установки на всё что шевелится[4], в том числе на объект, визуально напоминающий самолёт Ф-16, а также на космические корабли. Причём безумие сконцентрировано вовсе не в магическом решении проблем удержания D-T плазмы, а в потоке нейтронов от этой реакции, которые и несут большую часть энергии. Что авторы изобретения предполагают сделать, чтобы эти нейтроны крутили турбины самолёта, фантазия представить не смогла.
Есть и другие проекты на эти темы, в которых реалистичность совмещена с двойным применением. Внимание привлёк проект НАСА по импульсной ядерной двигательной установке[5], в которой пеллет с ураном-235 и D-T капсулой подрывается в магнитном поле Z-пинчем (возможны неточности в описании принципа), что как-то направляет поток плазмы преимущественно в одну сторону, создавая тягу с очень большим импульсом. Однако! Планы взрывать микрозаряды в импульсном магнитном поле для создания "луча" плазмы моментально напоминают любому сколько-нибудь честному человеку об орудии Ямато – главном калибре терранских крейсеров по некоторым любопытным версиям истории будущего. В той истории мотив был несколько иным, но сам факт интереса к созданию направленного потока плазмы от ядерного взрыва в импульсном магнитном поле добавляет оптимизма о светлом и тёплом будущем терранов. Ведь возможность вывода в космос, постройки в космосе, и перемещения в космосе больших платформ с ядерной энергетикой на борту, и возможно с ядерной пушкой почти неограниченного (гравитацией) калибра, создаёт связь с ещё одной версией истории, хотя и из далёкой-далёкой галактики. В любом случае это уверенный прорыв в освоении космоса с экономическими, миротворческими и прочими целями.
Хорошие новости на этом не заканчиваются. До начала третьего сезона Expanse остаётся последний день, и вместо ненужных рассуждений о светлом и тёплом будущем космической экономики и миротворческих операций терранов, достаточно сказать лишь три слова, с едва сдерживаемым оптимизмом и нетерпением мысленно дымя сигарой в мысленном скафандре: «it's about time!»
Imaginary cigar inside imaginary armor - YouTube – Дата загрузки: 4 апр. 2018 г.
Ссылки
|