Владимир Смирнов, Анастасия Иванова , «RT» на русском – russian.rt.com 09.12.2017, 13:03
Венецианская комиссия Совета Европы составила заключение по поводу украинского закона «Об образовании». Рабочая группа комиссии рекомендовала внести в закон поправки, чтобы избежать возможной дискриминации русскоязычного населения. Также она посоветовала увеличить переходный период, чтобы сделать реализацию реформы более плавной. О том, на какие ещё проблемы закона «Об образовании» указали эксперты Венецианской комиссии и как на это отреагировали на Украине и в соседних странах, — в материале RT.
Венецианская комиссия Совета Европы выступила с критикой текущей редакции принятого на Украине закона «Об образовании», поскольку она не решает проблем, касающихся русского языка. В рабочей группе рекомендовали внести в закон поправки во избежание возможной дискриминации русскоязычного населения и увеличить переходный период для постепенной реализации реформы, сообщает РИА Новости.
Согласно выводам комиссии, новый закон[1] обеспечивает правовую основу для преподавания некоторых предметов на языках Евросоюза, однако „не предлагает решений для языков, которые не являются официальными в ЕС, в частности русского как наиболее широко используемого негосударственного языка“.
„Менее благоприятное отношение к этим языкам трудно каким-либо образом оправдать, следовательно, это вызывает проблему дискриминации“, — подчёркивается в сообщении.
Венецианская комиссия предложила внести поправки в ст. 7[2] («О языке образования») и заменить это положение более сбалансированным, поскольку текущая редакция «сильно отличается» от проекта, по которому проводились консультации с национальными меньшинствами.
„Она содержит ряд двусмысленных положений и, как представляется, не даёт необходимых указаний относительно применения международных и конституционных обязательств страны. Точный объём гарантий получения образования на языках нацменьшинств в основном ограничен начальным образованием и неясен“, — говорится в докладе.
Также отмечается, что законодательство „позволяет радикально изменить прежний языковой режим на систему, ориентированную на обязательное использование украинского языка как языка образования“.
В комиссии рекомендовали обеспечивать „достаточный уровень преподавания“ на официальных языках ЕС для нацменьшинств на начальном и среднем уровнях помимо преподавания государственного языка, а также „повышать качество преподавания украинского языка как государственного“.
Также в Совете Европы рекомендовали освободить частные школы от новых требований и проводить реформу более плавно, поскольку „короткий срок для внедрения новых правил вызывает серьёзную озабоченность качеством образования“.
„Важно, чтобы внедрение закона не поставило под угрозу сохранение культурного наследия меньшинств“, — говорится в докладе.
Кроме того, Венецианская комиссия предложила киевским властям проявить гибкость в будущем законе о среднем образовании, чтобы он „мог предусматривать более сбалансированные решения“.
„Действующий закон об образовании является рамочным, а будущий закон о среднем образовании, который ещё только предстоит принять, мог бы предусматривать более сбалансированные решения“, — отметили в Совете Европы.
Окончательное оглашение выводов Венецианской комиссии планируется в понедельник, 11 декабря.
«Сбалансированно и конструктивно»
В Министерстве образования и науки Украины (МОН) назвали сбалансированным и конструктивным ход финального заседания Венецианской комиссии по ст. 7 закона «Об образовании» и выразили готовность способствовать детализации этого положения.
„Совместно с национальными общинами МОН будет работать над дальнейшей разработкой различных подходов к обучению меньшинств с учётом их образовательных потребностей. Основная цель — обеспечить достаточный уровень владения как государственным, так и родным языками“, — заявили в ведомстве.
Там также согласились с рекомендацией Венецианской комиссии по удлинению переходного периода при реализации реформы образования. Сейчас в законе «Об образовании» говорится, что языковая статья должна полностью вступить в силу в 2020 году.
„Министерство образования и науки Украины соглашается, что с педагогической точки зрения продление переходного периода является обоснованным и полностью поддержит эту рекомендацию“, — подчёркивается в сообщении на официальном сайте Минобрнауки[3].
В ведомстве также поблагодарили Венецианскую комиссию за оперативную работу над рекомендациями к принятому закону и выразили готовность и дальше сотрудничать с экспертными органами Совета Европы.
„Украина готова и в дальнейшем сотрудничать с соответствующими экспертными органами Совета Европы для развития законодательной базы в сфере обеспечения прав национальных меньшинств. Кроме того, Украина призывает партнёров-соседей к конструктивному диалогу“, — добавили в министерстве.
Консультации обязательны
Критические выводы Венецианской комиссии касательно 7-й статьи украинского закона «Об образовании» приветствовал румынский МИД. Во внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что документ должен быть приведён в полное соответствие с мнением экспертно-консультативного органа при Совете Европы по вопросам конституционного законодательства, сообщает ТАСС.
В МИД отметили, что мнение Венецианской комиссии подтверждает сделанный румынской стороной вывод о негативных последствиях этой статьи для прав национальных меньшинств на Украине.
„Венецианская комиссия критикует 7-ю статью и требует изменить её, считая, что она расплывчата, лишена юридической точности и не гарантирует адекватным образом права на образование на языке меньшинств, — говорится в сообщении. — Комиссия рекомендует, чтобы в процессе применения закона культурное наследие меньшинств не подвергалось опасности, и была обеспечена преемственность образования на языках меньшинств в их традиционных школах“.
Во внешнеполитическом ведомстве выразили уверенность, что Киев должен консультироваться с представителями румынского меньшинства на Украине прежде, чем предпринять какой-либо шаг по разработке или применению украинского законодательства в области образования.
„В соответствии с обязательствами украинского правительства как по отношению к румынской стороне, так и в многостороннем контексте, МИД Румынии настаивает на необходимости принятия украинскими властями всех необходимых мер, в особенности законодательных, для приведения закона об образовании в полное соответствие с мнением Венецианской комиссии“, — отметили в дипломатическом ведомстве.
Аналогичное мнение выразил и глава МИД Венгрии Петер Сийярто, заявивший о необходимости полной имплементации замечаний рабочей группы Совета Европы.
„Те права, которые уже имеют национальные меньшинства, не могут быть отобраны. Это принципиальные и фундаментальные вопросы, которые предусмотрены конвенциями ООН и Советом Европы, а также заключительным заявлением саммита «Восточное партнёрство»“, — заявил министр.
Он добавил, что уже говорил премьер-министру Украины Владимиру Гройсману о важности полноценных консультаций перед внесением серьёзных изменений в законодательство, сообщает Интерфакс-Украина.
„Я сказал премьер-министру Гройсману, что если вы делаете такие фундаментальные изменения в законе, которые могут оказать влияние на меньшинства, то вы предварительно должны были бы провести все необходимые серьезные консультации, чего сделано не было“, — заявил Сийярто.
Накануне, выступая на 24-м заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ в Вене, венгерский министр заявил, что принятый на Украине закон «Об образовании» вызвал разочарование официального Будапешта.
Критическое заявление[4] в ходе выступления на пленарном заседании СМИД ОБСЕ сделал и глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, назвавший реакцию Брюсселя на данный закон «крайне невнятной».
„Он“ (закон. — RT) грубо „нарушает международные обязательства Киева в отношении языковых и образовательных прав. /…/ Надеюсь, все понимают постыдность потакания затеянной игре против русского языка, родного для миллионов граждан Украины“, — заявил Лавров.
Ссылки
|